Крис Бердшоу: «Русские парки оказали влияние на ландшафтный дизайн»

Знаменитый дизайнер — о том, как превратить райские кущи в театральную пьесу.

В московском ЦПКиО имени Горького открылся Второй международный фестиваль садов и цветов. В центре форума — английский сад «Отдохновение» британского ландшафтного дизайнера Крис Бердшоу. О своей композиции, состоящей из 90 растений 20 видов, общей стоимостью более 5 млн рублей, почетный гость рассказал корреспонденту «Известий».

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кирилл Зыков


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кирилл Зыков

— В чем заключается специфика «Отдохновения»?

— Это — миниатюрная копия того сада, который после шоу перейдет в собственность Научно-практического центра детской неврологии. Там он будет окружен небольшим лесом из высоких деревьев. Сады — очень важная составляющая жизни. Это хороший способ подготовить следующее поколение быть более внимательными к окружающей среде. В этом саду дети смогут проводить время со своей семьей, близкими. Надеюсь, он будет их вдохновлять, вызывать улыбку. Всего для различных шоу я создал уже около 15 садов, и каждый из них обрел жизнь после фестиваля. Какие-то стали использоваться в школах, детских домах, больницах. Все наши сады связаны с какой-либо историей и возникают не для шоу.


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кирилл Зыков

— А как возникла идея «особенных» садов?

— Мне кажется, любой сад — особенный. В любой точке мира, где бы я не оказался, обилие цветов воодушевляет и мотивирует людей. Более того, первоначальное значение слова «сад» — «рай»: в большинстве религии именно райские кущи находятся в центре вероисповедания. Все пытаются найти свой рай. Сады — это, с одной стороны, эстетическое удовольствие, а с другой — своеобразная книга жизни. Язык цветов понимают во всем мире, и за каждым стоит какая-то история.


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кирилл Зыков

— В этом саду все растения — из нашей среднерусской полосы. Их историю вы знаете?

— Пока не всех. Но все ваши цветы встречаются и у нас. Вот, например, колокольчик в Англии называется кентерберийским, по названию города Кентербери — важного религиозного центра. Там насчитывалось свыше 20 церквей, которые славились своими колоколами. А при въезде в город путник вешал маленький колокольчик, точь-в-точь как этот цветок, на лошадь: тогда местные жители понимали, что приехал верующий человек с добрыми намерениями. Такой колокольчик становился символом объединения.


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кирилл Зыков

— В России у нас 5–6 месяцев зимы. Возможно ли создать сад, прекрасный круглый год?

— В этом смысле Россия не очень отличается от Англии. Первый раз я приехал сюда в апреле, готовиться к фестивалю, у вас тогда только закончилась зима. Я садился в самолет, когда в Лондоне лежали сугробы, прилетел в Москву — у вас тоже сугробы. Но мне понравилось. И, думаю, такой сад создать реально. В разные времена года мы по-разному воспринимаем красоту окружающего мира. Летом обращаем внимание на цвета, запахи, пышность крон и зелени, и это естественно. Зимой же мы смотрим не на сами растения, а на их структуру, геометрические формы, скульптуру. В этом саду мы используем липы, на формирование крон которых уходит по 8–12 лет. Это сложно, но сад может быть прекрасным всегда.


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кирилл Зыков

— Московские парки вам нравятся?

— Я пока видел только парк Горького, и то не целиком, но мне нравится. Здесь огромное пространство, много зелени, дорожек, гуляют люди всех поколений — всё так, как и должно быть. Пока мы были очень заняты, но я обязательно погуляю здесь подольше. Тем более что русские парки с их размахом оказали большое влияние на развитие ландшафтного дизайна.


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кирилл Зыков

— Однажды вы провели необычный музыкальный эксперимент.

— Да. Мы уже знаем, что растения устроены намного сложнее, чем люди привыкли думать. Но у меня был студент, которому захотелось проверить влияние музыки на растения. Мы использовали четыре теплицы, в которых посадили саженцы перуанской лилии. В одной теплице мы включили классическую музыку, во второй — поп-музыку, в третьей — тяжелый рок. Четвертую оставили в тишине. В итоге в теплице с классической музыкой растение выросло почти таким же, как в тихой. Во второй — совсем слабым, а в теплице с Black Sabbath — мелким, но очень крепким. Воздействие рок-музыки оказалось равным воздействию сильного ветра, делающего растения низкорослыми и выносливыми.


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кирилл Зыков

— Как вы пришли к занятию ландшафтным дизайном?

— На мой четвертый день рождения мне подарили пакетик с семенами, которые я потом посадил и они выросли. Когда же мне исполнилось 20, я осознал, что в садах мощная театральная составляющая. По сути — это пьеса. Так, некоторые цветы, например колокольчики, — актеры-сказители, они постоянно разговаривают, шелестят. А некоторые — актеры высокой драмы: липы, можжевельники. Они появляются с роковой репликой и внезапно умолкают.


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кирилл Зыков

— Может ли такой сад создать любой человек?

— Да, если будет честен с собой. Надо спросить себя, что я чувствовать в этом саду и что поможет мне так себя чувствовать. И самое главное — нужно получать от этого удовольствие.

Виктория Иванова

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе