«В период подготовки к юбилею нам многое стало понятно»

Накануне тысячелетия корреспондент «Северного края» встретилась с мэром Ярославля Виктором Волончунасом.

– В преддверии юбилея в городе развернулась огромная работа, которая у всех на виду. Никогда ещё у нас столько не строили, не ремонтировали, не реставрировали. И всё-таки у всех один вопрос: успеем ли? Ведь что-то из начатого явно переходит «на потом». Вы лично, Виктор Владимирович, с каким чувством встречаете юбилейный сентябрь: с чувством удовлетворения от того, что сделано, или огорчения от того, что не удалось?  


– Я не считаю нас побеждёнными, имея в виду команду губернатора и мэрии, в плане того, что мы чего-то не успели. Да, если бы не экономический кризис, который нам сильно подпортил ход подготовки к празднику, наверное, сделали бы больше и быстрее. Тем не менее, несмотря на кризис, программа подготовки города к 1000-летию выполнена, из неё не выпало ни одного объекта, и это действительно у всех на виду. Берегоукрепление Волги с реконструкцией и строительством новых участков набережной. Два моста – через Волгу и Которосль с соответствующими развязками. Расселение аварийного жилья и ремонт существующего. Реконструкция «Шинника». Масштабная реконструкция Московского проспекта. Ремонт и реконструкция внутригородских дорог – во многих случаях с заменой инженерных сетей. Реставрация памятников архитектуры и фасадов сотен зданий. С трудом, но строится концертный зал, и он будет украшать наш город, станет классным очагом культуры.

Больше того, программа подготовки к 1000-летию дополнена. Например, новый корпус больницы имени Соловьёва стоимостью свыше 600 миллионов рублей готов и стоит под крышей, а ведь его не было в программе. Планетарий: мы его делали за счёт средств собственного бюджета в расчёте на поддержку Федерации, но положительное решение получили только в июле. И думаю, мы правильно сделали, что взяли кредит на доделку этого объекта. Это ускорило строительство, которое сейчас в стадии завершения. Правда, заказанное тогда же, в июле, в фирме «Карл Цейс» проекционное оборудование придёт только в конце октября. Чтобы смонтировать его, понадобится некоторое время. Но главное – мы не отступили и продолжаем трудиться над созданием качественно нового культурно-просветительного центра.

О концертном зале. Тот объём финансирования, который был на него выделен, покрывал общестроительные работы и часть оборудования. Тем не менее подрядчики продолжают работать, хотя, чем ближе к вводу, тем острее становится этот дефицит. И всё-таки малый зал, предназначенный для различных конференций и форумов, сегодня находится в очень хорошей степени готовности. А большой зал, с учётом того, что оборудование для него только должно подойти, потребует ещё немало трудов для качественного монтажа. Он станет прекрасным подарком городу.

О берегоукреплении. На 1 сентября завершена та часть, которая предусмотрена контрактом и финансируется местным бюджетом и бюджетом Российской Федерации. Ремонт и реконструкция мостов на Которосли выполнены. Дороги, подлежащие реконструкции, в целом доделываем, останутся только надземные переходы. Но тут надо хорошенько подумать. Насколько удачным окажется тот переход, который сейчас делается у Московского вокзала? Если он не приживётся, и люди, нарушая правила движения, будут всё равно перебегать дорогу внизу, то, может быть, и не надо нам делать другие такие же?

В числе тех работ, необходимость в которых стала очевидной по ходу реконструкции Московского проспекта, – расширение путепровода у Ярославского электровозоремонтного завода. Эта работа тоже раньше не планировалась, но при поддержке Министерства транспорта и руководства Российских железных дорог выполнена буквально на ходу, без остановки движения. В результате от Московского вокзала до моста через Которосль город получает три полосы движения, одна из которых выделяется исключительно для общественного транспорта. Для России это новинка, пока такое есть только в Москве.

Некоторые задают вопрос по поводу «раскопок» на Московском проспекте, которые идут до сих пор. Они вызваны намерением сделать три полосы движения сквозными – от улицы Калинина до Которосли. Это очень большая работа, чтобы реконструируемые дороги привести в параметры действующих ГОСТов.

– По-моему, вы даже не всё ещё назвали, что сделано сверх программы. А ваш любимый зоопарк?

– Зоопарка не было в программе подготовки к 1000-летию, а он появился и работает. На днях разгрузили зубров, прибывших из Белоруссии. Новый ландшафтный вольер откроем. Конно-спортивная школа – в ней появилось два манежа, есть все основания ввести их в этом году. Методом народной стройки возводится новая конюшня. Спасибо спонсорам за это и за многое другое, что позволило обеспечить подготовку к юбилею.

Спонсоры помогли с реконструкцией Стрелки. Фирма Виктора Ивановича Тырышкина спонсировала строительство Успенского собора. Вадим Юрьевич Орлов, председатель совета директоров «Техуглерода», профинансировал восстановление Казанского собора и 1000-пудовый колокол. Владимир Иванович Галагаев оплатил экспонаты музея «Космос». Шинный завод построил в парке 1000-летия фонтан. Весь основной объём работ в этом парке выполнен спонсорами. Я искренне благодарен им за всё, что сделано в дополнение к основной программе подготовки к 1000-летию. И основная программа, и наши дополнения к ней – это огромный прорыв в застройке и благоустройстве города.

– А вы уверены в качестве тех работ, которые сделаны и сейчас ещё делаются?

– В строительстве я уверен. Уверен в качестве новых мостов и подходов к ним. Не вызывает сомнения качество строительства концертного зала, планетария, реконструкции «Шинника». Кое-кто всё время пытается убедить нас в плохом качестве дорожных работ. Но я хочу спросить: разве плохое покрытие на «Юбилейном» мосту и мосту через Которосль? Я убеждён, что дорожники работают там не менее качественно, чем наши. Приходится считаться и с тем, что из-за несовершен­ства предпроектной работы где-то вдруг вылезет труба или кабель. Это следствие процессов, происходивших в стране в начале 1990-х годов, когда многие дороги и участки передавались городу от предприя­тий, можно сказать, вслепую. Из-за секретности, существовавшей в стране многие годы, отсутствовала даже топографическая съёмка некоторых сетей. Всё это создало много неприятных моментов при реконструкции дорог, приводило к многочисленным переделкам.

Но несмотря на все сложности и на кризисное состояние бюджета, мы делали косметический ремонт дорог и ремонт с перекладкой сетей. В целом реконструировано почти 30 километров дорог и транспортная развязка Юбилейного моста через Волгу, которая принята в эксплуатацию.

– В городе один за другим строятся огромные торговые комплексы. Вы не считаете, что их уже слишком много?

– Не считаю. Они строятся не на бюджетные деньги, и это целый прорыв в развитии розничной торговли. «Рио», «Хоум-центр», «Флагман», «Альтаир», «Тандем», «Метро», «Ташир» в Брагине. Вместе с ними пришла новая культура торговли, богатый ассортимент товаров, и, наконец, рабочие места. Если есть инвесторы, пусть строятся. Кстати, немецкая фирма «ECE», которая собиралась строить торговый комплекс на месте трамвайного депо, уже сообщила, что её представители в ближайшее время вновь появятся в городе и начнут уточнённую предпроектную проработку. Этот комплекс будет, наверное, не таким громадным, как задумывался вначале, но, я думаю, украсит город. Инвесторы знают тенденции мировой торговли, знают сетевые компании, которые присутствуют сегодня на рынке, и намерены ориентироваться на будущее сотрудничество с ними. То есть, начиная строить, уже имеют будущих арендаторов и собственников.

Кроме торговых комплексов в городе появилось много того, чего раньше не было. Посмотрите, сколько открылось фирменных центров по продаже и обслуживанию автомобилей: «Рено», «Шевроле», «Форд», «Тойота», «Ниссан», «Хёндай». И это тоже новые рабочие места. В период подготовки к юбилею у нас построено девять новых гостиниц. Реконструирована «Юбилейная», получила новую жизнь «Которосль», открылась гостиница «Иван Васильевич» на 40 мест, гостиница «Святой Георгий» на Московском проспекте.

Да, где-то мы не успели. Например, не успели закончить гостиницу на проспекте Фрунзе, хотя она уже стоит под крышей, – сдадим её на будущий год.

– Я хотела как раз спросить об этом. Те деньги, что нам дали, а мы из-за кризиса не успели освоить их полностью, на будущий год не пропадут?

– Хочу подчеркнуть: мы осваиваем все деньги, которые нам выделены. Тем более, что просто так эти деньги не дают: с нашей стороны требуется софинансирование – такое ставится условие. Поэтому все деньги, полученные от Федерации, будут в этом году освоены. Больше того, на реконструкцию дорог нам ещё добавили больше миллиарда рублей, и мы их тоже освоим.

Мы не только осваиваем всё, но и просим ещё. Губернатор и мэрия обратились в Москву с просьбой выделить дополнительные средства для оборудования концертного зала, перинатального центра. В соответствии с программой мы получили

1 миллиард 16 миллионов рублей для расселения аварийного жилья и полностью эти деньги освоили. За счёт средств города, области и Федерации расселено 90 тысяч квадратных метров отслужившего свой срок жилья. Но его, к сожалению, ещё много, и мы попросили деньги и на этот год, и на следующий. Получим – будем и их осваивать!

– Если я правильно вас поняла, работы по строительству города, реконструкции отдельных объектов, благоустройству будут продолжены и после юбилея. Есть какая-то программа этих работ? Или они войдут в привычное русло, когда мы строили и благоустраивали по мере сил и возможностей?

– Да, всего этого будет меньше. И такой помощи от Федерации, какую получили, мы, конечно, больше не получим. В период подготовки к 1000-летию в ходе реформы ЖКХ Ярославлю только на ремонт жилья было выделено 1 миллиард 400 миллионов рублей, которые были благополучно освоены. Отремонтировано 25 процентов всего жилого фонда, что коснулось примерно 160 тысяч жителей. Это очень значимое дело. Если Фонд содействия реформированию ЖКХ готов будет продолжить с нами сотрудничество, то и у ярославцев также желание есть, мы готовы этим заниматься! Как и программой энергосбережения, на что и Правительство РФ, и губернатор обратили серьёзное внимание.

Вводом объектов конно-спортивной школы мы завершаем программу строительства спортивных сооружений, за исключением реконструкции стадиона «Шинник». Внимание и силы города будут сосредоточены на строительстве детских садов. Это очень серьёзная задача, только задумайтесь: с 2008 по нынешний год в город Ярославль переехали с родителями почти 4,5 тысячи детей в возрасте от трёх до семи лет. А это, считайте, двадцать дет­ских садов. Проблема обострилась не только оттого, что у нас выросла рождаемость, она растёт плавно, постепенно. А тут скачок, причинами которого стало отсутствие работы в некоторых регионах, приток населения из пригородных рай­онов. Так что придётся искать пути выхода из ситуации, может быть, Федерация поможет, на всё про всё требуется около 4 миллиардов рублей – деньги для города неподъёмные.

Период подготовки к юбилею стал временем, когда нам многое стало понятно. Стало понятно, как будет развиваться ситуация с троллейбусом в Брагинском депо. Стало понятно, что в Брагине надо укреплять трамвай, соединять на улице Строителей 6 и 9-й маршруты – на это денег пока нет. Мы знали, что нужно наращивать жилищное строительство, определились, как. Будем развивать уже застроенные территории: сносить, где нужно, аварийное жильё и делать это за счёт инвесторов, где-то, может, помогая бюджетами. Вот проблема, которую надо решать самим, никакая Федерация тут нам не поможет – обновлять уже застроенные территории, одновременно расселяя аварийное жильё. Расселить нужно как минимум 60 тысяч квадратных метров. Это много: треть программы, которую мы для себя определили. Остальное бюджетом будем финансировать вместе с Федерацией.

– Давайте вернёмся к предъюбилейным делам. В ходе реконструкции улиц убрано много деревьев, в частности, на улице Собинова, где находится наша редакция. Люди очень болезненно воспринимают каждое погубленное дерево. Есть ли намерение восстановить эти насаждения? Произвести, может быть, крупномерные посадки?

– Первое, что я хотел бы сказать: да, действительно, улицы Большая Октябрьская, Собинова, Победы, Республиканская и ряд других понесли определенный урон в этом смысле. Мы сидели здесь, у меня в кабинете, и ломали головы над тем, делать ливнёвки или не делать. Найти однозначный ответ на этот вопрос очень трудно. В этих улицах закопано столько инженерных сетей, что если в процессе их реконструкции строить, как предусмотрено проектом, ещё ливневую канализацию, то от зелени ничего не останется. А если не строить, то дома, которые там есть, будут плавать в воде. В результате всех этих дебатов решили всё-таки руководствоваться прошедшими экспертизу проектами, но с максимальным сохранением деревьев. Снесли немало. Но планировалось больше – мы запретили это делать.

Параллельно создали парк 1000-летия, в котором высажены сотни деревьев. Возникла зелёная зона на нижней Стрелке. В ближайшее время будет высажено как минимум полсотни деревьев в зелёной зоне берегоукрепления между речным вокзалом и ЦНТИ. Будем добавлять деревья там, где нет застройки. А там, где деревья убраны, новые уже не посадить: там или сети, или дорога с тротуаром.

Кстати, на разделительной полосе по Московскому проспекту и проспекту Фрунзе часть деревьев пришлось убрать, потому что дороги, построенные когда-то, не соответствовали ГОСТам, были заужены, что создаёт условия для аварийности.

– В городе много разговоров о состоянии фасадов Волковского театра. И на юбилей они такими останутся? Ваш комментарий, пожалуйста.

– Какие есть, такими и будут. Здание театра – федеральная, государственная собственность. Такую работу должен делать собственник. К сожалению, фасады останутся в нынешнем виде вплоть до всех праздничных дней из-за конфликтов.

Хотя в целом Федерация выделила очень серьёзные деньги на реставрацию памятников архитектуры, зданий культового назначения, культуры и других – больше 100 миллионов рублей. В период подготовки к юбилею город, как все заметили, буквально преобразился: отремонтировано более 1400 зданий. Надо отдать должное и сказать за это спасибо и федеральным властям, и собственникам, которые постарались и приложили усилия для реконструкции и ремонта зданий. Есть и другие примеры, хоть их немного. Можно было снести руины гостиницы «Чайка» и сделать на её месте что-то другое. Помешал не только финансовый кризис, но и позиция застройщика. Некоторые товарищи думают больше о себе, чем о родине, хотя сегодня я говорить о них не хочу.

В канун юбилея особенно хочется отметить, что в большинстве своём мы встретили громадную поддержку и понимание горожан. Поддержку не на словах, а на деле.

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе