Likёrka Loft: как в Туле создавали креативный кластер и что из этого вышло

Модная тенденция трансформации бывших заводов в арт-пространства коснулась не только столицы.
Подобная практика дошла до таких городов, как Тула. Новым креативным «местом силы» и пространством отдыха для туляков стал арт-квартал Likёrka Loft. 
Likёrka Loft


UrbanUrban прогулялся по окрестностям Ликёрки и разузнал, чем этот проект отличается от известных культурных центров вроде московского Artplay или TEXTIL в Ярославле.



За исторической стеной Ликёрки

На главном проспекте Тулы стоит старинное кирпичное здание начала XX века. Каждый житель Тулы традиционно зовёт его «Ликёрка». Это тот самый ликёроводочный завод, где когда-то производилась тульская водка «Левша». Первоначально в здании располагался винный склад. В советское время он выстоял даже в годы антиалкогольной кампании. И тогда предприятие наращивало темпы производства: выпускался тульский спирт, водка и ликероводочные изделия. Но в 90-х годах завод снизил свою производительность и обанкротился. Уже в 2011 году родилась идея реконструкции бывшего завода и превращения его территории в культурный торгово-развлекательный центр.


Likёrka Loft



Новая Ликёрка — арт-пространство?

Когда собственнику досталось это обанкроченное и разрушенное предприятие, простой комплекс зданий, где не было ни улиц, ни площади, он дал задание архитекторам из фирмы Blank Architects сделать торгово-развлекательный квартал в центре города в формате lifestyle. Так называемые Lifestyle-центры всё чаще приходят на смену обычным ТРЦ: такие территории нового формата уже можно найти, например, в Екатеринбурге и Уфе. Для работы над «Ликёркой» архитекторы взяли за основу проекты торгового центра «Гагаринский» в Москве и бывшей фабрики «Мануфактура» в польском Лодзе.

Архитектура первых lifestyle-центров имитировала городские улицы: создавала особую уютную атмосферу для отдыха и времяпрепровождения на улочках с множеством необычных магазинов, ресторанов и кафе. Но Likёrka Loft сочетает в себе и элементы lifestyle, и черты арт-кластера.



Михаил Малашенко
эксперт в области градостроительства, один из создателей общественного движения «Можем сами»

Сейчас Likёrka — скорее торговый центр, чем креативный кластер. Хотелось бы видеть качественный дизайн, больше фестивалей, творческих мероприятий и, главное, — большую заинтересованность в развитии культурного пространства

Творческие мероприятия проводятся, однако местных креативных индустрий не хватает для создания полноценного арт-кластера. На территории «Ликёрки» есть коворкинг, производство авторской мебели, офисы бизнесменов, множество других активностей, но они не взаимодействуют как единое целое. Нет единого представления об этом месте и у руководителя проекта, арендаторов и молодых активистов. Из-за этого мастерские начинают съезжать, подбирая более подходящие для них варианты помещений. На данный момент Likёrka Loft заполнена процентов на сорок, но несмотря на это, она привлекает общественное внимание.


Likёrka Loft


На Ликёрку люди идут за чем-то необычным, за тем, чего нет в других торговых центрах. В модных магазинах представлены коллекции тульских дизайнеров, а не мировые и российские бренды. Так что можно сказать, Ликёрка даже в моде отражает самобытность Тулы. В июне шоу-рум «Нежность» организовал показ мод под открытым небом. Стильный красный кирпич и яркие наряды оживили пространство.

Больше всего горожан посещает Ликёрку в июле, когда квартал превращается в сцену для уличных театров. Традиционный фестиваль «Театральный дворик» развлекает публику несколько дней подряд. Коллективы из разных уголков России и Европы показывают свои спектакли, играют на барабанах и делают июль ещё жарче. В стенах Ликёрки репетирует труппа театра «Эрмитаж». Так что не только в июле Ликёрка — театральная, но и круглый год.



Евгений Кузьминых
руководитель проекта Likёrka loft

Если бы я пошел отдыхать со своей семьёй на Ликерку, детей бы я отвёл в музей занимательных наук «Экспериментория» с переходом в Веревочный парк. А в это время мы бы с супругой прошлись по магазинам, посмотрели, что появилось нового. Например, в магазине «Путешествие в Прованс» можно посмотреть товары для дома во французском стиле. Каждый день туда заходишь и замечаешь что-то интересное, хотя оно стоит там уже давно. Всегда выходим оттуда с охапкой покупок. После этого можно пойти перекусить на веранде «Стечкина» или в стилизованном под средневековье ресторане Черновар. Можно взять коктейль и просто посидеть на лавочке, отдохнуть. Для детей здесь есть аквасадик, в жаркий день это отличное решение. Рядом располагается кальянная, но дети защищены от дыма, ведь территория разграничена, всё очень гармонично. Зимой мы делаем каток. Доехал до веранды, глинтвейна взял и всё как в парке.

Да, взаимодействия между арендаторами как креативными индустриями нет, однако некоторые из них проявляют инициативы в создании сценариев для горожан. И один совместный проект всё же реализуется. О текущей работе рассказывает Евгений Кузьминых: «Сейчас идёт разработка навигации в Ликёрке. Первая стадия завершена: ребята из общественного движения “Можем сами” проводили квесты для всех желающих, чтобы посмотреть, как люди ориентируются в квартале. Это позволило выявить ошибки той навигации, которая есть сейчас. Мы уже на следующем этапе: дизайнеры предлагают визуальные решения».


Likёrka Loft


Сейчас отличительная черта Ликёрки — функциональный дизайн. Стены квартала покрыты граффити, и вместе с трамплинами они привлекают неформальную молодежь, скейтеров и велосипедистов. Ещё один «арт-объект» на Ликёрке невозможно не заметить — трёхметровую блоху-киборга, автором которой является тульский издатель Игорь Золотов. Согласно идее, каждый, кто прикоснётся к гвоздю Левши, получит заряд творческой энергии.

Руководитель проекта Likёrka loft Евгений Кузьминых отмечает: «Очень хочется, чтобы Ликёрка жила насыщенно. В наших планах — открытие школы танцев. Мы сделаем подиум на улице, чтобы устраивать вечера джаза, латины, как в московском парке Горького».


Likёrka Loft


В дополнение к театру и танцам не хватает только музыки. Но, как оказалось, проект с музыкальным оформлением Ликёрки тоже в стадии разработки. Композиции в живом исполнении будут звучать в одной части квартала, а в это время другая часть будет танцевать на концертах в ресторане Stechkin. «Стечкин» — уже локальный бренд; здесь каждый день звучит музыка в том или ином стиле, которому соответствуют и блюда в меню. Недавно ресторан обзавёлся фуд-траком с воком, бургерами и лимонадами; фургончик можно встретить на улицах Тулы и на различных фестивалях.

Бывший промышленный завод должен стать заводом новых идей. Сейчас, спустя 5 лет после реконструкции, это место необычных покупок, стильной гастрономии, бизнеса и редких творческих фестивалей. Кузьминых, руководитель проекта, считает: Туле креативный кластер не так нужен, как Москве и более крупным городам. Однако наличие креативных индустрий, каждая из которых существует пока в своей отдельной реальности, говорит об обратном. Креативный кластер может сделать многое для города, даже если это Тула с численностью населения в 551 642 человек.
Автор
Дарья Королёва, Екатерина Баланина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе