Улица, которая звалась Дворянской

Проспект Октября – одна из самых оживленных магистралей современного Ярославля. Ежедневно мы спешим по нему, не успевая поднять глаза и осмотреться по сторонам. Однако в старину, когда эта улица была намного короче, жизнь здесь текла размеренно и неспешно, но каждое столетие вносило в облик этих кварталов свои яркие, запоминающиеся штрихи.

Не сразу строилась


В документах XVIII века эта пока еще небольшая улочка, лежавшая за Земляным валом, упоминается как Журавлева. Величали ее и Пищальной, возможно, изза местных мастеров-оружейников. А в 1778 году, когда губернский Ярославль получил регулярную планировку, наша героиня, спрямив углы и закоулки, протянулась от Семеновской площади (ныне Красной) к Романовской заставе. Новое, определенное планом имя оказалось весьма перспективным: в честь самого привилегированного сословия Российской империи улица стала зваться Дворянской.


Начинаясь от церкви Симеона Столпника, которая и дала название раскинувшейся рядом площади, Дворянская улица шла по новым кварталам к окраине. В то время единственной каменной постройкой на ее пути был храм Святого Духа, возвышавшийся на перекрестке с Духовской улицей (ныне Республиканской). В начале XIX века рядом с ним появилась теплая церковь Трех Святителей, а вскоре стали строить и солидные каменные особняки.


Одним из первых появился каменный двухэтажный дом дворян Дедюлиных (ныне пр. Октября, 11), возведенный в 1780х годах. Построил его ярославский почтмейстер, отец Якова Ивановича Дедюлина – прославленного героя 1812 года, руководителя народного ополчения Ярославской военной силы. Впоследствии дом переходил из рук в руки, а в 1851 году здесь разместился детский приют для девочек, носивший имя княгини Ольги Николаевны – дочери императора. Сам приют был открыт пятью годами ранее и поначалу размещался в доме Пастуховых. Поддержку этому учреждению оказывали купцы Друженковы и известные чаеторговцы Огняновы, «патроны» Семеновской церкви. А на средства Николая Петровича Пастухова при приюте была возведена нарядная трехэтажная пристройка – «сиротское отделение» для постоянно живущих воспитанниц. В 1887 году таких девочек в Ольгинском приюте было 25, а в дневные часы к ним прибавлялось 45 приходящих детей. В 1902 году при Ольгинском приюте появилась и собственная домовая церковь, освященная во имя святой Ольги.


Незаурядная семья


На рубеже XIX – XX веков на Дворянской селились уже не столько родовитые, сколько богатые ярославцы, стараясь перещеголять друг друга великолепием своих резиденций. Одним из самых эффектных здесь был особняк купцов Кокуевых – владельцев знаменитой гостиницы, располагавшейся у Знаменских ворот. Возведенный в начале XX века дом Кокуевых (ныне пр. Октября, 14) выделялся асимметричным фасадом и необычной лепниной и стал одним из лучших ярославских памятников эпохи модерна. Под стать оригинальному особняку были и хозяева. Будучи выходцами из Орловской губернии, они сумели не просто вписаться в ярославскую элиту, но и выделиться в ней. Гостиница «Кокуевская», открытая в 1867 году, долгие годы считалась лучшей в городе, а ее основатель Рафаил Иванович Кокуев в 1871 году был избран первым городским головой Ярославля.


Сыновья купца, получив превосходное образование, оказались не менее успешны: Никита стал выдающимся ученымэнтомологом, Рафаил – известным юристом, а Ермингельд сочетал торговлю фарфором с деятельностью в Ярославском обществе любителей музыки. Страстью к музыке отличалась и любимица семьи Аня Кокуева – внучка Рафаила Ивановича, поступившая в Петербургскую консерваторию. Приезжая домой на каникулы, она нередко устраивала для друзей музыкальные вечера. Частым гостем уютной кокуевской гостиной в те годы стал молодой поэт Максим Богданович. Давняя дружба еще с гимназической скамьи связывала Максима и Аниных братьев, но главной причиной его визитов к Кокуевым все же была юная пианистка. Влюбленный в Анну поэт мог слушать ее игру часами, забывая даже о своей тяжелой болезни. Девушка отвечала ему симпатией, однако старшее поколение Кокуевых Богдановича не жаловало, считая поэта неперспективной партией. По настоянию семьи Анна Кокуева вышла замуж за сына состоятельного инженера. А изящный кокуевский особняк, ставший свидетелем красивого романа и его прозаичной развязки, до сих пор кажется застывшим в камне сонетом.


Сияние «Балканской звезды»


Подлинной легендой Дворянской улицы стал и роскошный «дом с атлантами», по сей день привлекающий восхищенные взгляды туристов. В 1886 году этот дом­дворец был возведен по заказу Ивана Дунаева, владельца табачной фабрики «Балканская звезда». Предприятие это, основанное еще в 1850 году, славилось на всю Россию. Однако обитателям Дворянской и Малой Петропавловской (ныне ул. Победы) табачная фабрика доставляла немало проблем. Табачная пыль и едкий запах махорки отравляли воздух близлежащих кварталов, порождая жалобы и протесты горожан. По легенде, Дунаев отреагировал на ситуацию остроумно: вместо того чтобы вывести производство за пределы города, он построил свой особняк прямо на территории фабрики и на собственном примере продемонстрировал безопасность такого соседства.


Однако Иван Николаевич вряд ли мог ощутить пагубное воздействие табачной пыли. По воспоминаниям современников, он подолгу жил в Москве, много путешествовал по Европе. В Ярославле он слыл завзятым кутилой, владел собственным оркестром, содержал конный завод и участвовал в пароходных гонках по Волге. Дом Дунаева, возведенный знаменитым архитектором Николаем Поздеевым, вполне соответствовал статусу «табачного короля». Пышные лепные гирлянды, огромный купол и, конечно, оригинальные кронштейны в виде античных фигур поражали воображение неискушенных провинциалов. А избранные, удостоившиеся приглашения в этот удивительный дворец, восхищались его богатыми интерьерами, столовой из красного дерева и садом с оранжереей.


У Романовской заставы


По соседству с табачной фабрикой располагались казармы, прозванные Некрасовскими. Весь комплекс зданий, приспособленных для военных, принадлежал ярославскому помещику Федору Некрасову – брату знаменитого поэта. В конце XIX столетия в этих казармах квартировал Моршанский пехотный полк, и, по воспоминаниям ярославца Сергея Дмитриева, в зимние месяцы здесь устраивались грандиозные снежные горы для катания офицеров и их семей.


В то время это была городская окраина. В районе нынешнего Дворца молодежи Дворянская улица заканчивалась. Однако даже предместья здесь носили налет аристократизма. Сразу за Романовской заставой начиналась территория Загородного сада, где знать нередко устраивала балы и пикники. Здесь же находилась губернская земская больница, ныне больница им. Н.В. Соловьева. А чуть поодаль в начале XX столетия на средства купцов Голодухиных была выстроена первая «градская» больница – ныне областная онкологическая.


За последние сто лет бывшая Дворянская улица выросла втрое, сменила три названия и навсегда утратила свой аристократический лоск. После революции она превратилась в Гражданскую, а в 1967 году – в проспект Октября. На месте Семеновского храма теперь стоит памятник Ленину, Духовская церковь уступила место огромному зданию УВД, а новыми акцентами улицы стали приметы советской эпохи – исполинский дом-­подкова, помпезные сталинские многоэтажки и заводские корпуса. И все же очарование провинциальной «ярмарки тщеславия» чувствуется здесь и сегодня. Не случайно так хитро улыбается нам бронзовый городовой, что попрежнему несет свою вахту на Дворянской улице у Романовской заставы.

Мария АЛЕКСАНДРОВА

Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе