Архитектор Поздеев – забытый и незабываемый

Лишь сказочные творения, в конце XIX века прославившие его, напоминают сейчас об этом человеке

156 лет назад, 30 октября 1855 года родился Николай Иванович Поздеев – один из самых ярких архитекторов Ярославля, творения которого известны каждому жителю города и вызывают восхищение всякого, кто оказывается у нас впервые. В числе его творений прежде всего часовня Александра Невского на улице Андропова и Сретенская церковь в Депутатском переулке. Они будто вышли из русской сказки, оставаясь памятниками создавшим их мастерам и их автору, архитектору Поздееву.


Вочередной день рождения Николая Ивановича мы воздаём дань уважения этому замечательному человеку, большая часть короткой жизни которого (он прожил всего 38 лет) была посвящена Яро­славлю. Приятно, что, несмотря на отсутствие официального внимания, в городе его помнят и, что особенно отрадно, дети тоже. Вот уже несколько лет ребята из средней школы № 66, что на Суздалке, под руководством своего преподавателя Марии Николаевны Ярош изучают жизнь и творчество архитектора Поздеева. На их счету есть даже настоящее открытие.


До сих пор во всех существующих источниках местом рождения Николая Ивановича Поздеева называлось село Березайка Малоярославецкого уезда Калужской губернии. Однажды в руках у ребят оказалась старая, ещё дореволюционная карта – подробная, с указанием даже самых маленьких сёл и деревень. Но Березайки на ней не было. Между тем в послужном списке Николая Ивановича указано именно это название.


Из школы пошёл запрос в Государственный архив Калужской области. И вот получен ответ: Н. И. Поздеев родился в селе Берёзовка. Так наши школьники исправили неточность, допущенную то ли по небрежности, то ли потому, что в обиходе у местных жителей действительно бытовал весёлый и ласковый вариант названия – Березайка. Любопытно, что, когда была построена железная дорога Москва – Петербург, именно так – Березайка – была названа и до сих пор так называется одна из станций.


Николай Иванович Поздеев окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Академию художеств. Будучи слушателем академии, участвовал в конкурсах Петербургского общества архитекторов, которые объявлялись по просьбам частных лиц. Несколько его проектов получили первую премию, в частности проект торгового пассажа в Казани, который заслужил особое одобрение.


Вноябре 1883 года Яро­славская городская управа сообщила в газетах о вакантной должности город­ского архитектора и пригласила желающих принять участие в конкурсе. Из нескольких претендентов предпочтение было отдано Поздееву. С тех пор практически все оставшиеся десять лет жизни Николай Иванович посвятил Ярославлю.


Начал с реконструкции отдельных зданий. Наиболее значительная работа такого рода – проект перестройки гимназии, где учился поэт Некрасов. Запущенное и пустовавшее к тому времени здание он, оставив без изменений фасады, приспособил под казармы Спасского полка. Это здание на углу улиц Революционной и Андропова до сих пор числится за военным ведом­ством. Дума отметила молодого архитектора «за полное знание своего дела, усердие и внимание к интересам горожан».


Вскоре он получил заказ на проектирование часовни Александра Невского  и церкви Сретенья и выполнил их в модном тогда «русском стиле». Потом был дом фабриканта Дунаева на Дворянской улице (сейчас проспект Октября), другие объекты. Только однажды Поздеев «отвлёкся» от Ярославля. Крупный московский промышленник, совладелец Ярославской Большой мануфактуры, в то время одной из крупнейших фабрик России, Николай Васильевич Игумнов, восхищённый часовней и Сретенской церковью, заказал Поздееву особняк в Москве в таком же стиле.

им сооружением Николая Ивановича Поздеева и сделал его имя известным за рубежом. С 1938 года и до сих пор в этом доме размещается резиденция французского посла в Москве. Иностранцы называют и сам особняк, и его «боярские» интерьеры с росписями, художественной резьбой по дереву и камню совершенством «русского стиля».


Но родным городом для Поздеева оставался всё-таки Ярославль. Здесь он женился, построил для своей семьи дом и был счастлив.


К сожалению, счастье длилось недолго. Летом 1893 года умерла Мария Николаевна, любимая жена Николая Ивановича. К тому времени он сам уже два года был болен туберкулёзом, тяжёлая утрата ускорила болезнь, и 18 октября 1893 года, пережив жену всего на четыре месяца, Николай Иванович Поздеев скончался.


У Поздеевых остался сын Николай. Краеведы школы № 66 не теряют надежды отыскать сведения о нём. На сайте Ярославского историко-родо­словного общества есть упоминание о землемере землеустроительной комиссии Николае Николаевиче Поздееве, которому в 1913 году отказано в отсрочке от призыва в ратники государственного ополчения и которого предложено причислить в славные ряды упомянутых ратников. Был ли он сыном архитектора? Если да, то что с ним стало дальше?


К нашему общему стыду мы, ярославцы, не сумели сохранить дом архитектора Поздеева (ул. Терешковой, 10). Вплоть до недавнего времени этот деревянный особнячок в стиле модерн стоял у всех на виду и даже после расселения ещё долго выглядел вполне крепким (нижний левый снимок). Так некоторые люди до конца дней дер­жат прямую спину, не желая демонстрировать свои немощи.


Шло время, власти города не спешили или не желали принять решительные меры для спасения дома – несмотря на призывы прессы и на то, что он значился в списке памятников. Постепенно дом стал пристанищем бомжей, несколько раз горел и в конце концов в 2005 году был разобран на дрова, освободив, видимо, долгожданную для кого-то строительную площадку.


Прошло ещё несколько лет, и на этом месте стала разворачиваться большая стройка. Сначала выросло большое здание без всяких затей во дворе, сейчас вовсю идёт строитель­ство дома точно на месте поздеев­ского. Стены из силикатного кирпича облицовывают деревом, появились намёки на кровлю «под старину» (нижний правый снимок). Попытка воспроизвести силуэт творения Поздеева? Что вообще известно о происходящем здесь сегодня?


Заместитель председателя комитета историко-культурного наследия Юрий Витальевич Беляев:


– Дом-памятник, который был на этом месте, полностью утрачен. Физически. Сейчас здесь ведётся новое строительство. Информации о нём у нас нет.


Председатель Ярославского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, архитектор-реставратор Вячеслав Иосифович Сафронов:


– Дома Поздеева больше нет. Его не воскресить, эта утрата была и остаётся невосполнимой потерей. Да, что-то на его месте будет. Что? Бог его знает. По-видимому, это попытка как-то восстановить утраченную среду. Строят нечто, облицовывают деревом. Как я отношусь к такой методике? Первым в Рыбинске это сделал когда-то архитектор Лосев. У него получилось прилично. Так что весь вопрос в том, кто проектирует, кто делает и как.


Несколько лет назад, когда дом Поздеева ещё стоял на месте, эскизный проект его реставрации разработала архитектор Елена Александровна Богородицкая.


– Проект был согласован в Министерстве культуры, – вспоминает она. – Но после нашего конфликта с заказчиком, фирмой «Лотос-М», который произошёл совершенно по другому поводу, мы этот объект больше не ведём. Кто-то его перехватил. Тем не менее по ходу дальнейшей работы нас как авторов проекта должны были приглашать для участия в разработке следующих этапов, но не пригласили. Поэтому, что там делается, я не знаю, мы с этим объектом больше не работаем.


Так или иначе, новодел, который появится на месте дома Поздеева, не заменит подлинник. Разве что новые его обитатели или руководители города позаботятся, чтобы на нём была хотя бы мемориальная доска.

 

Стоит ли удивляться, что улицы архитектора Поздеева в Ярославле тоже нет. Остались только его сказочные творения. Хочется надеяться, что по крайней мере они останутся здесь навсегда.


Северный край


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе