Из безработных в бизнесмены

Сейчас его доход в 3 – 4 раза превышает среднюю по Ярославлю зарплату. А все начиналось с того, что Андрей Батыгин в апреле 2010-го переступил порог городского центра занятости. Именно там ему помогли встать на ноги.
Грузчик, чернорабочий, таксист…
В 1999 году Андрей окончил зенитно-ракетное училище и поехал служить в Калинин-град. Через пять лет он вернулся в Ярославль в звании капитана запаса. Денег катастрофически не хватало, и Андрей начал подрабатывать где только можно. Работал грузчиком, чернорабочим, занимался частным извозом.
– Мне было стыдно, что я офицер, а достойную работу себе найти не могу, но в тот момент иного выхода не было. Поэтому я работал, но никому не говорил, что бывший военный, – рассказывает Андрей.
А потом Батыгин устроился на мебельную фабрику. Тогда он был очень рад, что смог получить это место. Через некоторое время Андрею удалось­таки найти себе работу почти по специальности – его взяли на должность начальника планово­производственного отдела 81­й военной базы. Там его способности оценили по заслугам, и Батыгин даже получил новое звание. Бывшему капитану, а теперь уже майору, по долгу службы приходилось искать клиентов, заключать с ними договоры, изучать рынок сбыта продукции. Казалось бы, жизнь наладилась, но в кризисные 2008 – 2009 годы на инженерной базе начались сокращения. Батыгина предупредили, что скоро он станет безработным.

Как заработать на бирже труда?
Андрей решил попробовать открыть свое дело – заняться производством мебели, поскольку опыт работы в этой сфере уже приобрел. Батыгин стал звонить в разные фирмы и спрашивать, сколько стоит уже готовая мебель. Таким образом он выяснил предполагаемую прибыль. Дальше посчитал налоги, расходы на бензин и понял, что мебельный бизнес – выгодное дело. И пошел на биржу труда, чтобы… заработать денег.
Во-первых, там ему платили пособие по безработице. Во-вторых, Батыгин узнал, что в городском центре занятости есть программа, которая помогает безработным открыть собственное дело и предполагает выдачу стартового капитала. Встав на биржу, Андрей параллельно стал ходить на платные курсы начинающего предпринимателя в Ярославскую торгово-промышленную палату. В принципе можно было бы пройти их бесплатно – от центра занятости, но тогда его статус безработного сменился бы на статус обучающегося и он не имел бы права претендовать на грант.
Знания, которые Батыгин получил на курсах, прекрасно наложились на его собственный анализ ярославского рынка. В итоге бизнес­проект Андрея Батыгина был признан удачным и будущий предприниматель получил от государства 58 тысяч рублей.
– На самом деле открыть собственное дело можно, даже имея в кармане 20 тысяч рублей. А 58 тысяч, полученные мной от центра занятости, позволили стартовать достаточно уверенно, – говорит бизнесмен.

Цель ценой в два миллиона
У Андрея имелись три преимущества, которые грех было не использовать. Во­первых, гараж, где можно было организовать мастерскую, а значит, сэкономить деньги на аренде помещения. Во­вторых, имелась старенькая отечественная машина. А в­третьих, у него был первоначальный капитал: пособие, которое ему выплатили при увольнении, и деньги, полученные по программе поддержки предпринимателей. Поэтому Андрей решил сразу выйти на «второй уровень» – он купил форматно­раскроечный станок. Дело в том, что без него ни одна мебельная фирма работать не может. То есть либо он у тебя есть, либо ты платишь кому­то за аренду станка. Новый стоит четверть миллиона рублей, но Батыгин нашел «бэушный» за 98 тысяч.
А потом Андрей впервые в своей жизни начал искать себе наемных работников. К Батыгину стали приходить на собеседование самые разные люди.
– Когда набираешь рабочих «под себя», то подход к делу уже совсем другой. Я лично говорил с каждым кандидатом, звонил прежним работодателям, чтобы узнать, что он за человек и работник, – вспоминает предприниматель.
Первое время его доход был небольшой, всю выручку Андрей тратил на зарплату сотрудников и текущие расходы. Семья жила на зарплату жены.
Через три месяца начинающий бизнесмен подал свой бизнес­проект на соискание гранта в администрацию области. Там выделяли уже 300 тысяч, поэтому и спрос был гораздо серьезнее. Но и этот грант Батыгину удалось выиграть! Получив деньги, он тут же купил на эти средства кромочно­облицовочный станок, благодаря которому производительность труда на «мебельной фабрике» сразу выросла.
И тут выяснилось, что фирма превратилась в заложника своего успеха. Заказов стало больше, и Батыгин понял, что прежними силами ему уже не справиться. Значит, надо набирать новых людей. И тут ему вновь помог городской центр занятости, а точнее, программа трудоустройства безработных. Согласно этой программе устроивший к себе на работу человека, зарегистрированного на бирже труда, имеет право получить 58 тысяч рублей на оборудование нового рабочего места. Таким образом Андрей смог взять в штат еще двоих людей.
Сегодня Батыгин планирует расширяться и арендовать большие площади. Андрей уже просчитывает возможность покупки нового станка, который позволит делать еще и фасады к мебели. Если ему и это удастся, то фирма выйдет на совсем иной уровень. Вот только такой станок стоит около двух миллионов рублей.

Не останавливаться на достигнутом
За год с небольшим, который прошел с увольнения до открытия собственного дела, Андрей изменился.
– Я стал более уверенным в себе. Во­первых, у меня появились деньги и моя семья стала жить по­другому. Во­вторых, я не завишу больше ни от кого. И наконец, у меня появилось самоуважение, потому что я сумел открыть свое дело, – говорит Андрей.
Батыгин не понимает военных, которые дослуживаются до пенсионного возраста (а он наступает уже в 37 лет) и выбирают пассивную жизнь. Допустим, устраиваются охранниками и работают сутки через трое. Он сейчас даже на людей, которые зарегистрированы на бирже, стал смотреть по­другому.
– Если долго стоишь на учете в центре занятости и не можешь найти себе работу, значит, ты бездельник, – считает Батыгин.
– Но ведь не все имеют коммерческую жилку. Не каждый может быть предпринимателем, – выступаю я в защиту не ставших бизнесменами людей.
– Мне кажется, что главное – это желание. Ведь необязательно же покупать дорогие станки, арендовать производственные площади. Та же самая швея может шить на дому, затрат минимум. Можно пройти курсы начинающего предпринимателя, и этого будет достаточно, чтобы начать свое дело. Зато у нас торговых центров много. Производить товар никто не хочет, лишь бы перепродать подороже чужой, – сетует Андрей.
Болезнью бездумных трат, которая присуща многим быстро разбогатевшим людям, Андрей не страдает. Он не тратит деньги на дорогую одежду, технику.
– Я не чувствую себя богатым. У нас в семье почти ничего не изменилось. Только разве что мы раньше покупали колбасу за сто рублей, а сейчас берем более качественную, за триста.
Сейчас Андрей изучает варианты альтернативного бизнеса. Потому что в весенне­летний период количество заказов падает и надо подстраховать себя. Он открыл кондитерский ларек, рассматривает варианты покупки «Газели» или экскаватора. Это позволит не складывать все «яйца» в одну корзину. Причем движение каждого рубля бизнесмен просчитывает заранее, подходит ко всему с эдаким практичным крестьянским расчетом. Он не хочет брать кредиты, собирается расширяться только на те средства, которые заработал сам. Может, это и есть та самая предпринимательская жилка, а не выдаваемое за нее желание купить подешевле и продать подороже?

Владимир КОБЫЛИНСКИЙ

Городские новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе