Решение КВН по Ярославлю в Дохе не внушает оптимизма. Последние три года формулировки меняются, но суть остается. Дипломат Элеонора Митрофанова представляющая нашу страну в ЮНЕСКО успешно игнорировала мнение экспертов и общественности, что способствовало принятию однотипных дипрешений по Ярославлю на протяжении последних лет. Реконструкция колокольни Успенского Собора продолжает оставаться главным домокловым мечом, но за прошедшие три года число мечей в Ярославле возросло в разы. Исторический центр Ярославля требует незамедлительных мер по сохранению, консолидации профессионалов , общественности и государства.
Решение по Ярославлю 38 сессии Комитета Всемирного наследия Юнеско.
2014 год.
(вольный перевод.)
( Материал подготовлен ученым секретарем Совета по наследию Союза архитекторов России Ириной Заикой).
38COM 7B.31
Комитет Всемирного наследия,
1. Рассмотрев Документ
WHC-14/38.COM/7B,
2. Изучив Решение 36 COM 7B.84 and 37 COM 7B.81, принятые на его 36-ой (С.Петербург, 2012 г.) и 37-ой (Пном Пень, 2013 г.) сессиях соответственно,
3. Отмечает прогресс, достигнутый Государственной стороной в укреплении законодательного и нормативного регулирования по улучшению защиты объекта Всемирного наследия,
4. Вновь утверждает, что несоответствующее строительство и/или развитие инфраструктуры, с несоответствующим масштабом, высотой и объемом, или внедрение нетрадиционных материалов, наносит вред выдающейся универсальной ценности объекта Всемирного наследия, признанного за значимость его архитектуры, городской планировки и сомасштабность застройки и настаивает, чтобы Государственная сторона:
а) доработала и приняла соответствующий правовой документ, который должен принять во внимание выдающуюся универсальную ценность объекта Всемирного наследия, чтобы ограничить деятельность и характер использования и развития территорий в границах объекта Всемирного наследия, уделив особое внимание установлению территорий, не подлежащих застройке, с жестким ограничением прав развития;
б) гарантировать применение такого правового механизма даже для уже согласованных проектов, в рамках существующего генерального плана города;
в) гарантировать, чтобы оценка воздействия на объект Всемирного наследия имела приоритетное значение при любом виде развития территории.
5) Также настоятельно призывает государственную сторону улучшить структуру управления Объектом всемирного наследия и представить Центру Всемирного наследия план управления наряду с разработкой стратегии сохранения территорий для проверки консультативными органами:
6) Настойчиво повторяет свою просьбу к государству-участнику предоставить, согласно пар. 172 Действующего Оперативного Руководства, детали любых проектов развития, включая и те, что значатся как предусмотренные к реализации, такие как новая объездная дорога, мосты и транспортные развязки, расположенные вокруг охраняемого объекта, которые могут оказать негативное влияние на универсальную ценность объекта Всемирного наследия, с оценкой их влияния на объект Всемирного наследия.
7) Отмечает, что археологические находки колокольни Успенского собора законсервированы, и просит Государственную сторону подтвердить, что предложенная реконструкция колокольни отменена.
8) Просит Государственную сторону представить Центру Всемирного наследия к 1 февраля 2016 г. Отчет в виде одной страницы краткого изложения по состоянию и сохранности объекта Всемирного наследия и по исполнению перечисленных выше пунктов, для рассмотрения Комитетом Всемирного наследия на 40-й сессии в 2016 году