Машину первой леди Америки купил ярославец

Эффект от появления этого кабриолета цвета шампанского на улицах Ярославля был сногсшибательным. Как если бы известный бизнесмен и ресторатор Владимир Голубев вдруг небрежно прошелся по центральным проспектам города под ручку с Софи Лорен или Изабель Аджани

Водители тормозили, пораженные шиком и стилем ретроавтомобиля, зеваки щелкали камерами «мыльниц» и мобильников. На ярославских форумах автомобилистов тут же возникли темы, в которых знатоки обсуждали, кому принадлежит эта красавица, сколько за нее выложил новый владелец. Видимо, немало…


Обаяние легенды

Легендарная марка американских автомобилей LaSalle (компании GM) носит имя американского первооткрывателя и географа Рене Ровера Кавелье Де Ла Саля, приложившего немало сил, чтобы описать восточное побережье США и объявившего в 1682 г. Луизиану владениями Людовика XIV.

Марка просуществовала относительно недолго. с 1927 по 1940 гг. автомобили LaSalle были, как принято говорить сейчас, люкс-брендами – такими же качественными, с отменными техническими характеристиками, как автомобили марки Cadillac, но относительно недорогими, меньшими по размеру и гораздо более маневренными. А самое главное – необыкновенно красивыми. LaSalle была первой машиной, над кузовом которой потрудился знаменитый Харли Эрл. Автомобиль стал его бесспорной удачей. LaSallе стала одним из самых элегантных автомобилей в истории автомобилестроения, символом «большого стиля» в дизайне автомобилей. LaSalle, с ее плавной линией капота и округлыми крыльями знаменовала собой переход от тяжеловесных форм начала века к изящной легкости 1930-х.

А инженерные решения двигателя и ходовой давали автомобилям этого класса долговечность и надежность. Марка пользовалась необыкновенной популярностью и у голливудской элиты, и у богатых людей с хорошим вкусом.

Красивую мечту уничтожила Великая депрессия. В то время о красоте пришлось забыть: люди предпочитали более удобные и относительно недорогие «форды». Перед второй мировой войной создатели марки подумывали о ее возрождении, но сбыться этим мечтам было не суждено: на автомобильном рынке появились новые шикарные «красотки», а LaSalle так и осталась в памяти красивой легендой.

Семиместный кабриолет 1931 года выпуска принадлежал некогда первой леди Америки – жене 30-го президента Джорджа Калвина Кулиджа, управлявшего страной в благополучные «ревущие двадцатые», – с 1923 по 1929 гг. Именно он дал полноценное гражданство американским индейцам, и его костерил за буржуазное сознание в своих стихах пролетарский поэт Маяковский. Машину супруге президент купил, уже покинув пост главы государства. А после его смерти, в пору Великой депрессии, вдова роскошный подарок мужа продала, накатав на спидометре всего 700 миль. Кстати, супруга экс-президента владела весьма редким экземпляром – кабриолетов такой комплектации было выпущено чуть более ста. А до наших дней дошло всего два.

После перепродажи машина попала в руки богатого коллекционера, собиравшего автомобили первых лиц, – Гитлера и Муссолини, американских и европейских президентов и правителей, известнейших звезд Голливуда. Собрание его известно в Штатах и в мире, описано в каталогах и иногда выставляется. На одной из таких экспозиций авто увидел ярославский бизнесмен Владимир Голубев. И поинтересовался – а нельзя ли купить?

Смотреть можно – купить нельзя

Во-первых, оказалось, что даже приблизительная цена раритета ну очень немаленькая. Во-вторых, он вообще не продается. Владелец оказался человеком очень состоятельным, и соблазнить его большой суммой не представлялось возможным. И вообще был страстным коллекционером автомобилей и техники с историей, поэтому разбазаривать кропотливо собранное совсем не собирался. Тем более продавать драгоценное авто в Россию – страну, о которой представление имел довольно смутное, но отчего-то-весьма негативное.

– С 2002 года я несколько раз писал владельцу галереи с просьбами о продаже авто, – рассказал Владимир Александрович. – В первый раз он мне ответил в 2004 году. Это был отказ. Но я продолжал писать, убеждать его, писал о том, что Россия и Штаты – две великие страны, о том, что из нашей страны было вывезено немало ценностей. О своем желании возместить хотя бы отчасти эти потери. О том, что и граждане России умеют ценить исторические ценности и бережно относиться к истории автомобилестроения и уважать ценности другой страны. Старался покорить широтой души. Подарил мотоцикл из своей личной коллекции – советский, прошедший Великую Отечественную, пулемет, тоже прошедший войну. И очень хотел сломать этот барьер непонимания и неприятия.

Трепетное отношение к истории тронуло сердце коллекционера. В 2006 году владелец дал принципиальное согласие на продажу. Но за согласием стояло немало других трудностей. У машины был исторический паспорт, подтверждающий ее уникальность и ценность. Будущему владельцу пришлось подписать немало бумаг, подтверждающих, что машину он приобретает не для перепродажи и не для коммерческого использования. Что обязуется беречь элегантную красавицу: машину нельзя эксплуатировать в дождь или в мороз – только в хорошую погоду и при температуре не выше 30 и не ниже 15

После акта продажи и перечисления средств машина прошла процедуру растаможивания в американском порту. Сотрудница просмотрела документы, печально вздохнула, но поставила нужный штамп – без проволочек и дополнительных согласований. В Америке ценят право собственности.

А на огромном трансатлантическом пароме, на котором авто легендарной марки отчаливало в далекую Россию, с ним решили попрощаться должным образом – в честь светлого, бежевого с золотом, LaSalle принадлежавшего семье американского президента, собрали весь гарнизон плавсредства при полном параде. Были почетный караул, гимн и салют – прощальные почести американцев частичке своей истории.

Таможня дает добро ну очень долго

В России все происходило с точностью до наоборот. Растаможить авто, пусть и со всеми необходимыми документами, оказалось непросто. Очень непросто.

– Как только машина попала на российский таможенный терминал в Финляндии, начались сложности, – посетовал Владимир Голубев. – Очень быстро на мой электронный адрес пришло письмо с дифирамбами и комплиментами мне как любителю и ценителю старины. От некоего питерского бизнесмена. После комплиментов и дифирамбов шло предложение продать, причем предлагалось назвать любую сумму.

Естественно, только обретя машину мечты, после столь долгих уговоров и прочих трудностей, продавать ее никак не хотелось. Тем более, что давал обещание не продавать. Пришлось ответить очень вежливым, но твердым отказом.

После из Финляндии машина наконец-то попала на костромскую таможню. И вот тут началось! Отдавать авто законному владельцу никто не собирался.

Сначала машину просили растаможить как раритет и историческую ценность. Потом быстро поменяли решение и затребовали налог как на обычное авто – из учета объема двигателя. Деньги были немедленно выплачены. После этого таможня выставила претензию: дескать, старинный автомобиль растаможен не должным образом – как обычный автомобиль, а не как историческая ценность, а значит, владельцы пытаются таким образом протащить контрабандой дорогую вещь и не желают платить. Завели уголовное дело! Никакие призывы к здравому смыслу и уверения в том, что владельцы готовы заплатить таможенный сбор хоть за раритет, хоть за объем двигателя и не намерены ничего укрывать, не возымели действия. Между тем нерастаможенную легенду могли запросто выставить на аукцион. Пришлось обращаться в суд. Судились пять раз, и все решения были в пользу законного владельца.

По истечении двух лет тягомотина и нервотрепка наконец-то закончились. Автолегенда попала в гараж законного владельца.

Мне очень неприятно вспоминать об этой истории. Тем более, что авто стояло на таможне, и неизвестно, сохранялось ли в соответствии со всеми правилами. Доподлинно известно, что все костромские таможенники перефотографировались на нем со своими барышнями и родственниками. После всех этих мучений машину пришлось даже немного реставрировать.

Пока законный владелец лишь изредка выезжает на авто прокатиться по Ярославлю. Радуется всеобщему вниманию – как без этого!

Авто первой леди, некогда блиставшее на выставках в Детройте – столице американского автомобилестроения, и в России не будет простаивать. Кабриолет LaSalle уже включен во все каталоги раритетов, приглашен к участию во всех выставках, галереях и парадах автосокровищ. Владельцу остается только выбрать, участвовать или пропустить мероприятие, исходя из желания и состояния природных условий. Возможно, и в праздновании тысячелетия американско-российская легенда примет посильное участие.

Любовь Родионова

оС. В Штатах существуют жесткие охранные правила, согласно которым ретромашина оснащается специальным чипом, сообщающим спутниковой системе наблюдения, куда и в какую погоду выруливает владелец. Нарушителя правил эксплуатации могут жестко наказать.


Караван-Рос
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе