«Современные культурные центры должны производить актуальный контент»

Директор Культурного центра ЗИЛ о переформатировании старейшего московского ДК.

Директор Культурного центра ЗИЛ Елена Зеленцова: «Человек, который хотя бы раз пришел на занятие в группу классического балета просто ради развлечения, потом совершенно по-другому будет смотреть его на сцене»

© РИА Новости. Александр Уткин

Культурный центр ЗИЛ, первый и самый большой дворец культуры в Москве, в этом сезоне открывается в новом формате. Он станет огромным творческим и образовательным клубом. Его директор Елена Зеленцова рассказала «МН» о роли подобных центров в формировании городского пространства и нового мышления.

— Что в новом сезоне ждет посетителей Культурного центра ЗИЛ?

— В новом сезоне мы увеличиваем количество кружков и студий с 22 до 60. У нас появляется центр творческого развития, объединяющий все наши кружки и студии. Вводятся в эксплуатацию порядка 1000 кв. для занятий научно-техническим и прикладным творчеством. Обновляем входную зону, у нас там появляется ресепшн, администратор, касса и единый информационный центр. Здесь можно будет получить полную информацию обо всем, что происходит в Культурном центре ЗИЛ, купить билет или оплатить занятие. Среди прочего, открываем зал-конструктор. Это такая свободная площадка, которая может быть приспособлена для концертов, спектаклей и перформансов. Что еще? Запускаем ряд новых программ в Доме танца, который объединяет разные танцевальные направления. Уже сейчас начинает работу лекторий с насыщенной программой. Лекции будут самые разные: и научно-технические, от астрофизики до автомобильного дизайна, и курсы по истории архитектуры. Также обновляем нашу библиотеку, которая станет общественным центром. Правда, в новом качестве она заработает только в 2013 году.

Ну, и наша большая сцена на 880 мест — к концу года оснастим ее новым световым и звуковым оборудованием. Мы приглашаем сюда фестиваль современного танца «Цех», балет «Москва», который будет представлять здесь свои премьеры балета. Из ближайших — балет на музыку Стравинского в постановке известного французского хореографа Обадия. И, конечно, не расстаемся с существующими программами, например, постановками оперного театра консерватории.

«Самодеятельность — это когда непрофессионалы приходят чему-то поучиться у других непрофессионалов, пусть и в меньшей степени, но все-таки непрофессионалов»

Елена Зеленцова

Кандидат культурологии, директор Культурного центра ЗИЛ, член Общественного совета Министерства культуры Российской Федерации, руководитель специализации «Креативные индустрии» факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук, автор книг и статей по творческим индустриям и культурной политике. Ведущий семинаров в области управления проектами, менеджмента в культуре и творческих индустрий. Руководитель, участник и эксперт ряда международных и российских проектов, в том числе проектов под эгидой Совета Европы и Европейской комиссии.

— Что собой представляет Дом танца?

— Традиционно танцевальная «зиловская» школа была очень известна. На этой площадке долгие годы работали и в жанре классического балета, и народного, и бального, и эстрадного танца. Все это мы соединяем в единую программу, добавляя еще и современный танец. В таком подходе мы ориентировались на европейский опыт — в Европе подобные дома танца очень распространены. Это удобно: ты всегда знаешь, что найдешь здесь самый широкий выбор курсов, профессиональных педагогов и интересные занятия.

— На какую публику ориентированы вновь открывшиеся кружки и студии?

— Нам очень важно, чтобы мог прийти любой желающий. В основном это будут занятия для непрофессионалов. А вот учить их будут профессионалы, и это для нас принципиально. К ним у нас самые высокие требования. При этом в том же Доме танца практически во всех направлениях работают группы профессиональных танцоров. Но ядро нашей деятельности — это все-таки массовая досуговая история. А без нее, собственно, и ничего профессионального не получится. Скажем, если спорт не массовый, у нас никогда не будет высших достижений. А человек, который хотя бы раз пришел на занятие в группу классического балета просто ради развлечения, потом совершенно по-другому будет смотреть его на сцене. И это тоже очень важно.


Фото: Антон Уткин, РИА Новости

— Какие новые кружки и студии, на ваш взгляд, особенно интересны?

— Мне кажется, что очень интересна студия научно-технического творчества, где изучают физику, химию, занимаются автомобильным дизайном и робототехникой. В последние годы это направление было незаслуженно забыто. Нам всегда казалось, что если ребенок занимается чем-то после школы, то он должен обязательно или рисовать, или петь, танцевать. А приобщение к науке, попытка сделать что-то техническое своими руками — это ведь тоже важно для его развития. Для нас же такое направление — возможность привлечь подростковую аудиторию, причем не только девочек.

«И “подростки”, “молодежь” — здесь ключевые слова, потому что сейчас основными посетителями домов культуры являются маленькие дети и пенсионеры»

Также у нас открываются очень интересные мастерские художественного проектирования Татьяны и Николая Селивановых. Это культурологи, искусствоведы, которые уже долгое время работают с детьми и подростками. Здесь будет и компьютерная анимация, и различные проекты в области современного искусства. Их ученики, среди прочего, осваивают камеру-обскуру, то есть учатся работать с пространством не только с помощью традиционных кисти и гуаши, но и, например, фотографии, компьютерной графики или каких-то других техник.

Будет у нас и замечательный английский язык в School #1 — совершенно нестандартная форма изучения языка с погружением в какое-то действие или творчество. Уроки там проводятся исключительно тематические. Например, люди собираются, чтобы приготовить блюдо, — и в процессе учат язык. Или вот есть у нас студия народно-драматического театра. Вместе со School #1 они будут делать спектакль на английском. То есть главная наша задача сегодня — это поиск новых форм досуга и дополнительного образования.

— Культурный центр — первый модернизированный дом культуры. Фактически на вашей площадке обкатывается модель переформатирования остальных. На ваш взгляд, существует ли универсальная схема преобразования домов культуры?

— Некий общий вектор модернизации домов культуры сейчас только формируется, и формируется прежде всего учредителем — Департаментом культуры города. Но уже сейчас можно сказать, что есть какие-то общие вещи, которые непременно должны быть внедрены. Во-первых, нужно расширять спектр активностей, причем не только количественно, но и содержательно. Почему считается, что нужно учить детей плести лапти, если сегодня актуальны такие вещи, как компьютерный дизайн и анимация, а многие дети и подростки увлекаются фотографией? Второй аспект, который потребует внимания, — это профессиональная аттестация педагогов. Ведь уничижительное слово «самодеятельность» неслучайно появилось. Самодеятельность — это когда непрофессионалы приходят чему-то поучиться у других непрофессионалов, пусть и в меньшей степени, но все-таки непрофессионалов.


Фото: Антон Уткин, РИА Новости

А для того, чтобы творческая активность приносила плоды и воспитывала творческое начало, нужны компетентные педагоги. Они должны быть в курсе того, что происходит в культуре и в мире в целом и умели находить общий язык с подростками и молодежью. И «подростки», «молодежь» — здесь ключевые слова, потому что сейчас основными посетителями домов культуры являются маленькие дети и пенсионеры.

Дома культуры сегодня очень мало освещаются в прессе. Почему это происходит? Потому что они не производят на своих площадках актуальный контент. А если говорить о концертных площадках — они не принимают актуальные события, которые были бы интересны горожанам. Нет еще единой политики использования этих пространств.

— Но она уже формируется?

— Думаю, логичнее задать этот вопрос Сергею Александровичу (Капкову, главе Департамента культуры Москвы. — «МН»). Нам кажется, что такая политика должна быть сформирована. Нам кажется, что московские театры, которые иногда испытывают дефицит площадей или закрываются на реконструкцию, могут и должны показывать свои спектакли в городских ДК. Особенно в тех районах, где театров практически нет, чтобы люди не ездили в центр.

— То есть речь идет о формировании новой городской среды в спальных районах с помощью переформатированных домов культуры?

—Да, несомненно. Мы, конечно, будем об этом говорить, давать свои предложения, но единые рекомендации — за Департаментом культуры.

О здании

Культурный Центр ЗИЛ, бывший Дворец культуры Завода имени Лихачева. Построен в 1930—1937 годах, крупнейший памятник архитектуры советского конструктивизма работы братьев Весниных. Серьезной реконструкции подвергался в конце 1940-х и в 1960-1970-х годах.

Инна Логунова

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе