С «тяжелым» паром!

В следующем году горожане могут лишиться дешевых муниципальных бань

Сегодня в областном центре 13 муниципальных бань и около 70 частных саун.
Понятное дело, что в элитные парные рядовой ярославец, особенно пенсионер, рад бы попасть, да тощий кошелек не пускает. А если учесть, что не менее 10% жителей города проживают или в частном секторе, или в коммуналках с частичными удобствами, то без посещения бань они не могут обойтись. Да и масса людей, имеющих квартиры с ванными, просто очень любят попариться и не собираются изменять своим привычкам.

ИСПАРЯЮЩИЕСЯ ДЕНЕЖКИ
Совсем недавно на федеральном уровне ужесточили требования к баннопомывочным условиям. Например, должно быть четкое деление на бани русские, с обычными помывочными, душем и парной; комбинированные, оснащенные только душевыми и парильней; бани пропускного типа; сауны и турецкие. В помывочных, согласно новому документу, должны быть скамейки из мраморной крошки. Устанавливаются даже нормы для тазов: по два на клиента. Различать тазы будут по цвету и материалу, из которого они сделаны. Еще в банях запретят выдачу мыла и мочалок. Простыни и полотенца будут выдавать только в специальных упаковках, как спальное белье в поездах. А еще Роспотребнадзор повышает точность анализов воды, обязует заменить мягкую, установить повсеместно термометры, аптечки и т.д. Ну и, само собой, за такие новшества платить надо больше. Если раньше сеанс в бане первого разряда обходился в 132 рубля, то сейчас услуга стоит 173 целковых, во втором разряде, соответственно, – 122 рубля против 155 нынешних. В бане №2 на ул. Большой Октябрьской, которая относится к высшей категории, попариться обойдется в 253 рублика.

ПОСЛЕ БАНИ ЖИТЬ ХОЧЕТСЯ
Как отнеслись ярославцы к нововведениям, всех ли все устраивает? «КР» пообщался с несколькими румянонапаренными гражданами прямо у дверей банных заведений. Может, потому, что после горячего парка да помывки все становятся благодушными, а может, действительно, особо ругать нечего, но никто ничего плохого про баню не сказал. Сергей и Максим, крепыши лет за тридцать, выходя из бани на Большой Октябрьской и густо выдыхая свежевыпитым пивом, радостно заявили, что все просто в полный кайф. Анастасия Семеновна ходит в баню на Калмыковых, Вера Анатольевна – на Резинотехнику. Обе пенсионерки, в баню ходят каждую неделю, потому что одна живет в коммуналке, другая – в частном доме.
И обстановкой тоже в целом довольны, однако рост цен их неподдельно огорчает. Анастасия Семеновна говорит: «У меня пенсия чуть больше восьми тысяч, сын инвалид, на лекарства тратим чуть ли не половину, а что сейчас с ценами делается? Уже к картошке не подступишься, мясо покупаем раза два в году, а на коммунальные счета без сердечных капель не взглянешь! Считаешь каждую копейку, а тут и на баню цену подняли. При такой жизни скоро, наверное, обмоют последний раз, зато бесплатно». Вера Анатольевна так горько не шутит, но расстроена не меньше своей ровесницы, только добавляет, что «больно тяжелым становится парок». И тут стоит вспомнить историю.
Баням на Руси всегда придавали лечебный характер. В 1733 году в Москве было выдано разрешение на постройку первой лечебной бани. Хозяину обязательным условием было «цену брать без излишества, дабы на него жалоб не происходило».

НА ТЕБЕ, БОЖЕ, ЧТО НАМ НЕГОЖЕ
Ярославские бани в год посещают до полумиллиона человек. И стоит напомнить, что, в соответствии со статьей 62 Устава города Ярославля и согласно Правилам бытового обслуживания населения в РФ, бани считаются социально значимыми объектами в структуре города и являются дотационными из муниципального бюджета.
Тем не менее власти готовы стряхнуть этот груз со своих плеч, поскольку дотационная составляющая сильно на них давит (реальная стоимость помывки оценивается в 253 рубля, т.е. по цене услуг высшего разряда.) Так что бани неизбежно идут к акционированию. Правда, Владимир Кусков, руководитель КУМИ, ответил по-чиновничьи уклончиво: мол, в этом году никакого акционирования не будет, а про будущее ему неведомо. Александр Стрекачев, возглавляющий МУП «Волна», был более откровенен. Он уверен, что уже в следующем году муниципальное предприятие прекратит свое существование и появится акционерное общество. Ничего хорошего от этого преобразования он не ждет, поскольку подобный опыт в других регионах уже был, и последствия для населения оказались самыми печальными. Оно и понятно: бани в нынешнем виде убыточны. С сохранением социальной составляющей их ни один бизнесмен не возьмет. А если рассчитывать на прибыль, то добрая половина нынешних посетителей бань будет вынуждена мыться дома в тазиках.
Так что перспективы видятся весьма неотчетливо, как сквозь пар в русской бане, и вряд ли они будут радужными. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что пока бани областного центра поддерживаются в весьма приличном состоянии, чего никак нельзя сказать о многих подобных заведениях в районах. Например, на весь город Ростов всего одна баня, и в ней порою за тазиками выстраивается очередь.
А не так давно в Мыркинских банях, что в Рыбинске, которым уже более 150 лет и парилка топится дровами, произошло массовое отравление угарным газом пожилых женщин, четверо из которых оказались в больнице в весьма тяжелом состоянии.

Владимир НИКОЛАЕВ

Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе