ТВ-2011: ничего особенного

Изменения были не радикальными, а косметическими, но все равно интересно наблюдать, как ТВ вспоминает забытые навыки и приемы

Вспоминать подробности прошедшего телевизионного года сейчас неохота, и не только потому, что декабрьские события отодвинули их далеко в прошлое, просто ничем особенным в этом году наше ТВ не отличилось. Поэтому — только самое основное.


Продолжался кризис устаревшей телевизионной модели — выход из него, по мнению Константина Эрнста, высказанному осенью на конгрессе НАТ, пока не найден не только в России, но и нигде.


В кризисе и отечественная система телеметрии, не способная предоставить рынку инструмент для адекватной оценки эффективности ТВ. По этой причине приостановила работу компания «Телерейтинг» — ее услугами активнее всех пользовался «Первый канал». Компания же TNS, по данным которой в стране продается телереклама, находится в процессе перехода на новую панель — в этом году ее тестируют, а полностью наладят только к 2013-му. Но это вряд ли снимет давние претензии телевизионной и рекламной отраслей к самой компании. На летней конференции АКАР, посвященной медиаметрии, и на том же осеннем конгрессе НАТ снова, как и 10 лет назад, говорили о необходимости создать индустриальный комитет для проведения тендера на медиаизмерения.


В глубоком кризисе Академия российского телевидения, которая в 2011-м отменила национальный конкурс «ТЭФИ» — в ноябре состоялся только региональный.


Ну и творческий кризис — трудно назвать в ушедшем году что-то действительно новое, что как-то закрепилось бы на телеэкране. Если не считать разведчицы Анны Чапман, утвердившейся на канале РЕН-ТВ в роли ведущей. Передача «Кто здесь звезда?» того же РЕН после летнего отпуска в эфир не вернулась. Проект «Поэт и гражданин» перешел с телевидения на радио и в сеть еще быстрее. Все, в общем, осталось как было.


Телевидение по-прежнему пользуется доверием нашего населения — если верить опросам ВЦИОМа, 80% граждан России считают его главным источником информации о политике. Зрители у нас, как и в мире, не стали смотреть ТВ меньше, хотя они все чаще делают это через интернет. Исследование, проведенное недавно шведской компании Ericsson Consumer Lab в 13 странах (в их числе была и Россия), показало, что так поступает треть респондентов.


Малые каналы продолжают отнимать аудиторию у больших, эфирные — у неэфирных. Чтобы удержать зрителя в этих условиях, медиакомпании стремятся стать чем-то вроде мультиплекса, где в большом зале показывается блокбастер, в маленьком — авторское кино, и есть еще салон красоты, кафе и игровые автоматы.


«Национальная Медиа Группа» пополнила свой арсенал 25% акций «Первого канала» (приобретенными у компании Романа Абрамовича Millhouse) и 25% — холдинга «СТС Медиа» (купленными совместно с другими инвесторами у «Альфа-Групп»). Увеличив долю в РЕН-ТВ до 98% и купив радиостанцию «Русская служба новостей», НМГ, которой также принадлежат федеральный «Пятый канал» и газета «Известия», стала мощнейшим коммерческим медиахолдингом страны. Как минимум в смысле диапазона — другим пока не удается одновременно окучивать такую разную публику: в одном зале ортодоксальное «Воскресное Время» «Первого», в другом — фрондерская «Неделя с Марианной Максимовской» РЕН-ТВ.


Вряд ли дело в широте взглядов владельцев НМГ. Это просто бизнес — вольномыслие имеет некоторый коммерческий потенциал, привлекая на ТВ пусть очень маленькую, зато премиальную аудиторию. Вспомним, что аудитория вольнолюбивого «Дождя» во время декабрьских событий выросла в 5 раз, и в основном за счет весьма соблазнительных для рекламодателя категорий граждан. Так что дозволять смелые сюжеты авторам отдельных передач отдельных каналов невредно не только с политической (у нас плюрализм), но и с экономической точки зрения.


Консолидация активов облегчает управление и обмен опытом. Тот же «Пятый канал» за год жизни при новом руководстве — а Алексей Бродский перешел туда с родственного «Первого» — увеличил свою аудиторию в два с лишним раза, это огромный рывок. В его эфире стало больше криминальной тематики, что в духе питерского ТВ, где она традиционно востребованна, — но поддерживаются и другие традиции: «Пятый» — единственный федеральный канал, где примерно 30% передач по-прежнему идет в прямом эфире.


Другие медиакорпорации тоже расширяли свой ассортимент. ВГТРК запустила неэфирные каналы «Наука 2.0», «Спорт-2» и «Бойцовский клуб», РИА «Новости» — Russia Today Documentary, «Европейская Медиа Группа» и «Ред Медиа» — телеканал «Европа Плюс», издательский дом «Ъ» — давно обещанное «Коммерсантъ ТВ».


Еще заметнее были не запуски новых, а перезапуски существующих каналов. Рожденная в 1997-м московской мэрией «Столица» превратилась в круглосуточный информационный телеканал «Москва-24». Весной гендиректором назначили Игоря Шестакова, а уже в начале сентября, ко Дню города, началось вещание из нового телецентра (созданного при активной помощи ВГТРК). Нарядная лилово-зеленая обертка, незамыленные молодые лица, обилие инфографики делают «Москву-24» главным экспонатом выставки достижений новых городских властей.


Канал ДТВ, принадлежащий холдингу «СТС Медиа», тоже перезапускали в пожарном порядке — Дмитрий Троицкий возглавил его в мае, а в середине октября вышел «первый несерьезный телеканал» для взрослых «Перец». Таких радикальных поворотов, со сменой сетки, имени и логотипа, здесь еще не было. Перед «Перцем» стоит задача удержать и преумножить набранную ДТВ мужскую аудиторию.


На частоте канала, недавно превращенного из 7ТВ в «Семерку», 31 декабря 2011-го поселился всемирно известный «Дисней». Канал, прежде доступный у нас только в кабельных сетях, приобрел 49% акций «Семерки» у холдинга ЮТВ и начал в России круглосуточное эфирное вещание — теперь его развлекательный семейный контент, предназначенный зрителям от 6 до 44 лет, сможет увидеть население 54 крупных российских городов. Иностранный канал на федеральной эфирной частоте — явление настолько нерядовое, что даже премьер-министр счел нужным выразить беспокойство о конкурентоспособности отечественной анимации в присутствии столь сильного бренда.


Холдинг «Газпром-Медиа» купил контрольный пакет Comedy Club Production, заплатив за него 250 млн долларов — крупнейшую сумму, за которую когда-либо приобреталось подобное производство. «Газпром» получил курицу, несущую золотые яйца — популярные передачи Comedy Club, Comedy Woman, Comedy Battle, «Наша Раша», сериалы «Интерны» и «Универ», не говоря уже о кинофильмах. Обладание такой фабрикой — залог спокойной и сытой жизни в прекрасном новом медиамире, где контент превыше всего.


Главный медийный актив «Газпрома», НТВ, в этом году снова упрочил позиции. Он единственный из каналов большой тройки увеличил, а не снизил свою долю (правда, при этом аудитория НТВ стала старше, тогда как «Первому», несмотря на количественные потери, удалось привлечь более молодую и качественную). Осенью НТВ, как и РЕН, обновил интернет-портал, сделав его интерактивнее, понятнее и удобнее для пользователей сети.


ВГТРК заключила годовой договор с News Media об эксклюзивном использовании материалов сайта Life News. Как пояснило руководство компании, это нужно каналу «Россия-1» для ток-шоу «Прямой эфир» (где предпринимается запоздалая попытка догнать «Пусть говорят»), но пригодится и для новостей. Life не впервой сотрудничать с телегигантами — прежде существовал подобный договор с НТВ. То, что до этой «Жизни» дошла государственная корпорация (которая до всего принципиально доходит без спешки), показывает, где сейчас пролегает телемейнстрим и как государство понимает свою миссию в области телевещания. Арам Габрелянов еще когда говорил, что линия таблоида — линия государства.


На этом фоне пикантно выглядят возобновившиеся речи о создании общественного телевидения. В декабрьском послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев сказал, что оно может возникнуть на базе одного из федеральных каналов. Скорее всего имея в виду ВГТРК — по крайней мере, именно такое решение предлагается президентским Советом по развитию гражданского общества и правам человека, подготовившим проект общественного телевидения — сейчас его дорабатывают, обещая представить к началу марта.


А мы пока можем представить себе этот канал общественного телевидения. Финансируемый, как предполагается, из госбюджета. Управляемый, как предлагается, лицом, утверждаемым президентом. Ну и выступающий не в партнерстве с Life News — на это госденег не хватит, — но в одной дружной семье с каналами госхолдинга, выпускающими передачи вроде «Прямого эфира».


Телевыступления первых лиц, пожалуй, единственное, что в 2011 году было нестандартным. Весной президент Медведев вопреки всем традициям нанес визит частному телеканалу «Дождь». А свое обычное интервью руководителям трех федеральных каналов предпочел дать осенью в необычном хронометраже — всего 25 минут, в течение которых он главным образом убеждал публику, что решение не выдвигаться на новый срок принято им давно, сознательно и в твердой памяти. Традиционные для декабря «Итоги года с президентом» не состоялись, зато традиционный «Разговор с Владимиром Путиным» побил все прежние рекорды этого оратора, продолжаясь 4 часа 33 минуты. На этот раз в формате ток-шоу: подготовленные вопросы премьеру озвучивали не только безвестные граждане через прямые включения, СМС и интернет, но и граждане известные, окружавшие его в студии.


В декабре федеральному ТВ впервые за много лет пришлось уделять внимание не только первым лицам, но и тем, кто им оппонирует. Репортажи теленовостей крупнейших каналов о митинге на Болотной площади придали телекартинке несколько непривычный вид, ее стали замечать те, кто в ее сторону смотреть давно уже перестал. Пусть изменения не радикальные, а косметические, все равно интересно наблюдать, как телевидение вспоминает забытые навыки и приемы, хотя бы из области ретуши.


Репортажи о Болотной, впрочем, не показательны — в тот момент ТВ еще не сориентировалось. Настоящая презентация новой тактики состоялась 5 дней спустя, во время прямой линии Путина на канале «Россия-1» — которую ведущий, Эрнест Мацкявичюс, поеживаясь от дерзости, начал прямо с вопроса о митинге. Дальше — больше, вплоть до обсуждения фото пресловутого бюллетеня, на котором неизвестный избиратель послал премьера по известному адресу. Сперва даже скептически настроенные зрители ахнули от невиданной смелости происходящего. При ближайшем рассмотрении оказалось, что степень остроты вопросов, заданных премьеру, никак не влияет на содержание его ответов — ну разве побуждает опускать своих оппонентов еще ниже, чем он это обычно делал.


В общем, тоже оказалось, что ничего особенного. Так с тех пор и повелось: оппозиционные мнения и некоторых их носителей порционно допускают

в непрямой эфир, протестные акции аккуратно освещают в информационных выпусках, обходя слишком неудобные имена, цифры и лозунги. Время от времени тем же нейтральным новостным тоном сообщают, как мало поддерживает столичную фронду население России, как жестко прессуют митингующих власти развитых стран и как плачевны судьбы цветных революций в странах не очень развитых. Свобода слова таким образом реализуется, доступ на ТВ разных политических сил накануне выборов налицо, овцы целы, волки сыты.


То есть не все на отечественном ТВ в таком уж глубоком кризисе, не все навыки утрачены, кое-что еще помнят руки-то, хоть и давненько не держали они шашек.

Анна Голубева

OpenSpace.RU

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе