Иcторическое сердце Ярославля: первая Стрелка на Волге, или Кремлёвский остров без Кремля

Пожалуй, Стрелка – это ключевое место силы и главный приют вдохновения в Ярославле!
Вид на ярославскую Стрелку из-за реки Которосль, из "Антистрелки" - ярославской Коровницкой слободы.
Фото автора зима 2020 года


«Отсюда есть пошёл Ярославль...»! «Всему начало здесь...»! Отсюда берёт исток его 1010-летняя история как первой русской крепости на волжском правобережье. Тогда, в древности, это был настоящий город-замОк у волжских ворот к Ростову Великому – первой столице Северо-восточной Руси и резиденции молодого князя Ярослава Владимировича (помудревшего и превратившегося с годами в великого киевского князя Ярослава Мудрого). Самый древний княжий водный путь с Волги к ростовскому озеру Неро проходил именно по реке Которосль, которая здесь же и впадает в Волгу.


Вид на ярославскую Стрелку из-за реки Которосль, из "Антистрелки" - ярославской Коровницкой слободы.
Фото автора март 2020 года


Стрелка - не только самый древний и наиболее посещаемый туристами уголок в городе! Это самый романтичный, живописный и поэтичный треугольный ключ-остров в междуречье Волги, Которосли и исчезнувшего Медведицкого ручья. Остроконечная стрела, где сходятся не только реки и набережные, но история и современность устремляются в будущее.


Вид на ярославскую Стрелку из-за Волги - ярославской Тверицкой слободы.
Фото автора зима 2020 года


Возможно, именно поэтому этот остров, подобно магниту, притягивает как гостей города, так и местных молодожёнов. Ведь именно здесь красуется и пресловутая «Беседка любви» (постройка юбилейного 1985 года в форме ротонды с гербами городов Ярославской области под карнизом и бесчисленными новобрачными замОчками на окрестной ограде), и дежурный валун желаний, и потрясающий воображение вид со смотровой площадки на бескрайние волжские просторы! Обо всём по порядку.


Начать знакомство с территорией Ярославского Кремля (исконное его название «Рубленый Город», а обиходное - «Стрелка») предлагаю с моста, перекинутого в советское время через Медвежий (Медведицкий) овраг по Которосльной набережной. Кстати, название реки правильно произносить «КОторосль», а вот набережную ярославцы привыкли величать КоторосльнАя, а не КОторосльная! Отсюда открывается вид на этот древний естественный котлован, первый к востоку от Кремля посадский храм Спаса-на-Городу, или Спаса-на-Торгу, (1672 г.) – слева от Вас и кремлевский храм Никола Рубленый (1695 г.) - впереди.


Вид на Медвежий/Медведицкий овраг (он же - стадион "Спартаковец"), Рубленый город, храм Никола Рубленый Город и Успенский собор с территории посада (улица Почтовая).
Фото автора зима 2019 года


Вид от Медвежьего оврага на посадский храм Спаса-на-торгу (городу), 1672 г.
Фото автора зима 2019 года


Утро туманное, утро седое...на Стрелке.
Фото автора зима 2020 года


На дне нынешнего стадиона «Спартаковец» был установлен при Екатерине II самый первый в городе памятник князю-градоздателю Ярославу Мудрому. Он был вытесан из камня, имел небольшие габариты, по композиции имел форму пирамиды. Чем-то это изваяние не понравилось императору Николаю I во время одного из визитов в губернский центр в 1830-е годы, и эта скульптура была убрана с места легендарной схватки князя Ярослава с «лютым зверем», с медведем — священным зверем здешнего финно-угорского племени меря, которое всячески мешало спокойному проходу грузов и пассажиров по древнему водному пути с Волги по р. Которосль к стольному граду Ростову. Во времена глубокой старины по дну оврага протекало «Проточие водное» (оно же – Медведицкий ручей), соединяя акваторию р. Которосль с Волгой и, таким образом, замыкая водный оборонительный пояс вокруг деревянного островного Ярославского Кремля.


Зимнее утро над Стрелкой.
Фото автора зима 2020 года


Валун желаний, скульптурная композиция Троица и Успенский собор.
Фото автора зима 2020 года


К слову сказать, некоторые ярославские современные ценители «не только старины» дали Медвежьему (Медведицкому) оврагу новое, очень актуальное и политически грамотное название — Медведевский. Очевидно, созвучие с фамилией руководителя страны и главы Федерального Комитета по 1000-летию Ярославля в 2010 году не смущало ни сторонников данной гипотезы, ни самого Д.А. Медведева.


Летняя Стрелка. Вид от "беседки любви" (1985 г.).
Фото автора лето 2018 года


Ещё одна любопытная подробность. К 2010 г. тротуары вдоль р. Волга и р. Которосль, по задумке генерального спонсора реконструкции Стрелки и Волжской набережной ОАО «Газпром», должны были быть вымощены плитами из натурального гранита. Летом памятного юбилейного года ярославцы увидели под своими ногами вместо белеющего гранита обыкновенную серую тротуарную плитку, заменившую асфальт. Надо отдать должное принципиальности господина Миллера и терпению рабочих-укладчиков, которые долгое время меняли «серую» плитку на белый гранит. После этой истории и репутация «Газпрома», и, собственно, набережные стали в Ярославле называть «гранитными». При этом дальнейшая судьба снятой тротуарной плитки автору не известна.


Храм Никола Рубленый Город (к. XVII века).
Фото из открытых источников


Первый храм при входе на территорию Стрелки с западной стороны (по Которосльной набережной) - Никола Рубленый Город, или Никола Рубленый (1695 г.). Бесстолпный, композиционно вытянутый «кораблем» или трапезного типа. Находящийся в западном углу Ярославского Кремля, храм обязан своим названием расположению. Когда-то попасть в Рубленый город с суши можно было только через несколько ворот. Одни из них, находились именно здесь. Это Никольские ворота, которые были увенчаны одноименной деревянной надвратной церковью. Постройки древнейшей части Ярославля, как и выше упомянутой воротной башни, всегда были деревянными, отсюда и местное наименование Кремля – Рубленый город. После разорения поляками весной 1609 г. и сильнейшего пожара 1658 г. деревянные военно-оборонительные сооружения Кремля исчезли навсегда. Поэтому в Ярославле и «нет» Кремля в привычном понимании этого слова как военно-оборонительного комплекса стен и башен. К слову сказать, в XVI в. в Кремле насчитывалось 12 башен, а протяженность его стен приближалась к 1200 м.

Кстати, именно у этого кремлевского храма героиня кинокомедии «Афоня» (1975 г.) ловко уворачивалась от объятий незнакомого молодого человека и в кадре виде рейсовый городской автобус, который здесь… никогда не ходил! А ещё, некоторые по ошибке храм Николы Рубленого помещают на известную картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Художник жил в Ярославле 1870 г., делала наброски, писал этюды, но в левом углу картины он сам указал место пленэра — село Молвитино Костромской губернии (ныне это поселок Сусанино в 60 км под Костромой, а в том храме Воскресения Христова — музей подвига народного героя Ивана Сусанина).

Смотровая (видовая) площадка на Стрелке. Отсюда открывается захватывающий вид на Волжские просторы. Высота мыса, образованного при впадении Которосли в Волгу, достигает 20 метров. К 1985 г. здесь были проведены масштабные работы по украшению этой части города. Появился каскад фонтанов и красивое цветочное изображение герба города на газоне. Сейчас Нижняя Стрелка вновь преобразилась в связи с масштабными благоустроительными работами, приуроченными к 1000-летию города. На месте пяти советских появились три новых светомузыкальных фонтана. Зажжены новые фонари, установлены комфортные лавочки, выстелены ковровые газоны. Часть нижней Которосльной набережной со стороны Даманского острова одели в бетон и гранит.


Беседка на Стрелке 1985 г.
Фото из открытых источников

В устье Которосли создана многофигурная скульптурная композиция-столп с двуглавым золотым орлом в навершие. Эта колонна и есть памятник «1000-летие Ярославля». Около трёх миллиардов рублей «Газпром» потратил на реконструкцию этой уникальной части города. Правда, и здесь, по некоторым данным, не обошлось без неожиданностей. Например, из-под князя Ярослава Мудрого — главного героя проекта памятник «1000-летия Ярославля» в неизвестном направлении ускакал конь. Да и общее число скульптур сократилось, как поговаривают злые языки, с 13 до 5. Дошли до нас, кроме князя Ярослава, четыре собирательных образа вокруг постамента: ярославский владыка, ярославский расторопный мужик в картузе, женщина с ребенком и русский воин.


Памятник 1000-летия Ярославля.
Фото из открытых источников


Памятник 1000-летия Ярославля.
Фото из открытых источников


Рядом со смотровой площадкой Вы заметите большой древний валун. Это камень со своей интересной историей. В советские годы, после уничтожения кафедрального Успенского собора в августе 1937 г., на его месте были разбиты клумбы и газоны. А в юбилейном 1985 году был установлен Памятный камень.


Вид от памятного камня на Волгу.
Фото автора январь 2020 года


Нашли этот многотонный великовозрастный валун (вес более 10 тонн, возраст 2-3 миллиона лет) ещё в 1960-е годы при строительстве Дома Культуры Моторного завода на углу ул. Щапова и Юбилейной площади. Поначалу он возвышался на месте Успенского собора, но с началом раскопок был перенесен ближе к Волге – на нынешнее место. Кроме того, за этой глыбой закрепилась репутация местного дежурного «Камня желаний». Отпечатками своих ладоней доверчивые туристы его изрядно отшлифовали за последние 35 лет! ВНИМАНИЕ! Будьте скромнее в своих желаниях: камень шатается и может упасть ? ! Кроме того, в мэрии города в «Журнале исполнения желаний» ведется регулярная регистрация воплотившихся мечт. Так что, не стесняйтесь, прикладывайтесь и посылайте ?! Для самых доверчивых указываю почтовый адрес мэрии города Ярославля: 150999, ул. Андропова, д.6!


Скульптура "Троица" (1995 г.).
Фото автора зима 2019 года


За камнем в перспективе аллеи виднеется скульптурная композиция «Троица». Созданная по мотивам иконы Андрея Рублева, она единственная в своём роде в России (1995 г.). Авторы художник Н. Мухин, скульпторы Е. Пасхина, И. Трейвус. Скульптура водружена на предполагаемом месте алтарной части первого каменного Успенского собора 1215-1219 годов, построенного Ростовским князем Константином Всеволодовичем Мудрым. Вы видите первое объёмное изображение «Троицы» в бронзе под открытым небом. Молодой дуб за «Троицей» смотрится несколько одиноко, но очень символично напоминает о Мамврийской дубовой роще из Ветхозавтеной притчи об Аврааме и Саре. Этот комплекс - прорыв в развитии православной культуры стал возможен, благодаря личному участию почившего святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Он дал высочайшее благословение на открытие памятника, завершая споры, развернувшиеся вокруг проекта. Памятник был освящен Ярославским и Ростовским архиепископом Михеем.


Автор
Курцев Леонид
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе