Нужен тяжелый кнут

Почему город во время снегопада столкнулся с пробками?
Причин много. Одна из главных — проблемы с уборкой «низовой» дорожной сети.
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики


Ведь на общегородских магистралях — вылетных трассах, Садовом кольце и т. д. — можно было развернуть самую современную и производительную дорожную технику. Хотя бы потому, что эти улицы широкие. А на внутриквартальных проездах и вообще «неглавных» улицах все было похуже. Основные причины: там очень тесно, убирать неудобно и много припаркованных машин.

Вообще с уборкой «низовой» дорожной сети все «снежные» города — Стокгольм, Ванкувер, Калгари и т. д. — справляются плохо. Доходит до того, что муниципалитеты обращаются к владельцем внедорожников, чтобы те приехали, взяли у них специальную автолопату и поездили-почистили сами. Им даже за это немного платят, но я бы не сказал, что проблема заносов там решается эффективно.

А в целом, я считаю, речь нужно вести не столько об уборке, сколько о транспортном поведении москвичей. Необходимо сделать так, чтобы они научились просчитывать свое транспортное поведение. Грубо говоря — когда ехать, а когда нет. А для этого нужны всего два инструмента — кнут и пряник. Пряник — в виде хорошо работающего общественного транспорта. Тут сделано очень много. Перечислять можно долго, но один из самых важных моментов — появление доступного такси. В дни снегопадов, кстати, цены на поездки выросли. Почему? А потому что многие автомобилисты — не в силах сменить машину на метро — стали делать заказы.

Итак, пряник есть. А вот с кнутом пока проблема.

Платные парковки столичные автовладельцы совершенно спокойно освоили. Четыре-пять лет назад они кричали и возмущались, а сейчас просто включили затраты на паркинг в свои бюджеты. Нет проблем. И что? Платные парковки от поездки уже не останавливают. Значит, увы, нужно рассматривать вопрос о повышении тарифов.

Второе — нужно ставить вопрос о платном въезде в центр. Рано или поздно, будьте уверены, мы к этому придем. Третье: пора вводить платные парковки во дворах. Звучит жутко, я уже слышу свист брошенных в меня камней, но другого выхода нет. Сегодня как минимум 80 процентов московских автомобилей паркуются на условиях «обычного права». Это значит, что я здесь последние 20 лет машину ставил, значит оно мое. И ничего, что машина стоит на пожарном проезде или возле мусорных контейнеров, мешая вывозить отходы, что она двумя колесами на газоне — это мое место, и я готов за него со всеми биться. Нет, друзья, цивилизованный мир живет по-другому.

Резидентная парковка, т. е. ночевка для вашего автомобиля, оплачивается. Потому что это не ваше личное место, а городское. И его можно взять в аренду, а не «отжать».

Для чего все эти строгости? Зачем такой толстый тяжелый кнут? А для того, чтобы стоимость владения автомобилем в городе выросла. А в Москве она должна быть особенно высокой. Столичные власти проделали колоссальную работу по улучшению дорожной ситуации. Но площадь дорог Москвы относительно всей застроенной территории — менее 9 процентов. Это в 3–4 раза меньше, чем, например, в городах США. А ведь там тоже и платные парковки, и резидентные разрешения. Пока стоимость владения автомобилем в Москве такая низкая, как сейчас, автовладельцы ездили и будут ездить при любых погодных условиях, а число машин продолжит расти.

Автор
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе