«Я бы просто позвонил Кулистикову и поговорил с ним тет-а-тет»

Михаил Швыдкой — о спорных фильмах, недооцененной эстраде и чиновниках класса А 

Театр мюзикла подвел итоги своего первого «полусезона»: 58 показов спектакля «Времена не выбирают» и 50 тыс. зрителей. И заодно анонсировал единственную премьеру сезона будущего: 16 ноября театр покажет нэпмановскую пьесу «Растратчики» с музыкой Максима Леонидова и с ним же в главной роли. Худрук театра Михаил Швыдкой рассказал, что в спонсорстве мюзикла с таким названием ему отказали несколько банков. Тем не менее, на премьеру он пригласит всех главных финансистов страны.

Разобравшись с итогами и планами, Михаил Ефимович дал эксклюзивное интервью обозревателю «Известий».

— Должностные обязанности худрука Театра мюзикла — это...?

— ...Это то, что раньше могли назвать «художественный надзор», а сейчас назвали бы «креативный продюсер». Я отбираю литературу, встречаюсь с авторами, контролирую постановочный процесс, выстраиваю художественную стратегию театра. В первом нашем мюзикле я был еще и соавтором либретто, но это отдельная история.

— Как театр родился? К вам кто-то пришел или вы пришли к кому-то?

— Я очень давно хотел сделать нечто вроде ревю. Но работа то министром, то руководителем федерального агентства не позволяла возглавить театр: возник бы конфликт интересов. А теперь я дипломатический работник — служу в МИДе на должности спецпредставителя президента по международному культурному сотрудничеству. Так что руки развязаны. Сначала думал заняться отдельными проектами, но без постоянного здания ничего серьезного не получилось бы. Тогда мы с Давидом Смелянским (генеральный продюсер Театра мюзикла. — «Известия») пришли к руководству завода имени Хруничева, которому принадлежит ДК Горбунова, и договорились о партнерстве.

— Почему именно мюзикл? Вы действительно хотите посвятить этому жанру солидную часть своей жизни?

— Да. Я родился в Киргизии, но меньше чем через год переехал в Москву. Мы жили около театра «Эрмитаж». Помню деревянную сцену, на которой постоянно давали эстрадные концерты, ревю. Я полюбил эту музыку с детства. Меня всегда интересовало, что в 1920–1930-е годы в эстраде Америки и Советского Союза происходило одно и то же. Мелодии Дунаевского иногда не отличить от бродвейских. Еще более удивительно, что у нас расцвет происходил на фоне Большого террора, а в США — на фоне Великой депрессии. Мне кажется, что эстрада и ее возможности, в том числе социальные, сильно недооценены.

Сегодня вы проговорились, что подумываете об экранизации своего мюзикла «Времена не выбирают». Режиссера уже нашли?

— Нет-нет, это еще нескоро. Сначала мы еще сезон поиграем его как мюзикл. А в 2014-м можно сделать кино. Я уже нашел сценаристку — молодую девушку Анну Матисон, она сейчас снимает четырехсерийный фильм про Гергиева. Кто знает, может она будет и режиссером моего фильма.

— Как вы знаете, на днях министр культуры Владимир Мединский направил открытое письмо гендиректору НТВ Владимиру Кулистикову с просьбой снять с эфира ленту «Служу Советскому Союзу». Как бы вы, будучи министром, поступили в такой ситуации?

— Лично я бы не стал писать открытых писем. Объясню по порядку. Наше знание о войне с годами расширяется и углубляется. Достаточно сравнить послевоенную прозу Виктора Некрасова с предсмертными произведениями Виктора Астафьева. Но есть действительно важные, священные даты, связанные с войной, и такой фильм как «Служу Советскому Союзу» стоило бы перенести на другой день, нежели 22 июня. Кстати, фильм довольно слабый.

— Вы посмотрели?

— Да, посмотрел в интернете. В нем есть такая, знаете, сериальная наивность. Ни в коем случае не хочу советовать что-либо министру, но я бы просто позвонил Кулистикову и поговорил с ним тет-а-тет. Не думаю, что открытый конфликт между Мединским и Кулистиковым — чиновниками, осознающими меру своей ответственности перед страной, — необходим. Все можно решить мирно, тем более когда речь идет о таком прогосударственном канале как НТВ.

— Незадолго до окончания министерских полномочий Александр Авдеев сказал, что среди молодых есть люди, которые справились бы с этой работой лучше него. В его словах чувствовалась некоторая усталость от деятельности на посту министра. Когда вы перестали быть чиновником класса А, вы чувствовали утомление?

— Вообще-то сейчас я тоже чиновник класса А, поскольку меня назначает лично президент. Нет, я не чувствовал утомления и вообще не устаю. Я работаю дипломатом, руковожу Театром мюзикла, премией «ТЭФИ», Высшей школой в МГУ, пишу колонки в различные газеты. Разве я похож на усталого человека? А вот в том, что поколения чиновников должны смениться, я совершенно убежден.

— Министры культуры в нашей стране достаточно регулярно меняются, каждый привносит нечто свое и уходит. Но если вы спросите людей искусства, расцвела ли за последние 20 лет наша культура, едва ли многие ответят положительно. Возможно ли вообще, чтобы за несколько лет какой-нибудь министр взял бы и возродил уже наконец русскую культуру?

— Русская культура не находится в прямой зависимости от работы Министерства культуры. Она жила и будет жить всегда при любых условиях. Но все же я с вами не соглашусь в том, что министр ничего не может сделать. Если бы в начале 2000-х не появились гранты для творческих коллективов, сейчас все лучшие артисты были бы за рубежом. В 1990-е годы самым важным было сохранить сеть культурных учреждений, и Владимир Егоров, у которого я работал замом, очень многое для этого сделал. В годы моего руководства нужно было спасти высококвалифицированные кадры, и мы бы их точно потеряли, если б не гранты. Сейчас самое главное — гуманизация человека через систему общего образования. Нужно думать не о 5 тыс. художественных школ, а о 130 тыс. школ общеобразовательных. О художественном и эстетическом воспитании всего народа. Иначе мы потеряем русскую публику.

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе