Дизайнер Елена Гукина создает подиумную коллекцию платьев и мечтает открыть кутюрную школу в Рыбинске.
История Елены Гукиной – это история о том, как создается мечта. Вернее, не сама она создается – ее создает человек своим трудом. И часто не благодаря, а вопреки.
Первые стежки
С нитками и иголками Лена подружилась еще в детстве. В школе шила мягкие игрушки. В подростковом возрасте менялись интересы, но не хобби. Девушка стала шить по журналам одежду на себя. И надо ли говорить, выбор профессии для нее был очевиден. Пошла учиться на закройщика-портного в 39-е училище в Рыбинске, потом – на технолога швейных трикотажных изделий в Ярославский техникум легкой промышленности.
— Когда я училась в Рыбинске, меня как одну из лучших учениц отправили на областной конкурс – мы шили рубашку в реальном времени. Конкурсанток было много, и я заняла первое место. Помню свои радостные чувства, когда нас награждали: я стояла и представляла себя владелицей ателье! – рассказывает Елена. – Тогда я не могла себе и представить, что в жизни шагну гораздо дальше этой своей юношеской мечты.
Платье разгневанной богини / Платье из коллекции Моана
Однако случится это совсем не скоро. Успешная студентка на целых десять лет взяла паузу в профессии. Занималась семьей, растила детей, их у Елены трое. Однако швейная машинка тоже не пылилась в углу, девушка шила для себя и на заказ. А когда вышла из декрета, устроилась в ателье. И вновь убедилась: это действительно мое!
А как же мечта о собственном деле? Заняться предпринимательством подтолкнула личная драма: развод с мужем и необходимость в одиночку содержать детей.
Свое ателье Елена Гукина открыла в Переборах, сняла аренду в 20 квадратов в местном торговом центре. Собственных средств было немного, и потому в 2019 году она написала бизнес-план и воспользовалась господдержкой, заключив соцконтракт как ИП. А через два года вошла в программу поддержки с новым проектом, безвозмездная помощь от государства тогда составила 250 тысяч рублей.
— Сложно ли было начинать?.. У меня просто не было других вариантов. Нужно было кормить детей и хотелось осуществить свою мечту, – говорит дизайнер. – Сейчас я уже знаю, что на старте за поддержкой лучше обращаться не к родственникам или подругам (они, скорее всего, будут оберегать «Ну что еще ты придумала, куда ты лезешь?»), а к коллегам по цеху. У них за плечами уже есть свой опыт успехов и неудач, и именно они могут дать дельный совет и поддержать.
Легкий путь тяжелыми шагами
— Первых клиентов я буквально «высиживала»: сидела на рабочем месте в ожидании, что кто-то заглянет ко мне в ателье. На рекламу денег не было, и вся информация расходилась по сарафанному радио, – вспоминает Елена.
Потихоньку бизнес рос, у хозяйки ателье появлялись помощницы, которым она делегировала ремонт одежды. Шила только сама – в основном повседневную одежду. Но хотелось большего – развития, профессионального роста и красоты. Шить обычные брюки и юбки стало скучно. Девушка начала ездить на платные курсы и мастер-классы. Училась шить нижнее белье, корсеты из кожи и корсетные платья в Москве.
— Мне хотелось выйти на новый уровень, создавать особенные вещи на выход, – делится Елена Гукина. – Это требовало времени и сил. Днем я зарабатывала на хлеб и на ткани для своей коллекции – выполняла заказы на ремонты и пошивы, заботилась о детях, а по вечерам и ночам шила вечерние наряды. Конечно, сильно уставала. Но в душе чувствовала себя счастливой при виде той красоты, которая получалась в результате.
— Со стороны может показаться, что наша работа легкая: сидишь в тепле, среди красивых тряпочек и бусин, творишь в свое удовольствие. Но сколько лет каждодневного труда, физического и интеллектуального, стоит за этим! Мастерство, талант – это на 99% труд, – убеждена дизайнер.
Елена Гукина с моделями в корсетных платьях
Лестница на подиум
И вот корсетные вечерние платья готовы. И тихо висят в шкафу. Возникла новая потребность – показать их людям. Елена Гукина взяла вторую аренду по соседству – под прокат. А чтобы имя зазвучало, со своей коллекцией начала участвовать в показах, в том числе в Рыбинске.
Это сейчас дизайнера Елену Гукину знают в России, приглашают на показы и модные мероприятия в разные города. Это сейчас с ней хотят сотрудничать фотографы, заинтересованные в ярких образах для героинь своих фотосессий. А участницы конкурсов красоты заранее бронируют готовый наряд или время для пошива платья. Но еще совсем недавно все было иначе.
— Обо мне никто не знал. Я сама платила фотографам и моделям, чтобы сделать фотосет. Боялась что-то спросить у организаторов показов – чувствовала себя неуверенно, – признается Елена. – Главное – преодолеть страх и сделать первый шаг. А дальше все идет своим чередом. Ты обрастаешь новыми знакомствами среди коллег-дизайнеров со всей страны, это совершенно особенный мир – сфера красоты, фантазии, творчества.
Еще один шаг навстречу мечте Елена Гукина сделала в этом году. Несколько лет она задумывалась о том, чтобы научиться шить кутюрные вещи (высший пилотаж дизайнерского мастерства), и вот наконец решилась. Весной она прошла три бесплатных мастер-класса, результатом которых стали три платья. По итогам голосования в школе кутюр и отбора преподавателей дизайнер из Рыбинска вошла в топ-10 участниц этих швейных марафонов. И в качестве награды получила право представить свою коллекцию в кутюрном показе в Санкт-Петербурге. Для начинающего дизайнера это важное событие, возможность заявить о себе миру.
— В школе кутюр я испытываю вдохновение от перемен, от слома абсолютно всех установок в швейном деле. Все, чему нас учили раньше, все правила и ГОСТы здесь не работают. Открывается внутреннее видение образа, я учусь пропускать через себя идею и воплощать ее в кутюрном платье, – делится Елена. – Чем оно принципиально отличается? В нем нет ни одной машинной строчки – все создается вручную. Техник очень много. Мы учимся смешивать ингредиенты, сочетать материалы и цвета: несколько рулонов фатина, сетки, кружева. Я разрезаю ткань на части, а потом вручную собираю их на манекене, как конструктор, сверху пришиваю бисер и стразы – никаких выкроек. На создание одного такого изделия в среднем уходит два месяца.
Сейчас Елена работает над созданием коллекции из пяти платьев, с которой она примет участие в конкурсе «Кутюр по-русски». Коллекция получила название «Моана» в честь героини диснеевского мультфильма, смелой дочери вождя на острове в Тихом океане. Дизайнер вдохновилась красочной тропической картинкой и в очередной раз смело шагнула из зоны комфорта:
— Близкие мне цвета по жизни – черный и серый. Мне захотелось выйти из темной палитры в цвет. В коллекцию войдут платья, вдохновленные маленькой Моаной, взрослой Моаной, богиней острова Те Фити – разгневанной (алое с черным платье, напоминающее о яростной, кипящей лаве, уже готово) и доброй, умиротворенной, утопающей в зелени и цветах. Очень интересно работать с непривычными для меня яркими оттенками.
Работы впереди еще много. Новую коллекцию на петербургском подиуме дизайнер из Рыбинска представит в мае 2026 года.
Учитель для кутюрье
Не только учиться, но и учить. Новый швейный опыт вдохновляет не только творить, но и делиться своими знаниями с другими.
— Замахнулась на преподавательскую деятельность, – улыбается Елена. – С ноября начинаю учебу на преподавателя кутюр. На нашем курсе – дизайнеры из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Старого Оскола, других городов. Мы будем участвовать в швейных марафонах уже в качестве наставников. По окончании курса я получу диплом государственного образца. Он дает право преподавать самой или воспользоваться франшизой и открыть школу кутюр. И это моя новая мечта – создать школу кутюр в Рыбинске.
Гукина делает ставку на регион и шире – на близлежащие области. В Центральной России курсов для начинающих Зайцевых и Юдашкиных немного, ниша практически свободна.
— Но и Рыбинск развивается. Я уверена, что направление кутюр и у нас в городе со временем будет востребовано, – считает Елена Гукина. – У нас благоприятная среда: есть талантливые дизайнеры, есть прокаты нарядных платьев. Есть фотографы и студии, есть мероприятия, где востребованы сшитые на заказ оригинальные вечерние наряды, показы, конкурсы красоты. И есть люди, которые живут мечтой так же, как и я.