О тюменской группе компаний «Аэродромдорстрой» в Москве, возможно, никогда бы и не узнали, если бы бывшего губернатора Тюменской области Сергея Собянина не назначили мэром столицы. Интернет-сообщество сразу же объявило, что эта компания контролируется женой мэра Ириной Собяниной и именно она отвечает за тротуарную плитку, которой замостили центр Москвы. Но эта версия ничем не подтверждается: Собянина занимается творческим развитием детей в Тюмени (см. врез на стр. 12).
Есть другая версия: что компанию курировал лично Собянин, такие предположения периодически возникали в тех регионах, где «Аэродромдорстрой» выигрывал тендеры на ремонт и строительство дорог и взлетно-посадочных полос аэропортов. Официального подтверждения этому «Ведомостям» также найти не удалось. «Ни Собянин, ни его жена, ни другие родственники среди учредителей “Аэродромдорстроя” и аффилированных с ним компаний не значатся», — говорят бывшие гендиректор и замдиректора по финансам группы «Аэродромдорстрой». «Сергей Семенович всегда дистанцировался от любых связей с бизнесом и никогда не курировал ни одной компании», — уверяет его знакомый по Когалыму.
Но странная вещь: многие, стоило их спросить про связь Собянина и «Аэродромдорстроя», сразу зажимались — «нет» не говорили, но и «да» даже на условиях анонимности сказать отказывались. «Как бы не стало хуже» — так, несмотря на то что прошло 10 лет, реагировали на этот вопрос бывшие тюменские топ-менеджеры и совладельцы дорожно-строительных компаний, бизнес которых после прихода Собянина достался «Аэродромдорстрою». «Эта тема в Тюмени закрытая, и я вам не советую про “Аэродромдорстрой” и его бенефициаров писать», — сказал один из них. «Это специфическая фирма, там не все так просто, и не надо будоражить тему. Если бы вы задали вопрос про какую-то хорошую фирму, про ее достижения… А вы беретесь за фирму, которая много разного принесла и людям, и городу в том числе. Они выигрывали тендеры и будут выигрывать. Вы понимаете, что у них поддержка есть», — сказал другой. Многие признаются, что после назначения Собянина мэром Москвы ожидали появления в столице рабочих в форме «Аэродромдорстроя».
«Он хотел получить все и сразу»
До того как Собянин стал тюменским губернатором, область тратила на дороги смешные деньги: 123 млн руб. за 2000 г. Это меньше, чем спустя несколько лет, уже при Собянине, тратилось на строительство одного пешеходного перехода или благоустройство городского сквера. В 2003 г. Собянин увеличил дорожный фонд области на порядок — до 2 млрд руб., с 2004 г. — еще втрое, запустив целевую пятилетнюю программу на 33,97 млрд руб. (в среднем по 6,8 млрд руб. в год); деньгами поделились Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа и нефтяные компании. «Это помогло тюменским дорожникам выйти на 3-е место после Москвы и Санкт-Петербурга по объемам строительства автомобильных дорог», — радовался в интервью журналу «Действующие лица» начальник управления автомобильных дорог Тюменской области Алмаз Закиев (см. врез про его бизнес).
К освоению выросшего дорожного бюджета подключился «Аэродромдорстрой», созданный никому не известным Сергеем Солодовниковым, аспирантом Тюменского архитектурно-строительного университета (ТюмГАСУ). Уже через пару лет «Аэродромдорстрой» стал крупнейшим тюменским строителем. Как Солодовникову это удалось?
«Сергей Иванович [Солодовников] попал в нужное место в нужное время, тем не менее человек он в общем-то умный, энергичный и рисковый. Он хотел получить все и сразу, и у него это получилось», — объясняет его бывший научный руководитель и работодатель Сергей Каратеев. В 1996 г. доцент кафедры «Автомобильные дороги и аэродромы» ТюмГАСУ Каратеев приметил способного аспиранта Солодовникова и позвал его в свою компанию под названием «Аэродромные технологии» на должность заместителя гендиректора.
Каратеев никак не мог предположить, что, работая в «Аэродромных технологиях», Солодовников создаст параллельно точно такую же собственную компанию — «Аэродромдорстрой», куда в конце 1990-х он и ушел.
Была ли у Солодовникова административная поддержка, Каратеев не говорит, но замечает, что «хороший, финансово устойчивый бизнес в России можно сделать только при поддержке государства или чиновников, других путей нет».
В начале 2000-х в Тюменской области было три основные дорожные компании: «Тюмендорстрой» («внучка» «Лукойла»), ГУП «Тюменское дорожно-ремонтное предприятие» и «Автодор».
С 2002 г., когда, как написано на сайте «Аэродромдорстроя», «началось активное сотрудничество [компании] с управлением автомобильных дорог Тюменской области», Солодовников подвинул их всех. Сначала в 2002 г. он был назначен гендиректором одного конкурента — ГУП «Тюменское дорожно-ремонтное предприятие». Потом в 2004 г. пересел в кресло гендиректора другого конкурента — «Тюмендорстроя», на тот момент крупнейшего дорожного строителя в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе.
Как это может быть? Бывший совладелец и член совета директоров «Тюмендорстроя» Александр Ломакин говорит, что гендиректором «Тюмендорстроя» Солодовникова поставил владелец «Лукойл-нефтегазстроя», бывший вице-президент «Лукойла» Серик Рахметов. Ломакин предполагает, что это назначение объяснялось определенными договоренностями между Рахметовым и Собяниным, которые близко знакомы еще по Когалыму, где в 1991-1993 гг. Собянин был главой администрации, а Рахметов — сотрудником «Лукойла». Иначе, продолжает Ломакин, непонятно, зачем Рахметов назначил гендиректором «Тюмендорстроя» Солодовникова, а денежные потоки перевел в чужой для Рахметова «Аэродромдорстрой»: «Все стало делаться в интересах этой компании — и деньги, и техника «Тюмендорстроя» стали использоваться в интересах «Аэродромдорстроя».
Бизнес «Аэродромдорстроя» «рос как на дрожжах, это было нереально. Была какая-то пружина, которая помогала им так легко и быстро подниматься», вспоминает Ломакин. Сам он с партнерами вышел из капитала «Тюмендорстроя», обменяв свои 25% акций на доли в другом бизнесе. Эти акции в 2005 г. достались близкой к Солодовникову компании «Инвестдорстрой», которая всего к тому времени скупила 44% «Тюмендорстроя». А в начале 2010 г. свой пакет «Тюмендорстроя», выкупленный до того у «Лукойла», продал и Рахметов, примерно половину из его 42% приобрела еще одна близкая к Солодовникову компания — «Инвестрегион». На конец I квартала 2011 г. все семь членов совета директоров «Тюмендорстроя» — сотрудники одной из компаний Солодовникова, а председатель совета — он сам. Связаться с Рахметовым «Ведомостям» не удалось.
Третий конкурент «Аэродромдорстроя» — «Автодор» в 2004 г. обанкротился. «Компанию разорили, у ее владельца случился инфаркт, а имущество перешло к «Аэродромдорстрою», — вспоминает Людмила Савицкая. В конце 1990-х Савицкая работала переводчиком и сопровождала руководителей тюменских дорожных компаний в заграничных поездках по обмену опытом. Бывший гендиректор «Автодора» Владимир Хоробров отказался комментировать слова Савицкой.
В 2005 г. выручка «Аэродромдорстроя» достигла рекордных для тюменского дорожного бизнеса размеров — 7,2 млрд руб. (как росла выручка группы компаний Солодовникова — см. рисунок).
Заработав на дорожных господрядах, Солодовников стал инвестировать в недвижимость.
В апреле 2005 г. созданная Солодовниковым компания «Менеджмент. Дизайн. Строительство» (МДС) начала строительство микрорайона «Тюменский-2»: 16 16-этажных домов, проектная стоимость строительства — более 7 млрд руб.
Еще один девелоперский проект Солодовникова курировал лично Собянин, в октябре 2005 г. вошедший в совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов. Это строительство в Тюменской области коттеджного поселка на 1 млн кв. м. Инфраструктура, включая дороги, строилась за счет областного бюджета — все тендеры на общую сумму более 1 млрд руб. выиграл «Аэродромдорстрой». Генподрядчиком строительства домов стала МДС.
«А кто еще, если не «Аэродромдорстрой»?
Осенью 2005 г. Собянина переводят в Москву: сначала он становится руководителем администрации президента, потом — главой аппарата правительства.
А немного погодя в столице появляется реклама «Аэродромдорстроя». Его кампания, по данным агентства Outdoor Media International, продолжалась с марта по август 2006 г., билборды висели на трассах в аэропорты «Домодедово» и «Шереметьево». Примерно в это же время перебрался в Москву и сам Солодовников, а созданные им компании поменяли регистрацию с тюменской на московскую.
«Аэродромдорстрой» стремительно превращается из локального монополиста в крупного российского игрока: одних только федеральных подрядов он вместе с аффилированными компаниями получает в 2006-2010 гг. более чем на 10 млрд руб. (см. рисунок).
Помимо этого он выигрывает подряды на ремонт и строительство дорог в Мордовии, Омске, Московской, Рязанской, Кировской, Свердловской и Челябинской областях.
Приход «Аэродромдорстроя» в регионы никогда не радовал конкурентов.
В 2006 г. девять екатеринбургских частных и муниципальных строительных компаний для защиты рынка от «Аэродромдорстроя» попытались объединиться в Ассоциацию дорожных строителей. Они сообщили на сайте ассоциации, что тендеры Федерального управления дорог (ФУАД) «Урал» были перенесены два раза и «ходят слухи, что на руководство ФУАД “Урал” из Москвы из головного офиса “Аэродромдорстроя” оказывается очень серьезное давление». Екатеринбургские строители опасались, что подряды на 300 млн руб. будут отданы компании «Аэродромдорстрой-Екатеринбург».
На сайте gostorgi.ru «Ведомостям» удалось найти за 2006 г. шесть тендеров ФУАД «Урал», в которых победил «Аэродромдорстрой»: на ремонт участков автомобильных дорог Екатеринбург — Тюмень, Пермь — Екатеринбург, Тюмень — Омск в Пермской, Свердловской и Тюменской областях; всего на 369 млн руб.
В 2008 г. «Аэродромдорстрой» меняет структуру группы и проводит ребрендинг. С этого времени холдинг называется «МДС-групп».
В 2009 г. «МДС-групп» удалось собрать все средства, которые были выделены на строительство и реконструкцию дорог к 1000-летию Ярославля. На первых же двух открытых конкурсах случился скандал. Заявки на участие подали семь компаний, среди которых оказались московские ФГУП РСУ МВД и «Теплотехник», петербургские «Балтстрой», «Ремстройкомплект» и Асфальтобетонный завод № 1, а также чувашская «Дорисс». Все эти компании комиссия не допустила к участию в аукционе, и победа по максимальной цене двух лотов в 1,3 млрд руб. досталась «Аэродромдорстрой-А» (входит в «МДС-групп»).
«Балтстрой» и РСУ МВД пытались обжаловать аукционы в Федеральной антимонопольной службе, объясняя, что готовы были снизить цены чуть ли не до 400 млн руб. Вскоре «Балтстрой» свою жалобу отозвал, а РСУ МВД антимонопольщики объяснили, что нарушений нет (у компании не было всех лицензий для допуска к торгам, а гарантийное письмо от субподрядчика, у которого такие лицензии были, комиссия принять отказалась).
Ярославские дороги принесли «МДС-групп» в 2009-2010 гг. 6,23 млрд руб.
На родине группа к тому времени получала больше: по данным реестра контрактов Тюменской области, только в 2008 г. компании «МДС-групп» выиграли более 9,8 млрд руб. на проектирование, ремонт, реконструкцию и содержание дорог.
«А кто еще? В Тюмени больше нет крупных дорожно-строительных компаний, которым можно доверить бюджетные заказы», — недоумевает бывший гендиректор нескольких компаний, входящих в «МДС-групп».
В Москве их пока нет
В конце 2010 г. Собянин сменил Юрия Лужкова на посту мэра Москвы, что тут же породило слухи и ожидания, что «МДС-групп» повторит свой тюменский успех и в столице.
«Ни одного подряда на дорожные работы компании группы не выигрывали», — уверяет чиновник столичной мэрии.
Вопрос в том, какую именно группу или компанию, связанную с «МДС-групп», стоит искать в Москве? В последнее время в городе зарегистрировано несколько фирм, связанных с Солодовниковым (см. врез). При этом почти 20 компаний, аффилированных с «МДС-групп» и «Аэродромдорстроем», самоликвидировались в 2010-2011 гг. Оставшиеся сменили название: так, «Аэродромдорстрой-А» с начала этого года называется «Строительное управление № 1» (СУ № 1).
Уже под новым названием эта компания в июне 2011 г. получила свой первый крупный проект в Московской области, победив в конкурсе Росавиации на право реконструкции взлетно-посадочной полосы № 1 в аэропорту «Домодедово». За этот контракт начальной стоимостью 1,36 млрд руб. с СУ № 1 боролись два крупных столичных строителя — «Мосинжстрой» и «Центрдорстрой».
По критериям цены и срока исполнения мог победить «Мосинжстрой», предложивший выполнить реконструкцию за 1,292 млрд руб. и 225 дней. Но его не допустили к аукциону. «Мы сами немного напутали с документами», — говорит представитель компании.
Но и предложение «Центрдорстроя» — 1,334 млрд руб. и 224 дня — конкурсную комиссию Росавиации не устроило: победу она присудила СУ № 1, которая предложила провести реконструкцию за 435 дней и 1,353 млрд руб. Представитель Росавиации Вадим Веклич говорит, что СУ № 1 выиграла по другим показателям: опыт работы и техническое задание.
Вопросы, отправленные «Ведомостями» Солодовникову, остались без ответа.
Пресс-секретарь Собянина Гульнара Пенькова заявила «Ведомостям», что Собянин не имеет отношения ни к группе компаний «Аэродромдорстрой», ни к госконтрактам, которые эти компании получают.
Ринат Сагдиев
Ведомости