«Светлый путь-2»

Губернатор Мень обвиняет НТВ в подрыве позитивного имиджа Ивановской области.

«Неграмотная, но трудолюбивая девушка Таня, приехав из провинции в подмосковный город и поработав домработницей, находит свое счастье в учебе и коллективном труде. Ее избирают депутатом Верховного Совета и награждают орденом Ленина».

«Девушка Фрося, приезжает в Москву из глухой сибирской деревни, чтобы поступить в консерваторию и стать певицей. Поначалу Фрося забавляет окружающих своей провинциальностью и непосредственностью. Но согласившийся ее прослушать профессор Соколов обнаруживает, что малообразованная сибирская девчонка обладает ярким и незаурядным певческим талантом, а кроме того — врожденной интеллигентностью и чувством красоты».

Это не что иное, как аннотации к двум популярнейшим советским фильмам — «Светлый путь» Григория Александрова и «Приходите завтра» Евгения Ташкова. Их героинь Таню Морозову и Фросю Бурлакову блистательно сыграли Любовь Орлова и Екатерина Савинова. Сюжет же вечный — провинциалки покоряют столицу. В первом случае принципиально то, что героиня хоть и неграмотная, но стремящаяся к знаниям и трудолюбивая. Во втором — пусть и малообразованная, но талантливая да с врожденным чувством красоты.

Над Фросей Бурлаковой, приехавшей в Москву в выходном мамином платье и привыкшей после бани к пятнадцати стаканам чая «с малиничным вареньем», поначалу потешались-глумились столичные циники. Двое из них, старшекурсники консерватории, представившись Константином Сергеевичем и Владимиром Ивановичем, устроили ей самодеятельные прослушивания, на которые, как в цирк, валом валили другие молодые охальники, пока безобразие не прекратил мудрый опытный профессор, разглядевший в экзотической птице «яркий и незаурядный певческий талант».

Так что Света из Иванова, дебютировавшая на минувшей неделе в новом проекте НТВ «Луч Света», идет, в общем-то, проторенным путем, который вполне мог бы стать и светлым, продемонстрируй она хотя бы наметки тех качеств, что вывели в люди прославленных киногероинь, а также встреть она в начале этого пути кого-нибудь, хотя бы отдаленно похожего на внимательного профессора из фильма «Приходите завтра».

Однако Свете Курицыной попались лишь охальники с НТВ, убедившие ее, что она и так хороша, учить — только портить, а в царство свободы, то есть в вожделенный мир шоубизнеса, дорогу она грудью проложит себе. А ей всего 19! И она, глупая малолетняя дуреха, во всех смыслах жертва ТВ. Именно ТВ сформировало систему ее ценностей («мы не сеем и не пашем, а валяем дурака»), и оно же цинично эксплуатирует ее, мягко говоря, детскую непосредственность на потеху публике. Ее наставники даже не потрудились замазать новой телеведущей прыщи на лице и прилично одеть! И вот уже Света с радостью демонстрирует и свою дурь, и свою обильную плоть, трепетно внимая наставлениям умудренного опытом Барии Алибасова: «У тебя очень яркие выразительные сиськи, для продвижения ты должна эксплуатировать их по полной программе». Прислушавшись к советам старшего товарища, она без стеснения трясет своим главным достоинством, а войдя в раж, хватает одного из «нанайцев» за причинное место. Талантливое дитя!

Словарный запас Светы Курицыной куда менее ярок и выразителен, нежели то, чем ее щедро наградила мать-природа. «Класс! Охренеть! Круто! Блин! Я в шоке! Ни фига себе! Папа офигел бы, если бы узнал! Я чуть в штаны не написала!» Так говорит не одна Света — это традиционный выразительный набор слов большинства участников и героев современных телешоу, и счастье еще, что не пришлось ее «запикивать», как приходится «запикивать» тех патентованных «звезд», с которыми она пытается общаться и которые давно уже узаконили ненормативную лексику в эфире. В прежние времена речь, звучащая в эфире, считалась эталонной, и по ней учились говорить по-русски светы из Иванова и других населенных пунктов страны. И теперь учатся — только эталон радикально поменялся.

«Я хотела всю жизнь быть знаменитой», — призналась Света в самом начале программы, возбужденно сверкая очами и явно не задумываясь, насколько долговечно привалившее ей счастье. Профессор Беляев, рассказывающий на НТВ о погоде, попробовал было остудить ее пыл: «И сколько вы думаете продержаться?» — спросил он новоявленную «коллегу». «Ну, год или два». «Мне кажется, вы должны готовиться, что вам дадут пенделя», — с грустью предупредил он Свету, но она выкрикнула запальчиво: «Я не боюсь».

Она, бедная, наверное, думает, что в случае чего на малой родине ее уж точно встретят, как Валентину Терешкову, покорившую космос. Меж тем губернатор Ивановской области Михаил Мень опубликовал на своем официальном сайте собственную «рецензию»: «К девочке Свете из города Приволжска Ивановской области я отношусь абсолютно нормально. Но дело в том, как выставляют эту девочку, а соответственно, и наш регион на федеральном канале… После выхода программы «Луч Света» я получил огромное количество писем, сообщений в социальных сетях от жителей области, которые возмущались не самой передачей, а тем, что образ «Светы из Иванова», который дает НТВ, ассоциируется с убогой малообразованной периферией и, по сути, перечеркивает все, что годами делали ивановцы для имиджа родной области». Дальше губернатор перечисляет достижения в деле формирования позитивного имиджа «нашего достаточно непростого региона»: кинофестиваль «Зеркало», посвященный памяти гениального земляка Андрея Тарковского, два чемпионата мира по мотокроссу и кроссу на снегоходах, которые транслировали десятки телекомпаний мира с титрами «Ивановская область», превращение города Плеса в один из лучших курортов средней полосы России…

Света, наносящая удар по имиджу целого региона, — это сильно, конечно! Не будь Светы, Ивановская область уже гремела бы на весь мир, и столичные светы валом бы повалили туда в поисках лучшей участи и в стремлении прикоснуться к памяти гения Тарковского! Смех да и только. Но в общем, выходит, не так уж рады ивановцы всероссийской славе своей юной землячки, возможно, увидев в ней, как в зеркале, не лучшие черты и собственных убогих и малообразованных чад. А значит, попала Света Курицына как кур в ощип: там осуждают, здесь глумятся. И ждут ее в конце недолгого «светлого пути» не прекрасный принц и даже не орден Ленина, а унылая бухгалтерия и насмешки жестокосердных соседей. Но она пока что зубами выгрызает свой шанс. «Тем, кто затеял этот телепроект и издевается над девочкой, пусть Бог будет судьей», — резюмирует губернатор Михаил Мень, и тут он прав, пожалуй. Хотя им, телевизионщикам, давно уже не Бог судья.

Ирина Петровская

Новая газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе