Какофония в зоне ЮНЕСКО

В центре Ярославля появляются всё новые сооружения, нарушающие исторически сложившуюся городскую среду По нескольким фактам градостроительных нарушений представители общественности подали заявление в прокуратуру Кировского района. Жители Ярославля, защитники культурного и исторического наследия привели лишь несколько примеров грубого вторжения в зону, охраняемую ЮНЕСКО, и прилегающую к ней буферную зону.
Вот дом № 12 на улице Терешковой, известный краеведам как дом Рожковой (верхний снимок). В процессе реставрации с памятника деревянного зодчества сняты резные наличники, кронштейны карниза. Возможно, их восстановят, но сейчас от стиля модерн почти ничего не осталось. Ко всему прочему теперь прямо к дому Рожковой, который находится в зоне, охраняемой ЮНЕСКО, пристраивают четырёхэтажный дом из силикатного кирпича с подземной автостоянкой. Въезд на автостоянку – по крутому пандусу буквально в метре от стены памятника. Здание разрастается как опухоль. С другой стороны оно примыкает к дому, который возводится на месте сгоревшего памятника деревянного зодчества – дома Поздеева.

То, что происходит на улице Терешковой, даже с натяжкой нельзя назвать реставрацией. Это какое-то хаотичное нагромождение новых объёмов, необходимых заказчику строительства.

Я обратилась за комментарием к председателю комитета историко-культурного наследия департамента культуры Юрию Иосифовичу Аврутову. Он пояснил, что автор проекта – Елена Богородицкая, проект был согласован с Росохранкультурой. Непонятно, как мог столь компетентный орган одобрить подобную пристройку к памятнику. Ведь существует «Проект зон охраны объектов культурного наследия Ярославля», согласно которому строительство новых зданий допускается не ближе

10 метров от памятников. Неужели специалисты Министерства культуры не знакомы с этим документом?

Сразу за строящимся зданием – легендарный дом Кнопфа (улица Терешковой, 14б) с романтичной башней, любимый многими ярославцами. Дом Кнопфа отреставрирован так, что узнать его можно, пожалуй, только по башне. Она сохранилась в неприкосновенности, а рядом с ней – какие-то странные сооружения с черепичными крышами и мансардами. Явно чужеродными. Достаточно посмотреть на старинную фотографию дома. Собственно, и соседние новые дома, вторгшиеся в глубь квартала, не украсили его. Нагромождение башен, пристроек, мансардных крыш… Полная какофония.

Да ещё ко всему прочему дом Кнопфа выкрашен в какой-то жуткий зелёный цвет. Ярославские художники возмущаются: как можно здания в стиле модерн красить в такие цвета?! Стиль предполагает изысканные, сложные оттенки. Но до цвета ли заказчикам! К слову, главного художника в Ярославле давно нет, как и главного архитектора. Кто будет следить за цветовой гаммой? Каждый красит кто во что горазд?

Чуть подальше, на улице Терешковой, в буферной зоне ЮНЕСКО, есть ещё один великолепный памятник регионального значения – усадьба Андронова (дом № 29). Главный дом усадьбы приведён в порядок и является украшением улицы. А рядом с ним – другие строения усадьбы, превратившиеся в руины. Десятки лет они пребывают в таком жутком состоянии. Руки до них не доходят. Зато рядом с двухэтажным главным домом усадьбы стали ударными темпами строить здание из силикатного кирпича, значительно выше соседнего дома. Хотя согласно регламентам «Проекта зон охраны объектов культурного наследия Ярославля» строить рядом с памятником дома выше него запрещается. Почему-то не замечает этого инспекция государственного строительного надзора, которой дано право применять санкции за такого рода нарушения.

Знатоки ярославской старины вздыхают: прогулки по городу в последнее время омрачаются лицезрением всё новых строительных площадок. Порой свой любимый уголок можно узнать с трудом. Как изменилась некогда тихая симпатичная улица Кооперативная! Сейчас она сплошь застроена домами самых разных стилей. Каждый сам по себе, да ещё огорожен забором. Теперь уже так запросто не прогуляешься: везде охранники, замки, через дворы не пройдёшь.

Но одно здание на Кооперативной – дом № 9 – просто потрясает. К двухэтажному особняку купца Крохоняткина пристроена четырёхэтажная (!) гостиница с мансардой (нижний снимок). Она выросла прямо за памятником и совершенно изуродовала его. Чужеродное строение, значительно превышающее размеры старинного особняка, – словно горб на теле старика. Неужели не нашлось другого места для отеля?

Юрий Иосифович Аврутов пояснил, что изначально по проекту отель был более изящным и здание не должно было примыкать к дому Крохоняткина. К тому же и по высоте оно было меньше. Разрешение на работы выдавал департамент строительства, ведь речь шла об отдельно стоящем здании. А в результате мы видим далёкий от изящества образец «современной ярославской архитектуры», да к тому же испорчен памятник.

Недавно услышала мнение ярославца, радеющего за старину: Кооперативную улицу хотя бы отчасти спасёт только восстановление двух храмов – Воздвижения и Космы и Дамиана, которые уже много лет используются не по назначению. Действительно, они бы украсили эту улицу. Но сам её облик, изменённый, увы, не в лучшую сторону, уже не вернуть.



Недавно один мой знакомый художник отправился на пленэр к храму Рождества Христова. Погода чудесная, свет волшебный. Но когда он подошёл к храму со стороны улицы Волкова, то увидел длинную глухую стену, напоминающую крепостную, с окнами-скворечниками на крыше (снимок в центре). Храм остался за этой стеной, видны лишь две его главы, но и они перекрываются нелепыми вентиляционными шахтами. Естественно, всякое желание работать у художника пропало. Он повозмущался и отправился восвояси.

Юрий Иосифович Аврутов пояснил, что проект этого здания с глухой стеной... тоже согласован с Министерством культуры. Здание возведено на месте бывшего каретника. Но уж больно современный «каретник» теперь получился. Зато значительно расширились площади музея «Музыка и время».

Впрочем, и рядом с самой кафедрой ЮНЕСКО, которая располагается в Доме архитектора на улице Волкова, 6a, выросло массивное сооружение, совершенно не вписывающееся в историческую среду. На территории памятника – старинной усадьбы Урусовой – Чистякова построен дом с мансардой. Флигель усадьбы, выходящий на Волжскую набережную (дом 29/2), теперь «украшен» надстройкой – новомодной крышей с треугольными окнами. Такая вот реставрация. Как ни странно, и этот шедевр, возведённый по проекту Олега Береснева, согласован с Министерством культуры. Ясно, что в доме, выходящем на Волжскую набережную, будут жить состоятельные люди. Но, вкладывая свои средства в столь престижное жильё, они вправе претендовать на качественно отреставрированный дом, а не на подобный новодел.

Что за страсть к черепичным крышам и мансардам, совершенно не свойственным для русских городов! Мы ведь не в Чехии, не в Прибалтике! Можно было бы порадоваться – дом усадьбы Огняновых на улице Первомай­ской, 7 привели в порядок, отреставрирована лепнина. Но не тут-то было – и здесь появилась мансардная крыша, которой отродясь на этом доме не было. (Проект Елены Богородицкой.) Да ещё и покрасили здание в вызывающе яркий синий цвет.

Но, пожалуй, дальше всех пошла фирма, затеявшая новое строительство прямо у стен Спасо-Преображенского монастыря на улице Нахимсона (дом 23/55). Причём строительство в этом квартале зоны ЮНЕСКО вообще запрещено.

Когда в октябре прошлого года там начали рыть котлован, все возмущались, в департаменте культуры в том числе. Варварски уничтожен культурный слой! По решению суда строители заплатили символический штраф и продолжили работы. Теперь они занимаются возведением каких-то новых сооружений, заменили скатную крышу над старинным зданием амбара на огромную мансардную. И никто не может их остановить (верхний снимок).

Проанализировав все эти случаи, защитники ярославской старины решили обратиться в прокуратуру по поводу строительства 5-этажного здания рядом с усадьбой Андронова (ул. Терешковой, 29); реконструкции усадьбы Огняновых (Первомайская, д. 7); строительства на улице Нахимсона (23/55); возведения отеля, пристроенного к дому Крохоняткина (Кооперативная, 9); строительства 4-этажного дома, примыкающего к дому Рожковой (ул. Терешковой, 12); нового строительства и реконструкции флигеля усадьбы Урусовой – Чистякова (Волжская набережная, 29/2).

Специалисты-архитекторы и реставраторы предоставили необходимые документы, показывающие, что под видом реставрации идёт по сути рекон­струкция, которая запрещена на памятниках, и новое строительство, причём в зоне ЮНЕСКО и прилегающей к ней буферной зоне.

Весной этого года в воздухе витала идея создания общественного движения «Архнадзор» – нашего, ярославского, подобного тому, что создали московские защитники памятников старины. Именно в «Архнадзор» движение как-то не оформилось. Но по сути ярославские защитники исторических и культурных памятников объединились. За последнее время прошло несколько пикетов на Красной площади, в Бутусовском парке, Парке дружбы. Люди уже выступают не только против застройки своих дворов, но и против других градостроительных нарушений, за сохранение исторического центра.

В июне этого года на 35-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО обсуждался вопрос включения Ярославля в список «Наследие под угрозой». Нам предоставлено время для исправления сложной ситуации с сохранением исторического центра как объекта всемирного культурного наследия. Возможно, через год этот вопрос вновь будет рассматриваться на сессии ЮНЕСКО, если российской стороной не будет принято никаких мер по сохранению исторического центра Ярославля.

Недавно в областном центре был создан общественный градостроительный совет. Будем надеяться, что он сможет оказать реальное влияние на градостроительную политику. Пока решения о строительстве в историческом центре принимаются только в кабинетах местных чиновников и сотрудников Министерства культуры. Ярославцы же видят только итоги реализации согласованных проектов, которые зачастую не способствуют сохранению исторической среды города.
Северный край


Поделиться
Комментировать