Малая Ярославская мануфактура: плюс-минус Манеж

Ансамбль Малой Ярославской мануфактуры расположен вблизи уникального храма Николы Мокрого XVII века – это старейшая территория Ярославля, часть Спасской слободы, которая в XVIII века окажется связанной с именами Петра Первого и Екатерины Второй.

Малая Ярославская мануфактура: плюс-минус Манеж

На сайте Министерства культуры РФ 9 октября 2025 года размещен Акт государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающей уточнение сведений об объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Малой Ярославской мануфактуры (Николо- Мокринские казармы)», 1-я пол. XVIII, кон. XIX вв., расположенного по адресам: г. Ярославль, Большая Октябрьская ул., 65, 67а. Заказчик – АО «Блок-2», автор – М.В. Стовичек. Эта экспертиза – логическое продолжение выводов Акта ГИКЭ от 27 июля 2025 года, который также выполнен М.В. Стовичек по заказу ЗАО «Блок-2». Мы подробно писали о нем в материале «Все те же против Манежа». Вкратце суть ситуации: в июльской экспертизе обосновывается снятие с Манежа статуса выявленного объекта культурного наследия, т.е. отказ во включении его в Единый госреестр ОКН, а в октябрьской – обосновывается его исключение из состава Ансамбля и уточнение границ территории.

Напомним, что Ансамбль Малой Ярославской мануфактуры расположен вблизи уникального храма Николы Мокрого XVII века – это старейшая территория Ярославля, часть Спасской слободы, которая в XVIII века окажется связанной с именами Петра Первого и Екатерины Второй. Наконец, Малая Ярославская мануфактура – родная сестра Большой Ярославской мануфактуры. Малая Ярославская мануфактура – место, где впервые в России начали ткать паруса для молодого Российского флота. В XIX веке постройки мануфактуры были переданы Военному ведомству и до 1917 года здесь размещались армейские полки, а храм Николы Мокрого был полковым. Несмотря на все перипетии XX века, Ансамбль сохраняется в основных своих частях, а на его территории – даже до сих пор читаются следы дорегулярной планировки Ярославля: Спасской улицы и Николо-Мокринского переулка. Это уникальные вещи, которыми не каждый исторический город может похвастаться!

В Ансамбль входят две Казармы, Кузница, Конюшни и Манеж. Ансамбль является федеральным объектом культурного наследия, а вот его «составные части» - выявленными. Все они – разделены между разными собственниками, а значит, утрачена для города – возможность дальнейшей жизни и развития Ансамбля как единого целого, его потенциал как историко-культурного и туристического места никак не рассматривается. Особенно явственно это стало за последние полгода: состав Ансамбля подвергается систематическим попыткам пересмотра, что выражается в постоянной «войне экспертиз». В мае все началось с Конюшен, продолжилось – Манежем в частности и Ансамблем в целом.

7.jpg

8.jpg

9.jpg

В последней экспертизе М.В. Стовичек не только исключает из состава ансамбля Манеж, пересматривает границы территории Ансамбля, но и даже меняет названия частей Ансамбля и их датировку:

- «Конюшни», 1840-е гг., рубеж XIX–ХХ вв. именуются как «Склад при казармах», 1919 г. (на 70 лет сдвинута датировка), при этом натурные исследования выявляют типологию здания, построенного как конюшни и до сих пор сохраняющего многочисленные воротные проёмы, а внутри – чугунные столбы, обозначавшие стойла.

- «Производственный корпус (казармы)», 1740-е гг., 1760-е гг., конец XIX в. - эксперт предлагает называть как «Мастерские-светлицы Ярославской Малой мануфактуры. Казарма», 1740- гг., 1760-е гг., вторая половина 1830-х гг., а «Производственный корпус (службы), середина 1780-х гг., 1900-е гг.» предлагается именовать как «Здание шёлковой фабрики Ярославской Малой мануфактуры. Цейхгауз».

Мы попросили уважаемых экспертов прокомментировать Акт государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающей уточнение сведений об объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Малой Ярославской мануфактуры (Николо-Мокринские казармы)».

3.png

Фото: Манеж. сер. 1840-х гг.

5.png

Фото: «Производственный корпус (казармы)», 1740-е гг., 1760-е гг., конец XIX в.: старейшее здание Ансамбля, имеющее в основе первое здание Малой Ярославской мануфактуры

4.png

Фото: «Производственный корпус (службы), середина 1780-х гг., 1900-е гг.». Согласно исследованиям В.И. Сафронова именно это здание является Домом Затрапезнова - основателя мануфактуры. Дом стал резиденцией Екатерины Второй во время ее визита в город в 1763 году и даже именовался "дворцом"

1.jpg

Фото: Конный двор1840-е годы, рубеж XIX – XX веков

2.png

Фото: Кузница. 1840-е годы

Комментарий Юрия Аврутова, почетного члена НК ИКОМОС, Россия, аттестованного эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы:

– На сайте Министерства культуры Российской Федерации размещено экспертное заключение, уточняющее сведения об объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Малой Ярославской мануфактуры (Николо-Мокринские казармы)», 1-я пол. XVIII, кон. XIX вв.»

В выводах экспертизы предлагается исключить из состава ансамбля объект культурного наследия «Манеж», 1839 г. в качестве самостоятельного памятника. Свое предложение эксперт аргументирует «существенным нарушением подлинных конструкций здания позднейшими переделками ХХ века, а также аварийным состоянием несущих конструкций (стен) из красного глиняного кирпича». По мнению эксперта «техническое состояние сохранившихся стен не является пригодным к эксплуатации, при восстановлении их несущей способности неизбежно будут утрачены подлинные части кладки. Признак подлинности объекта культурного наследия является одним из важнейших критериев наличия историко-культурной ценности здания или сооружения, который у исследуемого объекта утрачен».

В приведенных посылах содержатся явные противоречия: эксперт утверждает об утрате (то есть полном отсутствии) признаков подлинности объекта культурного наследия и в то же время указывает на возможную утрату подлинных частей в ходе работ по восстановлению (то есть существующих в настоящее время).                                                                                               

Выражаю свое несогласие с мнением эксперта. Реально сохранились торцовые каменные стены памятника с подлинными (!) элементами архитектурного декора XIX века – рустованными частями стен фасадов, арочными завершениями проемов, замковыми камнями, что хорошо прочитывается в натуре. Утверждаю, что не существует никаких препятствий, для выполнения реставрационных работ с сохранением всех подлинных частей памятника. Доказательством тому является разработанная и утвержденная научно-проектная документация. Так, в 2008 г. выполнен проект реставрации «Манежа», согласованный Росохранкультурой, а в 2014 г. доработана проектная документация в составе спецчастей с приспособлением объекта под спортивный зал. Согласно проекту, объем памятника восстанавливаются на время его постройки, сохранившиеся подлинные элементы реставрируются, а утраченные восстанавливаются. Основанием для этого послужили архивные и натурные исследования памятника, фотографии объекта начала XX в., фиксация его сохранившихся частей, а в качестве аналога использована архитектура здания Манежа в Москве. Одновременно с восстановлением ярославского «Манежа» решается еще один важный вопрос - восстановление участка исторической среды, примыкающей к церкви Николы Мокрого.

Здание «Манежа» неизменно присутствует в составе ансамбля Николо-Мокринских казарм, формирует его и связано с объектами ансамбля характером единого использования под нужды военного ведомства. Здание «Манежа» показано на планах города Ярославля начиная с 1841 г.

Лишение «Манежа» статуса памятника, исключение его как самостоятельного объекта из состава ансамбля Малой Ярославской мануфактуры (Николо-Мокринских казарм), отказ от его научной реставрации я расцениваю как недопустимую ошибку, которая чревата последующей возможной утратой историческо-градостроительной среды, уничтожением одного из главных компонентов ансамбля.

Недоумение и несогласие вызывает также утверждение эксперта о возможном компенсационном строительстве «утраченного объекта». Утверждение нахожу несостоятельным при сохранившихся подлинных элементах архитектуры и конструкций.

Аварийное техническое состояние памятника не может служить основанием для его исключения из реестра. Полагаю, что даже если бы здание «Манежа» было утрачено, его следовало воссоздать с целью восполнения целостности ансамбля и сохранения уникальной историко-градостроительной среды.

Предложенную экспертом Схему границ территории объектов культурного наследия, входящих в состав ансамбля, следует расширить, включив в границы территории ансамбля здание «Манежа». Кроме того, полагаю, что следует отказаться от практики установления границ территории объектов культурного наследия по фасадам памятников (в нашем случае по фасадам 4-х объектов ансамбля), расширив территорию, что обеспечит физическую сохранность памятников в случае проведения строительных работ вне границ территории и благоприятное восприятие объектов.

Комментарий Ольги Островской, аттестованного эксперта по проведению государственной историко-культурной экспертизы, руководителя Ярославского регионального отделения НК-ИКОМОС, Россия:

– Несмотря на то, что экспертом проделана большая работа по сбору архивных и библиографических материалов, результатов многолетних исследований специалистов - историков и архитекторов, в настоящее время акт требует доработки.

В частности:

- отсутствует историко-культурный опорный план и градостроительный анализ территории, ретроспектива её развития и застройки. Экспертом не учитываются утвержденные границы территории ансамбля, предлагается усеченный вариант без приведения сравнительного анализа и обоснования сокращения границ территории объектов, входящих в состав ансамбля, по сравнению с границей территории ансамбля. Без этих документов предложенная экспертом граница территории не является обоснованной;

- в акте рассматриваются не все выявленные объекты культурного наследия, входящие в состав ансамбля. В настоящее время «Манеж», являющийся частью ансамбля, не исключен из перечня выявленных объектов культурного наследия, соответственно должен быть рассмотрен экспертом вместе с остальными объектами. Таким образом, нельзя говорить о всесторонности и полноте проведенных исследований. Хочется отметить значимость этого здания в составе ансамбля Николо-Мокринских казарм. Это важнейший вопрос, который определяет будущее развитие всей территории, представляющей огромную ценность и являющейся одной из древнейших в Ярославле, не решен в экспертизе;

- представленное в акте обоснование наименования объектов культурного наследия не является убедительным. Предложенное наименование «Здание шёлковой фабрики Ярославской Малой мануфактуры. Цейхгауз», по моему мнению, вводит в заблуждение относительно истории основания производства, как одной из первых полотняных мануфактур, образованных по Указу Петра I в рамках становления российского флота. Не обосновано также наименование «Склад» выявленного объекта культурного наследия «Конюшни», поскольку натурные исследования выявляют типологию здания, строящегося, как конюшни, о чём свидетельствуют габариты и пропорции фрагментарно сохранившихся многочисленных воротных проёмов.

Территория Спасской слободы, связанной с преобразованиями Петра I, где «велением Петра I» был сооружен оружейный двор, а затем по его указу зарождалась первая полотняная мануфактура, территория, где размещался дом основателя мануфактуры Максима Затрапезнова, в котором согласно семейному преданию «бывал Петр I» позднее приспособленная под Николо-Мокринские казармы является знаковой для Ярославского региона. Историко-культурная ценность объектов культурного наследия, расположенных на данной территории неоспорима.

Фото: Материалы Акта ГИКЭ, Евгения Твардовская

 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе