Памятник всегда прав

Новый закон поможет столице уберечь свое наследие 

Споры о том, можно ли сохранить Москву историческую и кто это должен делать, не теряют своей остроты. Об этом и разговор корреспондента "РГ" с зам. председателя комитета по культурному наследию Москвы Романом Васильевым.

Российская газета: В Москве десятки памятников культуры ждут реставраторов. Но из-за кризиса, наверное, работы отложены?

Роман Васильев: Ни один памятник культуры не выпал из программы реставрации. В частности, завершаются работы в Рогожской слободе - духовном и административном центре Русской православной старообрядческой церкви. Это место напоминает о трагедии 1771 года, когда в городе разразилась эпидемия чумы. Старообрядцы помогали здоровым уберечься от напасти, лечили больных, хоронили усопших. Императрица Екатерина II, восхищенная этим подвигом, своим указом даровала старообрядцам обширные земли загородного погоста Москвы для погребения единоверцев. В XIX веке здесь вырос уникальный архитектурный ансамбль. Завершена реставрация входящего в него храма Рождества Христова, начались работы на Покровском кафедральном соборе, они должны завершиться в ноябре. Скоро примет посетителей и обновленный музей художника Василия Тропинина в Щетинском переулке.

Подчеркну: на всех указанных объектах не только "подкрасили" фасады, а провели комплекс реставрационных работ, что позволит памятникам простоять долгие десятилетия. Каждое здание восстанавливается скрупулезно, с применением старинных трудоемких технологий, благодаря чему приобретает первозданный вид.

До конца года реставраторы начнут противоаварийные работы еще на ряде объектов: храме Илии Пророка на Ильинке, доме культуры имени Русакова, возведенном по проекту архитектора Мельникова на Стромынке, а также водоемном здании станции "Угрешская" Московской окружной железной дороги. Всего на текущий год на программу по реставрации из бюджета выделено 1,5 миллиарда рублей. Следим и за тем, чтобы собственники исторических зданий выполняли свои обязательства и тоже вкладывали средства на их сохранение.

РГ: Еще недавно на все предписания Москомнаследия они смотрели сквозь пальцы...

Васильев: А сейчас многие поняли: это может обернуться штрафом, а то и утратой памятника. Например, в прошлом году суд изъял у недобросовестного собственника усадьбу Колесникова - Саргиных - Шапатиной конца XVIII века, что на Таганской площади.

РГ: Прецедент создан...

Васильев: В работе находится несколько подобных исков. Например, в суде рассматривается дело по изъятию у собственника ООО "Карс" дома Орлова - Денисова на Большой Лубянке, 14, стр. 3, памятника федерального значения. Здесь находилась усадьба московского генерал-губернатора графа Федора Растопчина, сюда привезли тяжело раненного на Бородинском поле генерала Багратиона. Возможно, подвал здания - часть палат князя Дмитрия Пожарского, освободившего Москву в 1612 году. Трудно описать, до какого состояния была доведена усадьба! В кровле зияли дыры, кирпичная кладка разрушена... И это при том, что Москомнаследия несколько раз обращался с требованием навести порядок. Но владельцы фирмы не только не одумались, но еще и подали четыре встречных иска. В результате вместо того, чтобы поскорее начать приводить памятник в порядок, тратим месяцы на суды...

РГ: Как предотвратить такие вопиющие факты?

Васильев: Нужен институт конфискации в отношении объектов недвижимого культурного наследия. К сожалению, он пока не предусмотрен действующим законодательством. Поэтому специалисты Москомнаследия разрабатывают предложения по его дополнению. Но и в существующих условиях пытаемся сохранить наследие веков. Каждый памятник в Москве имеет охранное обязательство, заключенное между городом и собственником, согласно которому последний обязан содержать его в надлежащем состоянии. С собственниками, которые не согласны с тем или иным пунктом, приходится вступать в долгие переговоры. Надеюсь, что ситуацию исправит новый закон об объектах культурного наследия, проект которого будет рассматриваться на заседании правительства Москвы в конце года. Его новизна состоит в том, что охранные обязательства, полученные собственником памятника, будут носить односторонний характер. Есть памятник, к нему прилагается охранное обязательство. Приобрести памятник в собственность можно только вместе с обязательством, не подлежащим обсуждению. Это обязательство будет зарегистрировано в государственных органах, и при любом переходе прав собственности новый владелец будет знать, что на данное здание есть обременение и все условия необходимо строго соблюдать.

РГ: Москвичи часто обращаются с просьбой привести в порядок то или иное здание?

Васильев: Очень часто. Например, Хор Турецкого просит отреставрировать памятник истории и культуры на проспекте Мира.

РГ: А свои деньги жители столицы вкладывают в это дело?

Васильев: На средства инвесторов, меценатов и простых москвичей реставрируется немало памятников. Например, в прошлом году возродилась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая на днях отметит 100-летие своего основания великой княгиней Елизаветой Федоровной. Возрождена она благодаря усилиям московских властей и благотворителей. Реставрационные работы там получили высокую оценку со стороны сообщества реставраторов, Патриарха Московского и всея Руси Кирилла... Сейчас обитель стала всероссийским центром христианских традиций милосердия и благотворительности.

РГ: Какие подарки реставраторы приготовили ко Дню города?

Васильев: Москвичи увидят обновленную церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Коломенском - один из старейших и самых красивых храмов Москвы.

Второй подарок - церковь Священномученика Климента папы Римского на Пятницкой. На нем завершена реставрация фасадов, а окончание всех работ запланировано на 2012 год.

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе