«Это не решит проблему вандализма»

Художники о предложении Сергея Собянина раскрашивать дома и подземные переходы.

Мэр Москвы Сергей Собянин объявил, что поддерживает идею привлечь стрит-арт художников к росписям стен домов и подземных переходов. Градоначальник предложил устроить встречу «молодых художников» с главным архитектором Москвы и признался, что ему самому нравится граффити. «МН» спросили у людей, занимающихся стрит-артом, что они думают о сотрудничестве с городскими властями.

Дмитрий Фомичев, художник:

«Я готов сотрудничать, почему бы и нет. Нужно просто обсудить, какие условия они будут предлагать. Ну и вообще, интересно как дальше будет развиваться этот вопрос.

Меня больше интересуют фасады зданий. Я вижу места, где можно сделать интересно. Это не супер большие дома, это пятиэтажки и шестиэтажки в центре. Вообще, у нас в центре довольно много хороших фасадов, которые прекрасно подходят под роспись. То есть это будет лучше, чем реклама, однозначно.

У нас в России есть крутые люди, но их мало. В основном это Европа. Мне нравятся какие-то люди, по стилю, но не все. Например, итальянский художник Blu. Он берет свои идеи и делает очень массивные рисунки на большой поверхности. На Западе люди этим живут, занимаются, и это их работа. Там они называются художники–муралисты. У нас это – то же, что было испокон веков – художник-монументалист, который занимается живописью, фреской и так далее. А граффити – это просто новое выражение, новая субкультура, и все».

8350, художник:

«Москва — город, загаженный до предела, объемы визуального мусора в нем (не говоря уже о других проблемах) зашкаливают за все разумные пределы. В итоге поступает очередная инициатива, подхватив которую, мэр готов превратить переходы в рекламные тоннели, украшенные граффити, как завядшей розой на мусорной куче. Станут ли от этого переходы светлей и красивей? Очень сомневаюсь.

Сотрудничать — значит соглашаться с таким положением дел. Правительство должно заниматься решением проблем, а не их нагромождением и играми в «ладушки» с маргинальными группами граждан в попытках снискать славу «продвинутого». З****ть официально и без того з******ые переходы — не решение проблемы, но её прикрытие; иллюзия деятельности.

Граффити без меня слишком много и, возвращаясь опять же к «визуальному овердозу», единственно ценной сегодня практикой, на мой взгляд, является стихийное уничтожение этого разноцветного мусора, граффити в частности. То есть перманентное срезание/отрывание/закрашивание и т.п. География значения не имеет, это общегородская проблема.

Проектов у меня масса, но к сотрудничеству с государственными институциями они не имеют никакого отношения».

Khmutinnikv, уличный художник:

«Предложение мэра — замечательное в плане привлечение легальных художников, то есть тех, кому хочется реализоваться именно в творческом плане.

Если это некий компромисс и шаг навстречу нелегальным художникам, то не думаю, что это решит проблему так называемого вандализма: все разрешенное убивает соревновательный момент между нелегальными художниками, а это в свою очередь один из главных аспектов уличного граффити.

Вообще, если честно, это похоже на очередной глобальный откат а-ля тротуарная плитка. Ну, и идти на контакт с властями — значит быть подконтрольным в той или иной степени.

В общем, здесь две стороны медали, на мой взгляд, но, повторюсь, для художников желающих развиваться это очень хорошее решение».

Vitae Вязи, команда стрит-арт художников:

«Если мы говорим об оформлении города, то использование термина «граффити» (субкультуры, в основе которой лежит нелегальное рисование) на наш взгляд является неверным. Речь скорее идет о стрит-арте, а точнее о мурализме, как одном из направлений стрит-арта.

К предложению Собянина мы относимся хорошо, но с изрядной долей опасений за то, что прекрасная здравая идея будет отвратительно и абсурдно реализована на практике. За очевидное желание чиновников пойти «более простым путем», что в итоге может вылиться в очередное закрашивание электро-тепло-будок во дворах в большинстве своем безвкусными и омерзительно исполненными картинками «чтобы было».

Опасений за то, что на этапе согласования проектов из-за некомпетентности чиновников от стоящих работ не останется и следа, а город наводнят пустые по содержанию и просто откровенно некачественные по технике «веселые картинки».

Как пример можно сравнить фестивали, проходящие на территории России. На фоне действительно продуманных по форме и содержанию «Стенограффии» (Екатеринбург) и «Like it. Art» (Казань), московские фестивали, прошедшие в последнее время при поддержке правительства Москвы, запомнились, за исключением единичных работ, пестротой безвкусицы и низким качеством рисунков.

Мы считаем, что рисунки на фасадах интересны не только жителям города, но и туристам, а потому интересные здания в центре города - практически идеальный формат. Но если говорить про согласование, опять же на собственном опыте, - получить разрешение на объект оказалось нам не под силу, несмотря на три упорных совещания, эскизы и прочее».

Анна Нистратова, куратор паблик-арт программы дизайн-завода «Флакон»:

«У Собянина – отдельная программа, которая касается только подземных пешеходных переходов. Круто, что он не против, но я знаю, что это инициатива Комитета молодежи и они хотят таким образом улучшить наше городское пространство.

К сожалению, пока ничего не понятно по поводу процедур легализации фасадов. Мы уже начинаем этот процесс, я жду эскизов от художников, и когда у меня будут эскизы, мы пойдем подавать их на худсовет. На него нужно представлять все эскизы, если что-то касается преобразования городского пространства.

Москва по паблик-арту находится в развитии на самом последнем месте. У нас первый фестиваль прошел только в этом году, хотя в Екатеринбурге, в Перми и в Казани уже несколько лет городом поддерживается программа по уличному и публичному искусству.

Поэтому, чем больше всего этого будет, тем лучше, потому что у нас сейчас Москва, и центр особенно, выглядит совершенно стерильным.

Несмотря на то, что граффити существует в подполье и с ним все время борются, это уже давно признанный вид искусства. Это очень сильно влияет на городское пространство, особенно если учесть, что мы живем в месте, где шесть месяцев зима и все это время черно-белый пейзаж».

Василий Колотилов

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе