Здесь прошли три разных спектакля фестиваля «Волков. Подмостки».
Если зрители не идут в театр, то он идёт к ним.Напомним, в минувшие выходные в Ярославле прошли 15 мероприятий фестиваля «Волков. Подмостки». Спектакли в самых разных местах, прямо посреди улицы — такое увидишь не каждый день. Трамвай, набережная, бар, завод… Одной из самых загадочных локаций стал двор Мукомольного завода. Корреспондент «Яркуба» побывала здесь.
Когда заходишь на территорию старого завода, ощущаешь себя так, будто оказался в другом времени. Маленький дворик полон загадок: потрёпанные стены, множество труб. Смотришь на «сцену», которую и назвать такой сложно. Она сливается с общим фоном, становится частью жизни. На четыре настольные вешалки натянуты верёвки с прищепками, а между ними стоит стол с печатной машинкой.
Люди прибывают постепенно. Здесь не слышно гула машин, и от этого вдвойне ощущаешь себя так, будто ты уже замер вместе с этим местом. Народ в ожидании: что же будет происходить в этом месте?
И вот музыка затихает, звучит привычное «уважаемые зрители», которое знает каждый, кто ходит на спектакли и концерты. Объявляют коллектив «Театра вне стен» из Саратова со спектаклем «Бабель. Триптих».
Справа от зрителей, на маленьком балкончике железной лестницы, появляется девушка. Сначала совсем не понятно, что происходит: она кого-то зовёт и находится вне сцены. Затем слева выбегает мужчина с двумя колесами от велосипеда и перекрикивается с девушкой. Картина становится всё страннее, но тем только интереснее. Девушка с мужчиной сходятся на сцене, и начинается история писателя. Театр двух актёров: как это выглядит?
Каждый зритель наблюдал за тем, как писатель Исаак Эммануилович Бабель создавал свои произведения. Прямо тут, перед зрителями, мужчина рассуждал о том, что будет с его персонажами, кого они встретят, какие проблемы будут ждать их. Виктория Семёнова и Владимир Решетов за час сменили множество ролей: то они играли семейную пару с девятью детьми, то двух мафиози, то самого писателя и хозяйку дома, в котором он снимал комнату.
— Количество перевоплощений — самое сложное, что было в этом спектакле. Нас играет всего двое, а героев около сорока: приходится быстро переключаться. Справиться с этим помогает актёрский азарт, желание победить самого себя, показать и зрителям, и себе, на что ты способен, — поделилась своими впечатлениями Виктория Семёнова.
«Мой первый гонорар», «Справедливость в скобках», «Кольцо Эсфири» — в спектакле актёры рассказали о трёх произведениях автора, которые будто переплетались с судьбой писателя. За час зрители узнали о жизни Бабеля, о его творчестве.
— Наш театр в целом специализируется на выступлениях на улице: у нас есть спектакль в трамвае, в лесу по Островскому, «Гамлет» в лифте. На этой площадке мы играли впервые. Очень приятная атмосфера, тепло принимал зритель. Мне кажется, даже стены благоволили этому спектаклю, — рассказала Виктория.
Но это не единственное событие, которое прошло в дворике Мукомольного. Через час после сюда пришли новые зрители за совсем другими впечатлениями. Вешалок уже не было, а столик с печатной машинкой сменился ящиком. Никто не видел никаких декораций, но разве они нужны в такой атмосфере?
Народ на своих местах, голос из колонок вновь предупреждает о начале спектакля. Между рядами в сторону сцены проходит мужчина, и с этого момента начинается спектакль «Друг мой» в исполнении актёра проекта «Лаборатория актуальной куклы» из Саратова.
Здесь и вовсе играл только один человек. «Пойдём пройдёмся», и начинается новая история. Ночная прогулка двух друзей в лице одного актёра обернулась множеством событий. Тут и борьба мыслей, и спасение жизней, и страхи за себя. Каждый персонаж, которого играл Алексей Усов, — отдельная история.
Но и этим спектаклем не завершились события двора Мукомольного завода. Народ вновь стал прибывать и ожидать следующего представления. Гостей ждал «научный» перфоманс «Волшебный мир Васи Ложкина». Двое в белых халатах бродили между людьми: нет, не медики, а актёры. Илья Варанкин играл роль учёного и рассказывал зрителям о творчестве современного художника Васи Ложкина. А вместе с ним на представлении сидел его ассистент — говорящая обезьяна. Какие герои живут в его картинах и чем они так необычны? У кого из них какая роль и почему они отличаются от других? В конце выступления всех зрителей ожидал сюрприз. Второй актёр снял маску обезьяны и оказался самим автором этих картин.
— Смешно, весело, комедийно. Здесь играл мой любимый ярославский актёр. Впервые познакомилась с творчеством этого художника, и мне очень понравилось. Вообще, интересно на фестивале: и в первый день были всей семьёй, и сегодня тоже, — поделилась своими впечатлениями одна из зрительниц, Алина Киселёва.
Это лишь маленькая часть фестиваля. Но даже так понятно, что организаторы долго работали над ним и старались сделать всё возможное, чтобы он состоялся. «Волков. Подмостки» организовала команда «Волга-групп» при поддержке гранта от «Президентского фонда культурных инициатив», а также с помощью драматического театра имени Волкова.
— Представить эти же спектакли в здании, и это будет совсем другая атмосфера. Идея фестиваля — это обжить и переосмыслить разные локации, связанные с историей города, чтобы привлечь к ним внимание. Мы собрали разные форматы театра: где-то аудио, где-то стендап, где-то документальные представления. И благодаря всему этому получилась целая палитра впечатлений, что дало возможность попасть в сердца разным людям, — поделилась с «Яркубом» генеральный директор «Волга-групп» и автор проекта Юлия Скороходова. — Всем этим сложно управлять. Особенно придумать площадку для каждого мероприятия так, чтобы всё совпало: это либо случилось, либо нет. Здесь родилось удивительное сочетание того, как место стало персонажем. Это место заброшено, забыто, но это памятник архитектуры. Конечно, хочется, чтобы его сохранили и привели в порядок. Это одна из миссий фестиваля. Наша задача — сказать, напомнить, заявить.
Фестиваль «Волков. Подмостки» подошёл к концу, но некоторые из спектаклей останутся в городе и продолжат радовать ярославцев.