Горькая исповедь патриотки Ярославля

Напрасно наши большие политики не принимают всерьёз партию «зелёных». Судя по тому, как дружно откликаются люди на сообщения об острых экологических проблемах, – у «зелёных» в Ярославле есть шансы стать полноправной народной партией.

Опубликованная в «Северном крае» 21 января статья «Здравствуй, полысевший город!» вызвала небывало бурный резонанс. Оказывается, не только сентиментальные романтики и вездесущие журналисты недовольны тем, как городские власти «озеленяют» Ярославль. Профессионалы тоже бьют тревогу. Письмо Эльги Фёдоровны КРУТИКОВОЙ, 35 лет отдавшей профессиональному труду по озеленению родного города, явно показывает: не всё ладно в «ярославском королевстве», плохо заботится власть о красоте и здоровье города.  

«...Может быть, прочитав мою горькую исповедь, газета что-то предпримет в защиту зелёного хозяйства города. Некогда «Северный рабочий», «Юность» активно принимали участие в жизни «Зеленхоза» («Миллионы алых роз» Т. Егоровой в «Северном», статьи о рубке деревьев в «Юности»). Устраивали дискуссии читателей. Отстояли парк 950-летия (у госпиталя) от строительства школы. Я обращаюсь к «Северному», настольной газете нашей семьи. Не могу оставаться равнодушной к проблемам озеленения и цветочного оформления Ярославля.

В «Зеленхоз» я пришла после окончания университета. Специальности «биолог-ботаник» и «озеленитель» – не совсем одно и то же. Мне пришлось многому учиться на практике: читать проекты, переносить их в натуру, знакомиться с породами деревьев и кустарников, заучивать названия ковровых растений. Азы посадки ковров я постигала под руководством Екатерины Владимировны Поройковой. Она научила меня создавать на бумаге проект ковровой клумбы, подбирать к этому рисунку ассортимент цветов, переносить всё это на землю, ухаживать за этим ковром, чтобы он радовал глаз всё лето напролёт.

В Ярославле не так много обширных скверов и парков, где эффектно смотрелись бы крупные цветники из однолетников. Все цветники Ярославля лежат буквально у ваших ног: сквер на площади Волкова, на Стрелке, в Демидовском саду, на проспекте Ленина, Первомайском бульваре. Но именно потому, что цветников у нас мало – их надо оформить цветами так, чтобы они привлекли к себе внимание изяществом, тонкостью исполнения.

Рисунки для ковровых цветников в то время были уже наработанными и применялись ежегодно в разных вариантах. Но мне повезло. Мне довелось увидеть не вписывающееся в типовой стандарт искусство. Знаменитый ярославский цветовод Андрей Васильевич Ржевский подарил мне альбом с рисунками цветочного оформления садов и парков Версаля, Вены, Парижа. Применяя имеющийся ассортимент цветов к этим рисункам, иногда модернизируя их, удавалось создать свой стиль, клумбы, которыми стоило полюбоваться.

В 1962 году мы с Еленой Владимировной посетили Ленинград, чтобы ознакомиться с цветочным оформлением, которым славился город на Неве.

За неделю мы побывали во всех скверах, садах и парках Ленинграда. Сделали массу зарисовок. Цветники были ковровые с чёткими лаконичными рисунками, хорошо исполненные и ухоженные.

Каково же было моё удивление, когда через несколько лет, приехав в Ленинград на семинар озеленителей, я не увидела ни одного коврового цветника! Вместо замысловатых рисунков на клумбах и партерах повсюду «красовались» сортовые клубневые бегонии, закупленные в Голландии. Устроители семинара, которым я выразила своё удивление, сказали, что во времена правления Хрущёва было велено экономить на всём, в том числе и на цветах. Рассчитали, что ковровые цветники обходятся городу дорого, и заменили их на дешёвые бегонии. А теперь хрущёвская эпоха прошла, и питерцы рады бы возродить прежнюю красоту, но искусство коврового оформления потеряно! Ковровщиков не стало...

Ярославль сумел сохранить это искусство и до недавнего времени радовал ярославцев и туристов живым ковровым разноцветьем. Даже на ВВЦ (в 90-е годы), когда там в оформлении цветников соревновалось множество городов со всей России, Ярославль не ударил в грязь лицом и получил первое место.

Что же сейчас происходит с нашими цветниками? Мы опять возвращаемся к простейшему их оформлению. И рисунки вроде те же, а вот ассортимент цветов стал меняться не в лучшую сторону. Если раньше совхоз «Новосёлки» полностью обеспечивал рассадой городские объекты и ассортимент был разнообразен, то нынче многие ковровые растения уже выпали из оформления цветника и заменяются летниками. Но на уход за цветниками также не хватает средств. Все финансовые силы города брошены на строительство дорог и облагораживание фасадов. А с зелёными насаждениями поступают просто варварски. Раньше почти всё зелёное хозяйство города находилось под контролем «Горкомхоза» и «Горзеленхоза», а теперь пилят, рубят, захламляют сучьями дворы, и не всегда узнаешь, кого «благодарить», кто тут «лесоповалом» занимался...

Слышала, что даже посадка цветов будет проводиться по конкурсу. Это просто невозможно! Чтобы человек научился сажать цветы да ещё создавать ковры, нужен не один год! Во что же превратятся наши цветники без специалистов, без должной рассады, без предварительного проектирования? Были времена Хрущёва – преодолели. Были времена, когда Ярославль строился и большинство сил (уже «Зелен­строя») было брошено на озеленение новостроек – нашли выход. Успевали и за насаждениями ухаживать, и цветы сажать, и создавать новые сады, парки и зелёные зоны, высаживая в год не тысячу, как гордо заявляет департамент, а тысячи деревьев и кустов.

Что же теперь-то зелёное строительство в полном загоне? Ведь только и видишь везде груды срубленных деревьев, растерзанные зелёные массивы, которые должны были стать благоустроенными парками, и различные «учреждения», втиснутые в ту же зелёную зону. Парк в пойме реки Которосли пытались создать, облагородить в течение всех 35 лет, что я работала в «Зеленхозе». Что теперь? По куску отрывают от него под разные застройки и считают большим достижением создание парка в честь

1000-летия на территории уже существующего, но необлагороженного, недостроенного. А где новые сады и парки? Площади общего пользования всё сокращаются. Дышать в городе всё труднее. Если раньше выбросы заводов уходили вверх и разносились ветром, то теперь выхлопные газы массы машины стелются по земле и губят здоровье ярославцев, особенно детей.

Серьёзность проблемы видна уже в том, что бывшие работники «Зеленхоза» встречаясь говорят не про старческие болячки и не про семейные заботы, а о том, чему мы отдали лучшие годы жизни – о зелёных насаждениях. Так больно смотреть на то, как жестоко расправляются с нашим детищем! Мэр города когда-то сам любил поучаствовать в приумножении зелени в городе, даже высаживал деревья, кусты, розы в сквере у Фрунзенского райисполкома. Что же теперь так не по-хозяй­ски относится он к «лёгким города», позволяет губить их? Очень хочется, чтобы к 1000-летию Ярославль пришёл не только с гладким асфальтом и отремонтированными фасадами, а удивил бы гостей города и обрадовал ярославцев зелёными парками, садами, украшенными цветочными коврами.

Всё предельно ясно. Добавить к такому письму можно лишь то, что когда «Новосёлки» из самостоятельного предприятия превращали в невнятный придаток «Горзеленхозстроя», «Северный край» на своих страницах выражал сомнение в том, что это странное нововведение принесёт пользу. Теперь оно начало приносить явный вред. Может быть, всё-таки пора прислушаться к людям, дорогие наши город­ские власти? Может быть, хватит превращать Ярославль в бетонную душегубку?

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе