Лэнд-арт: искусство земледелия

От рисунков пещеры Ласко до пейзажной фотографии XX века природа всегда была особым предметом изображения в искусстве. Во второй половине прошлого столетия эстетической прихотью художников разных стран стали работы не только о природе, но и в саму природу внедренные. Они отказались торговать искусством в стерильном пространстве галерей, увлеклись экологией и устроили паломничество в леса и поля, чтобы пачкаться в грязи, собирать листья, рыть траншеи, раскрашивать скалы и лепить огромные скульптуры из земли и камней. 

Andrew Rogers, Lions Paw, 2010

Понятие лэнд-арта (land art, earth art, site specific ect), зародившись в 1960-х, сейчас объединяет десятки разных направлений и сотни художников по всему миру - нетрудно закопаться. Работы нескольких художников, о которых речь пойдет ниже, могут стать хорошим полем для размышлений.

«Природа не развивается по прямой,

ее путь – это путь расползания, которому нет конца»

Загадочный волнорез, спиралью уходящий в мутные воды Большого Соленого озера (Great Salt Lake) в штате Юта - это не следы древней цивилизации, а самый известный арт-объект американского лэнд-артиста Роберта Смитсона (Robert Smithson). Спиральный молл (Spiral Jetty, 1970) длиной в четыреста пятьдесят метров выстроен из грязи, земли, воды, кристаллов соли и обломков базальта. Природа сама раскрасила дамбу в голубые и розовые цвета (голубые - соли меди, выпавшие в осадок на камни, розовые - микроорганизмы).


Robert Smithson, Spiral Jetty, 1970

Сегодня могучая каменная плотина почти не видна - поднялся уровень воды. Произведение знакомо зрителям, в основном, по фотографиям и по фильму, съемку которого Смитсон организовал в процессе работы. Доехать, в принципе, туда можно. Но, говорят, впечатление испортится - на уровне человеческих глаз дамба для многих не представляет интереса. Другое дело - фотографии с вертолета.


Robert Smithson working on the Spiral Jetty

Официальный сайт Роберта Смитсона

Молниеносный театр

Вообще, когда речь идет о лэнд-арте, фотографии и видео-записи часто становятся единственным способом увидеть объект, ведь художники намеренно ищут труднодоступные и удаленные места для создания своего произведения. Уолтер де Мария (Walter De Maria), например, выбрал участок в мексиканской пустыне, над которым часто гремят грозы, и установил 400 шестов из нержавеющей стали, примерно шесть метров высотой каждый. Во время грозы молнии непрерывно удаляют в сверкающие шесты, получается своеобразный метеотеатр.


Walter De Maria, The Lightning Field, 1977

Уолтер де Мария на сайте Лэнд-арт-плюс

«Искусство способно найти свое воплощение и в камне, и в шаге»

Первая работа художника Ричарда Лонга (Richard Long), реализованная в 1967 году, представляла собой вытоптанную в поле линию. Бесполезный, по сути, отрезок возможной тропы стал художественной работой.

У прогулки, в общем-то, долгая история - паломники, странствующие поэты Японии, английские романтики... Но только в конце XX века топтание на месте, хождение по кругу и бесцельное странствие по полям стало искусством. Карта с маршрутами путешествий, поэтические тексты или фотографии - вот единственные свидетельства экспериментов Ричарда Лонга. Сами прогулки ради искусства, призрачные опыты ходьбы остаются за кадром.


Richard Long, Dusty Boots Line, 1988

Официальный сайт Ричарда Лонга

Мастера упаковки

Американские художники Христо и Жан-Клод (Christo and Jeanne-Claude) считаются мастерами техники «эмбаллажа». На деле это загадочное французское слово значит, что супруги уже более 50 лет… упаковывают. От маленьких банок, стульев и мопедов они постепенно перешли к упаковке целых зданий и даже островов.


Wrapped Reichstag, Berlin, 1971-95


Surrounded Islands, Biscayne Bay, Greater Miami, Florida, 1980-83

По эскизам Христо были временно замаскированы Музей современного искусства в Чикаго (1969), целый отрезок морского берега близ Сиднея (1969), Новый мост в Париже (1985) и берлинский Рейхстаг (1995). Отзывы о работах супругов по всему миру неоднозначны, вызывают споры. Но даже если не знать эстетических доводов сторон, эти произведения - как минимум неожиданный способ изменить до неузнаваемости привычные городские и природные виды.


Christo directing work at Wrapped Coast 1969

Официальный сайт Христо и Жан-Клод

Ювелир природы

По сравнению с Христо и Жан-Клод, британский лэнд-артист Энди Голдсуорси (Andy Goldsworthy) – настоящий ювелир. Как внимательный коллекционер выходит он на безопасную охоту за природой – собирает ветки, льдинки, камни. Собирает листья явора, платана, каштана, сминает, скручивает, скрепляет шипами, складывает внахлест, составляя узоры и геометричные картины. А постоянство своим работам придает с помощью фотографии.


Red cherry leaf patch, Cumbria, 1984


Goose feathers, Cumbria, 1983


Hole, Clapham Scar, Yorkshire, 1980

Электронный каталог работ Энди Голдсуорси

Мария Рожкова

Bокруг Света

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе