Кендал ГЕНРИ: «Художники – это душа города»

Американский дизайнер наглядно продемонстрировал, как с помощью искусства можно влиять на людей

В Ярославль из Нью-Йорка приехал известный куратор проектов по паблик-арту Кендал Генри. Приехал – и сразу принялся за дело: под его руководством ничем не примечательный скверик за памятником Федору Волкову превратился в город птиц. Там поселились удивительные крылатые создания, а на деревьях разместились причудливых форм кормушки и скворечники. В общем, что-то необычное случилось со сквером. Зачем Кендал и его ярославские товарищи сделали такое? Об этом он рассказал нашей газете.

– Кендал, Россия не очень открыта паблик-арту по сравнению с другими странами. В этом плане мы далеки от Европы и уж тем более Америки, где ты живешь. Как ты считаешь, почему так?


– Всему требуется время. В Нью-Йорке паблик-арт развивается уже более 20 лет, конечно, России до него далеко, но это пока. Хотя в некоторых крупных городах, например Санкт-Петербурге или Москве, я видел на улицах много всего интересного. Но я заметил другую проблему: в России молодые творцы стесняются или боятся называть себя художниками. Они не говорят, как наши: да, я художник, это мое творение, это моя ответственность, я – бренд. И я приехал в Ярославль в том числе и для того, чтобы показать молодым людям, что не надо бояться проявлять творческую инициативу.

– Мне кажется, мало воспитать художников, нужно заняться еще и чиновниками. Ведь зачастую появление того или иного объекта или акции в городе может случиться только с их разрешения.

– Конечно! И лучший способ их воспитывать – показывать, что умеют художники. Может, кто-то из властных структур или бизнес-элиты проникнется и начнет продвигать это искусство. Я участвовал более чем в двухстах проектах по всему миру, и всегда мы умели договариваться с администрацией. Например, в Денвере я курировал проект по созданию большого голубого медведя у здания The Colorado Convention Center. Это огромное здание, где происходят торжественные события, конференции, выставки. 

– Я видела этого медведя на фото, он величиной с несколько этажей! Как городские власти отнеслись к подобной инициативе?

– Там работала программа «Процент на искусство», когда при строительстве нового здания один процент от суммы строительства тратился на создание какого-то объекта искусства. Проводился конкурс проектов, и медведь был выбран как наиболее удачный. 

– Ну, в Денвере, насколько известно из прессы, медведи постоянно заглядывают в чужие дома, им это нравится. Но вот в глобальном плане зачем все эти фишки нужны городу? 

– Хороший вопрос. Я лично считаю, что паблик-арт дает нам ощущение гордости за свой город и за то, что тут происходит. Он показывает, что город живет, что в нем есть талантливые люди, которые могут выражать себя в окружающем пространстве. Так или иначе, художники – это душа города, и свобода или несвобода их творчества, выражения их позиции по отношению к происходящему в мире многое говорят об этом самом городе. 

– С твоей точки зрения Ярославлю паблик-арт необходим? Многие уверены, что он ценен именно своей древностью. Не разрушат ли эти новые фишки его купеческий дух?

– Перед приездом сюда я намеренно не читал ничего о Ярославле и почти ничего о нем не знал – мне хотелось яркого первого впечатления. И признаюсь, я был приятно изумлен. Множество церквей, прекрасная набережная, яркая модная молодежь – все это не оставило меня равнодушным, но…

– Но?..

– Все же город погряз в памятниках. И очевидно, что ему необходима свежая струя. Пусть это будет музыка на углу дома, рисунки на стенах, какие-то интересные объекты искусства на улицах, перформансы. Люди должны чувствовать, что они живут не в музее, а в современном красивом городе. 

– Первый шаг по изменению окружающего пространства в Ярославле вы уже сделали. Во Власьевском сквере в ветвях деревьев парит жар-птица из настоящих кленовых листьев. Я и мои знакомые были сильно впечатлены. 

– И мне она очень, очень понравилась! Тут важно сказать, что с помощью паблик-арта не только самовыражаются художники. Это искусство призвано влиять на людей. Вот идете вы по улице, поднимаете глаза вверх и вдруг видите огромную птицу из осенних листьев, и вы удивлены, восхищены. Эти чувства меняют вас, как бы приподнимают над реальностью. Сам этот акт в паблик-арте очень важен. И если он случается, значит, художник работал не зря.

– Был ли какой-то объект паблик-арта, который лично тебя «приподнял над реальностью»?

– Да я постоянно удивляюсь. Вот один из недавних случаев: есть дом в Бруклине, мимо него часто ходят люди. Дом ничем не примечательный: на фасаде два окна на уровне второго этажа и один – на уровне первого. И кто-то прикрепил красный воздушный шарик к фасаду – получилось лицо. Два окна повыше – глаза, нижнее окно – рот, и шарик – нос. Художник приложил минимальные усилия, но это оказалось очень удачной находкой. Люди ходят мимо дома и улыбаются. 

5 самых важных вещей в жизни Кендала

Самая важная вещь, что у меня есть, – это паспорт. Он позволяет мне передвигаться по миру и расширять горизонты. Я много путешествую, мне проще сказать, где я не был, чем где был. Я посетил все страны, о которых мечтал. Но куда я хотел бы возвращаться вновь и вновь – это в Индию. Она необычна во всем и ни на что не похожа. Ее религия, запахи, цвета – все особенное.

Вторая важная вещь (кстати, ее я имею также во многом благодаря паспорту) – это впечатления. К примеру, Ярославль я навсегда запомню как город церквей. Между прочим, именно тут я впервые побывал в храме, хотя видел их и в Санкт-Петербурге, и в Екатеринбурге, и в других русских городах. Но тут их просто невообразимое количество! Я зашел внутрь смущенно, ведь я не знаю, что можно делать в церкви, а что нельзя. Просто старался не шуметь и тихонько пофотографировал.

Важное существо в моей жизни – моя собака Уна. Эта самая прекрасная собака в мире. Она сейчас в Нью-Йорке, и я очень по ней скучаю. Она как кот – ласковая, очень элегантная и стройная. Спит всегда только на кровати. Когда я возвращаюсь домой из своих путешествий, Уна всегда встречает меня и завывает: где же ты был? Как я скучала по тебе!

Сейчас я работаю одновременно над семью различными проектами. Они постоянно крутятся в моей голове. Благодаря им я снова покатаюсь по миру, мне предстоит отправиться в Тайвань, в Индию, в Нью-Йорк, в Австралию, на Карибские острова и в Китай. 

Работа делает меня счастливым. Мне нравится наблюдать, как моя деятельность растапливает сердца людей, сменяя их скепсис на восторг, удивление или просто улыбку. Я делаю то, что люблю, и это не выглядит как работа – вот здорово!

Яр-досье

Кендал Генри родился на Карибских островах. По профессии он – консультант по программам Public Art и дизайну городского ландшафта, художник и куратор. Живет в Нью-Йорке, работает над созданием проектов и программ в США, Европе и Австралии. В прошлом – менеджер проектов в программе «Процент на искусство», созданной департаментом культуры Нью-Йорка. 

Public Art – публичное (или, как его еще называют, уличное) искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя. Оно не ограничено физическими объектами типа мемориалов, памятников, скульптур и т.д. К нему относят и уличные танцы, и театр, и граффити. 

Произведения Public Art создаются специально для расположения и демонстрации в общественном месте, чаще всего под открытым небом. Создавая их, художники часто выражают свою позицию по поводу социальных или политических проблем, например войны или нищеты.

Екатерина АБРАМОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе