Сначала репутация, потом рейтинг

Руководство телеканала "Спас" свободе предпочитает ответственность

В его журналистском активе – работа в Гостелерадио СССР, в программах «ТСН», «Время». Он был специальным корреспондентом программ «Семь дней», «До и после полуночи», комментатором еженедельной информационно-публицистической программы «Воскресенье», соавтором и ведущим программы «Русскiй мiръ», одним из создателей спортивного канала «7ТВ», руководителем информационной дирекции ТВ Центра. Этот список год назад пополнился еще одной строчкой – руководитель телеканала «Спас». О том, каким стал этот год для телеканала, о его сегодняшнем дне в контексте общих тенденций российского телевидения, журналисты Антон Курилович и Мария Ермаченко беседовали с Борисом Костенко, генеральным директором православного телеканала «Спас». 

– Когда и как вы впервые столкнулись с православной тематикой в своей работе? 

– Начало моей карьеры совпало с перестройкой, я окончил факультет журналистики МГУ, международное отделение, в 1986 году. Сразу попал в международный отдел программы «Время», в так называемую протокольную группу. И уже тогда появилась потребность правильно интерпретировать то, что происходило в Русской Православной Церкви. Однажды мне поручили делать обзорный репортаж для программы «Воскресение» об Архиерейском соборе, где я познакомился с митрополитом Калининградским и Смоленским Кириллом. Можно было отделаться сухим сообщением о факте, но мы посчитали должным сказать чуть больше. 


Современное российское телевизионное производство – это конвейер, в котором нет конструкторского бюро и ОТК. Мне в этом плане повезло: пройдя советскую школу в рамках Главной редакции информации Центрального телевидения, я научился очень многому, например, делать маленькие документальные фильмы в рамках полутораминутного репортажа. В дальнейшем эти навыки пригодились в создании масштабных проектов. Один из примеров – прямая трансляция на ТВ Центре пасхального богослужения в 2008 году. Для этого было установлено 12 камер в Марфо-Мариинской обители и 6 – в Иерусалиме, в храме Марии Магдалины на Масличной горе. Это была первая Пасха после объединения Русской Православной Церкви в Отечестве и за рубежом. Трансляция была рассчитана на обычного, невоцерковленного зрителя. Она длилась два с половиной часа. Удалось, несмотря на разницу во времени, показать крестный ход в Иерусалиме, были подготовлены десять специальных очерков. 

– Каким вы видите телеканал «Спас» в идеале? 

– Стоит отметить, что мы не говорим об этом телеканале как о православном. Зачем прикрываться определением? К этому надо стремиться – это цель. 

Сегодня публика говорит о том, что современное телевидение ей не нравится. Почему? Телевидение в России процентов на 95 коммерческое, и бессмысленно предъявлять к нему нравственные критерии, это просто бизнес, получение прибыли. Наш телеканал – это не коммерческий, а в значительной степени просветительский проект. И в этом наше принципиальное различие с коммерческими каналами: они работают на потребителя, и главный показатель для них – рейтинг, а для нас важнее репутация. 

– Кто составляет целевую аудиторию канала? 

– Мы стараемся, чтобы это были относительно молодые люди, те, у кого есть жажда знаний, кто хочет найти свое место в этом мире, знать, в каком направлении развивается его страна, получить нравственную оценку происходящего. На сегодняшний день наша задача популяризировать то, что мы порой не замечаем и не ценим: великое сокровище, которое называется «русская цивилизация», ключевой составляющей которой является православие. Это и национальная культура и искусство, наука и технические достижения, наш язык, наша история, наша вера. Зритель телеканала «Спас» – это не только молодежь, но и люди, которые уже определились в жизни, может быть, выбрали себе профессию, но у которых душа требует чего-то большего. Мы не будем ориентироваться на уже окончательных жертв индустрии потребления. Для нас главное – не потерять тех, кто сомневается, помочь им сориентироваться в современном мире, предложив духовно-нравственные критерии. 

– Планируется ли создание информационной службы и чем она будет отличаться от информационных редакций других телеканалов? 

– Да, это в наших планах. А главное отличие заключается в оперативной интерпретации важных событий и реалий современной жизни. Мы попытаемся давать им нравственную оценку, и мы берем на себя ответственность за эту интерпретацию. Мы не прикрываемся лозунгами о свободе слова – ее нет и никогда не было. Единственный принцип, который хоть как-то работает в мировой журналистике, – социальная ответственность. Мы не собираемся выводить в заголовки информационных выпусков события из криминальных сводок и всяческие происшествия. Такие новости, возможно, и будут иметь место, но не приоритетное. Вероятно, мы потеряем в сенсационности и скандальности, но попытаемся добрать в другом. 

– Кроме выпуска новостей, какие программы будут транслироваться в эфире? 

– У нас завершена технологическая реконструкция. Теперь есть студия, из которой можно выходить в прямой эфир. 150-метровый павильон позволяет делать разножанровые программы разговорного формата. Наша особая гордость – возможность организации ток-шоу, музыкальных программ. Мы уже записывали хор из 24 человек в нашей студии, и музыкальные проекты, надеюсь, станут частью сетки передач. Мы будем стараться в первую очередь приглашать в нашу студию молодежные коллективы, их сейчас в эфир практически не выпускают. Есть огромное количество детских коллективов, и им негде себя проявить, а у нас есть и эфир, и желание. Кроме того, мы уже делаем рубрику «Православный календарь», а к грядущей Пасхе хотим выйти с ежедневным оперативным прогнозом погоды, который будет называться «Русский мир». Можно будет узнать, какая, например, погода на Афоне, в Почаевской лавре, на Святой земле или в русском храме на Антарктиде. 

Мы, конечно, приглашаем священников, которые могут говорить с аудиторией на понятном ей языке и о тех проблемах, которые волнуют – в первую очередь молодежную – аудиторию. Будут обсуждаться такие темы, как духовный анализ образов фильма «Аватар», размышления о том, христианская ли книга «Гарри Поттер» или какое послание зашифровал Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита». 

– Насколько известно, в скором времени на канале планируется цикл программ об исламе… 

– И не только об исламе. Все мировые религии должны быть объяснены нашей аудитории с точки зрения православного человека. РПЦ имеет контакты с разными Церквами, мы живем в многонациональной стране и стараемся освещать реалии многоконфессионального и многополярного мира. У нас есть цикл «Россия и мир». В рамках этой программы мы беседовали с Норбертом Кухинке, известным немецким журналистом, лютеранином, его отечественный зритель хорошо помнит по фильму «Осенний марафон». Он, кстати, сейчас строит православный монастырь под Берлином. Считает, что эта обитель должна стать площадкой для диалога России и Германии, России и Европы. 

– Кто владельцы телеканала? 

– Несколько лет канал финансировался частными лицами, а на сегодняшний день 51% проекта принадлежит РПЦ. Впервые Церковь стала собственником телевизионного канала национального уровня. Но это отнюдь не значит, что мы являемся каким-то официальным рупором Церкви, у нее для этого есть другие возможности.

Антон Курилович, Мария Ермаченко 

Независимая газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе