Осторожно, Москва!

Как испортить Боровицкую площадь

На Боровицкой площади растет строительный забор. В квартале между Моховой и Манежной улицами начинается строительство депозитария Музеев Московского Кремля. Проектирование на этом месте имеет долгую историю, однако начало работ стало полной неожиданностью для москвичей.

Зеленый пустырь на Боровицкой образовался после сносов 1972 года. Несколько домов XVIII-XIX веков пали жертвами "благоустройства" города к приезду президента Никсона. Именно тогда перед Пашковым домом впервые образовалась столь привычная нам эспланада, ограниченная рваными краями уцелевших домовладений. С этой рваниной, конечно, надо было что-то делать. Но что?

"Известия" подробно анализировали характер и судьбу проекта в отчете о заседании Градостроительного совета при мэре Москвы (см. "Авангард не пустили на Боровицкую площадь" от 3 июля 2006 г.). Тогда речь шла о выборе между тремя классицистическими и тремя модернистскими вариантами. Все варианты были нарисованы Владимиром Колосницыным - вдохновенным автором новодела гостиницы "Москва" и того ужаса, который называют Военторгом.


Классицистические варианты, по мысли автора, предполагали то ли диалог, то ли спор с Домом Пашкова на его языке: все три были центричными, трехчастными и ордерными, два из трех - купольными. Найти в Москве, России, да и в мире художественные силы, способные на "разговор" с Пашковым домом, почти невозможно. И уж точно таких сил нет у "Моспроекта-2". Гнетущее чувство творческого поражения посетило членов Градсовета при первом взгляде на планшеты, а уж при мысли, что один из этих вариантов может быть реализован, стало тошно.

Не случайно защитники наследия стояли на совете за модернистские варианты, то есть прежде всего за высказывание на другом художественном языке. Важно, что у модерниста есть кривая плоскость, и значит, архитектура может стать холмом, а не домом на холме. Эта идея принадлежит архитектору Александру Асадову (между прочим, моспроектовцу), который еще в 1990-х годах советовал превратить газон на склоне холма в стеклянный, убрав остальное под землю. Не знаю, как отнеслись бы москвичи к такому подходу, но модернистские варианты Колосницына не имели к нему никакого отношения: здание депозитария вспучивалось, превращаясь в холм на холме. Мэр неизбежно выбрал классицизм.

Вчера группа защитников старой Москвы, спаянная победой в Кадашах, поражением в усадьбе Алексеевых и новой победой в усадьбе Волконских, собралась у ворот стройки. За воротами бульдозер без участия археологов подрезал склон холма. Информационного щита не было. Дирекция Музеев Кремля в лице Юрия Сергеева, заместителя по строительству, не дожидаясь эксцессов, пригласила всех в офис. 

На первый взгляд разрешительная документация в полном комплекте. Имеется даже согласование Национального комитета ЮНЕСКО (Боровицкая площадь покрывается охранной зоной Кремля). Однако комитет согласовал вариант без купола, а в проекте, подлежащем реализации, купол - или, лучше сказать, бельведер - имеется. Напрашивается простое объяснение: виза Национального комитета датирована маем 2008 года, а в июле проект опять проходил Градсовет.

Столь ощутимая разница должна иметь метрическое выражение. И действительно, год назад Стройнадзор разрешил высоту 22,4 метра, а высота реализуемого варианта - 23,8. Какой вариант согласовали Росохранкультура, Москомнаследие и прочие почтенные организации в 2008 и 2009 годах, остается гадать.

Итак, согласования устарели, другими словами - проект не согласован. Вновь потребовалась уличная сходка, чтобы выяснить это простое обстоятельство.

Однако протест на Боровицкой площади носит не столько правовой, сколько архитектурно-критический характер. Документы можно подправить, но нельзя подправить выбранное архитектурное решение. Нам скажут: в основе проекта - результат конкурса 1997 года, и это будет правдой. Но это откровенно слабый результат. Нам, как обычно, скажут: где вы были, когда принималось решение. Допустим, обозреватель "Известий" был на своем посту и посильно возражал. Возражали члены и эксперты Градсовета - есть протокол. Но большинство москвичей даже не догадывается, что можно проникать на Градсовет. Значит ли это, что "поезд ушел"?

Ордер ОАТИ на производство работ истекает 1 октября. Это не ордер на строительство, это ордер на подготовительные работы: забор, бытовки, временные коммуникации, срезание газона. Есть время "отмерить в седьмой раз". Музеи Московского Кремля - слишком почтенная организация, чтобы принимать на себя издержки архитектурной посредственности и начальственного безвкусия.

Рустам Рахматуллин, Известия.RU

Политический журнал
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе