Итоги-2009. Архитектура как архитектура

Итоги года в области архитектуры и строительства: окончательное решение культурного вопроса

Девелопмент не развился (заморожены наиболее амбициозные проекты). Некультурно по культуре (ЦДХ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, «Охта центр»). Митино становится ближе (новые станции метро). 

Если оценивать уходящий год не в цифрах, а в ощущениях, то итог будет такой — власть делает то, что считает нужным, невзирая на мнение общества, чаще всего, ставя граждан перед фактом уже свершившегося.

Поскольку общее количество реализуемого снизилось, то внимание СМИ было сосредоточено на достаточно ограниченном числе объектов, и восприятие ситуации оказывается даже более острым, чем обычно.

Девелопмент не развился

В уходящем году больше ломали здания и замораживали проекты, нежели вводили что-либо в строй. Впрочем, первое можно расценивать как задел на будущее — когда деньги опять появятся, у инвесторов будет где развернуться.

Второе не означает вообще ничего с точки зрения культурных перспектив — даже если произойдёт передел рынка, стратегии игроков вряд ли поменяются в сторону более гуманного отношения к архитектурным ландшафтам и большего внимания к качеству проектов.

2009 год стал для российской архитектуры и строительства, как и для большинства отраслей экономики, провальным и проблемным. Девелоперские компании на отечественном рынке, как и на западных, ещё в конце прошлого года стали сворачивать свою деятельность.

В этом году наметившаяся тогда тенденция обозначилась во всей своей неприглядности. Москва пусть не Дубай, но тоже мыльный пузырь дай бог.

Вложения в коммерческую недвижимость в уходящем году, по данным компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, сократились по сравнению с 2008 годом более чем на 60%.

Ревизии подвергаются существующие проекты, знаковые для власти. Так, ударил кризис и по Москва-Сити. Вторая башня высотного делового комплекса «Федерация» будет на 30 этажей ниже, чем планировалось (вместо 94 там будет 64 этажа).

Девелопер проекта компания Mirax Group сообщает, что реализовывать проект в прежнем виде в нынешних условиях нерентабельно.

Показательной в плане крушения былых девелоперских планов оказалась судьба дон-строевского дома на улице Беговой. Его должны были сдать ещё в конце 2007 года.

Осенью 2009 года в так и не достроенных корпусах были демонтированы поставленные уже отопительные системы — то есть произведена консервация объекта.

Когда частные инвесторы, купившие там квартиры (в разгар кризиса, осенью 2008 года, это можно было сделать по бросовым ценам, на что многие и клюнули), устроили пикет под окнами префектуры ЦАО, префект округа Олег Митволь попросил у руководства «Дон-строя» загранпаспорта и взял дело под особый контроль.

Банк «ВТБ», основной владелец «Дон-строя», выделил в итоге средства на завершение строительства. Финал истории, будем надеяться, окажется в пользу граждан.

Кстати, у «Дон-строя» сейчас новогодняя акция — квартиры в злополучном доме опять продаются задёшево. Как говорится, налетай, не скупись, покупай живопись.

Ещё один памятник несбывшимся надеждам — недоразобранная гостиница «Россия».

Шалва Чигиринский, чья компания «СТ Девелопмент» занималась демонтажем гостиницы, летом 2009 года в судебном порядке добился запрета на сделки с гостиничным земельным участком.

И теперь вообще непонятно, когда доломают старое и когда построят новый отель у стен Кремля. Стопроцентным собственником ОАО «Россия», контролирующим землю под гостиницей, является город. Средств в бюджете на работы по объекту нет.

Некультурно по культуре

Много событий 2009 года оказалось связано с решением судьбы существующих зданий.

В конце года из-под пера премьера страны Владимира Путина вышло постановление о сносе ЦДХ. Но если Петербургу нужен нос, символ вертикали, то Москву вполне может украсить дом-апельсин.

Председатель правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжение, предусматривающее снос здания Центрального дома художника и передачу территории правительству Москвы под новое строительство.

Сообщение о подписании распоряжения № 1796-р, датированное 28 ноября, было выслано собственникам ЦДХ (Международной конфедерации союзов художников и Третьяковке).

Честно говоря, казалось уже, что о ЦДХ забыли (впервые о сносе речь зашла весной 2008 года). Но кризис, как полагают власти, заканчивается, да и строительство чего-то нового на месте ЦДХ, несомненно, подстегнёт развитие московской экономики.

Напомним, что идея снести ЦДХ и построить на его месте по проекту Нормана Фостера здание в форме разрезанного на дольки апельсина родилась в голове жены мэра Москвы Елены Батуриной, руководительницы строительной и девелоперской компании «Интеко», сам проект демонстрировался в Каннах в марте 2008 года на стенде компании.

Чуть позже, после многочисленных протестов горожан и московских СМИ, главный архитектор столицы Александр Кузьмин заявил, что инвестора на площадку может выявить только конкурс и об участии «Интеко» речь пока не идёт, как и о проекте Фостера (его Кузьмин назвал «несуществующим»).

Весьма вероятно, что теперь на конкурсе, если он состоится, победит именно «несуществующий» проект Фостера. Британский зодчий, автор целого ряда выдающихся из окружающего ландшафта зданий (в данном случае характеристика «выдающийся» может быть применена наиболее верно именно в таком значении), однозначно архитектурный герой года.

В России Фостер обрёл дружбу чиновников и весьма скандальную славу. Ему принадлежит ещё один одиозный масштабный проект — реконструкция ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Всё происходит в атмосфере секретности: проект был показан в 2008 году на Венецианской биеннале, за исключением малого числа счастливцев, там оказавшихся, эксперты и журналисты вынуждены судить о нём по редким фотографиям.

И, заметьте, никакого диалога с обществом и даже с профессиональным сообществом. Ещё в октябре 2008 года заместитель директора музея, занимающийся вопросами развития музея, Михаил Гурвич на пресс-конференции говорил, что до конца 2008 года будет объявлен конкурс на лучший проект реконструкции Пушкинского музея.

Конкурса в итоге так и не случилось, прошёл какой-то смутный тендер, и мы имеем то, что имеем — даже не камуфлируя свою волю подобием экспертного решения, власти (директор музея Ирина Антонова, попечительский фонд музея под председательством главы МЭР РФ Эльвиры Набиуллиной и стоящее за ними руководство страны) навязали нам проект Фостера.

В общем, суть вопроса не в Фостере и манере принятия решений, у нас иначе, наверное, не могут. Суть в том, что ради реконструкции будет нанесён невосполнимый вред окружающему архитектурно-культурному ландшафту, созданному в XVIII—XIX веках: проект крайне немилосерден по отношению к контексту, существующей исторической застройке. Ради проекта сейчас вносятся поправки в охранное законодательство.

Потомки, которым предстоит разбираться с наследием нашей эпохи, скорее всего, узаконят бытующий в теперешних СМИ термин «лужковский стиль».

Понятие это богато коннотациями, связанными не только с эстетическими категориями, но и с этическими и прагматическими сущностями.

Снова, как и 10 лет назад, лужковская фраза «Сейчас денег в обрез, а строить хочется» (1999) наполнена актуальностью. Свои аппетиты мэр Москвы будет удовлетворять в согласии с федеральной властью: по договорённости с министром культуры РФ Александром Авдеевым столичный стройкомплекс — исполнитель масштабных московских строек объектов культуры государственного подчинения.

Финансирование, естественно, за счёт госбюджета. Лужков занимается Большим театром, реконструкцией консерватории и Пушкинского музея. Как строит Лужков, мы все прекрасно знаем.

На столичном уровне успехи тоже есть. На Пушкинской площади уже завершаются работы по разбору здания «Московских новостей» — там должен появиться пятизвёздочный отель площадью 14,3 тыс. кв. м, что в два раза больше площади здания «МН».

Для справки: уничтоженный объект — это сильно перестроенный доходный дом 1860-х годов, который, несмотря на все перестройки, сохранил историческую структуру.

Ну что ж, одним доходным домом меньше, масштаб деятельности Лужкова таков, что в инвестиционный проект превращён весь город, что нам до какого-то дома?

На самый конец 2009 года намечено, возможно, самое важное для столицы событие — принятие нового генерального плана развития Москвы до 2025 года.

Этим летом генплан был предложен для ознакомления москвичам. Несмотря на единодушно негативное отношение СМИ и экспертов, документ с принятыми в него 18 декабря поправками уже 23 декабря будет рассмотрен депутатами Московской городской думы.

Не стало сюрпризом, что москвичам нелюбопытна судьба города. Префект Центрального административного округа сообщает, что 10 выставок по материалам генплана в центре посетили 4447 человек.

Конечно, проблема города и в том, что лишь малая часть горожан воспринимает сегодня Москву как собственный дом. Но чиновникам это на руку.

По плану город поделён на «зоны стабилизации» и «зоны развития», в первой застройка не приветствуется, во второй — наоборот.

В «зону стабилизации» попала большая часть исторической части города, реорганизовывать же решено старые спальные районы и промзоны.

Предполагается, что к 2025 году будет снесено 5 млн кв. м девятиэтажек и 12-этажных домов, построено около 200 млн кв. м жилья, 2,6 млн кв. м парковок и гаражей, а также будет удвоена протяжённость линий метрополитена.

Грубо говоря, пробок на дорогах станет ещё больше, чем сейчас, а в метро в часы пик вообще попадать будет опасно для жизни — чем больше будет построено квадратных метров, тем больше людей приедет в Москву.

Согласно новому генплану в «зону развития» попадает и ряд культурно значимых объектов, например, трамвайное депо на Шаболовке постройки инженера Шухова.

Остаётся неясной судьба проекта реконструкции Пушкинской площади. В СМИ на днях просочилась информация, что строительству дан зелёный свет. В планах градоначальства — подземный тоннель в рамках проекта «Большая Ленинградка» и торговый центр.

Площадь подземной части комплекса составит около 100 тыс. кв. м. Он расположится по обе стороны Тверской, там будут магазины, офисы, кинотеатры и каток.

Парковка, что символично в нынешней московской ситуации, планируется как раз над фундаментами Страстного монастыря (впрочем, по результатам застройки от них вряд ли что-то сохранится).

В то же время, согласно генплану, на самой площади предполагается восстановить Страстной монастырь, а саму площадь не трогать. Последние заявления главного архитектора города Александра Кузьмина позволяют предположить, что строительство всё же будет.

Воля чиновников и инвесторов, всепобеждающая в Москве, будет столь же несгибаемой и в Северной столице. Уходящий год ознаменовался успехами «Газпрома» в Петербурге в борьбе против горожан, всеми силами протестующих против проекта «Охта центра».

Вопреки всем акциям протеста, всем судебным искам защитников Охты к застройщику, строительство уже началось — на месте «газоскрёба» ведутся работы нулевого цикла, то есть роется котлован и заливается бетон.

Митино становится ближе

Единственный, пожалуй, отрадный факт в развитии Москвы сегодня — строительство новых станций метро.

В 2009 году в столице должны появиться две новых станции — «Волоколамская» и «Митино». Их открытие запланировано на 26 декабря.

Объёмами и формами «Митино» напоминает введённую в строй в 2008 году на той же ветке станцию «Славянский бульвар». Такой же полуовальный свод с нишами (только здесь они не столь глубокие). Правда, тут всё более функционально — никаких намёков на модерн в виде витых фонарей и витиеватого шрифта (отсылка одновременно и к эпохе символизма, и к славянским письменам).

Впрочем, красивость, культивируемая в интерьере станций «Славянский бульвар» и особенно в чуть более ранней «Парк Победы», перебивается на новой открытой станции «Кунцевская», близкой к эстетике hi-tech и местами прому.

Нивелируется стремление к красоте уже в дизайне «Строгино», где под сводами ниши по форме похожи на очертания самолётов «Стелс», и на том весь декор заканчивается.

С этими «Стелсами» в своё время вышел некоторый конфуз, потому как архитекторы Орлов и Некрасов заявляли об уникальности собственного дизайнерского решения, однако же знатоки быстро опознали тут плагиат — кто-то из специалистов компании «Метрогипротранс», которая занимается у нас архитектурой метро, любит бывать в испанской Валенсии и черпать там идеи для московского метро.

Впрочем, вероятность, что нас поймают за руку из-за этой уловки, невелика — редкий испанец доберётся до Строгина.

Что же касается собственно «Митино» — там всё просто. Бежевый мрамор полов, серенькие панели на стенах, белые потолочные рельефные своды.

Чем дальше от центра города, тем более прагматично оформление; жителям удалённых районов, в общем, оно и не нужно — до дома бы добраться вечером после работы, а с утра впихнуться бы в вагон (ну, митинцам поначалу это окажется даже в радость — новинка всё же).

Станция имеет два лестничных выхода, один к перекрёстку Дубравной и Митинской улиц, другой — к Митинской улице. Рядом с метро — большая перехватывающая парковка для тех, кто едет в город из Подмосковья.

«Волоколамская», расположенная ближе к центру (выходы — на Новотушинский проезд), выглядит поинтересней, чем «Митино». По метростроевской типологии она классифицируется как «колонная трёхпролётная».

Колонны с чёрными основаниями и белыми арочными переходами наверху выглядят поблагородней пустого пространства «Митино».

Мраморные полы светлые. Облицовка стен выполнена разными оттенками серого (в самом низу — глубокий чёрный), задаётся приятный горизонтальный ритм. Высота сводов станции — около 8 м, для современного стандарта довольно много.

Станция начала строиться ещё в первой половине 1990-х, однако затем в силу экономических причин была заморожена, часть уже вырытых открытым способом тоннелей вдоль Митинской улицы пришлось засыпать.

Один из выходов сделан лестничным, с другой стороны станции смонтированы эскалаторы. Hi-tech-светильники такие же, как на станции «Международная». Безусловно, станция интересная.

А вот третьей из станций той же ветки, про которую ещё непонятно, откроется ли она одновременно с этими двумя, — «Маякинино» — не столь повезло с окончательным декором.

Впервые в истории столичного метрополитена строительство велось с привлечением частных средств — порядка 20 млн долларов в саму станцию и прокладку тоннелей вложил владелец ТЦ «Крокус Сити» Арас Агаларов.

Однако кризис внёс коррективы в окончательное дизайнерское решение станции, там, может статься, в день открытия пассажир увидит голые бетонные стены вместо стеклянных панелей.

 

Станция в Валенсии и станция «Строгино»

CHASKOR.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе