Скрытые повестки дня

Не футболом единым был жив телезритель на минувшей неделе ("Бавария" - "Челси"). Жив был он еще и хоккеем (play off чемпионата мира).

Словом, одна игра сменить другую спешит... Все прочее, что происходило на телеэкране, померкло. Но не сгинуло. То ли к счастью, то ли напротив.



***


Не сгинула тема Победы. Постскриптумом к ней стал "Исторический процесс", где Николай Сванидзе и Дмитрий Киселев по традиции сошлись в непримиримом поединке. Не сразу стало понятно, из-за чего на сей раз сыр-бор. И ор. Обе команды оппонентов вроде бы и не оспаривали величия народного подвига. Спорили в основном о роли генералиссимуса в деле национального торжества. И опять же горячо. Хотя и процессуальные противники либералов не считали себя сталинистами. Более того, готовы были признать и преступность вождя, и бесчеловечность созданного им режима. А политик Владимир Мединский и историк Юрий Пивоваров, стоявшие по разные стороны баррикады, и вовсе казались давними друзьями. Дружба дружбой, а идеологические установки способны кого угодно рассорить. Хоть Ленина с Мартовым. Хоть Собчак с Канделаки.

В конце концов, довольно скоро обнаружилась скрытая повестка очередного выпуска "Исторического процесса". Первый ее вопрос: можно ли оторвать Победу в войне от самой войны? То есть оторвать торжество от скорби, радость - от боли... А дальше вопросы о корнях и глубинных причинах не только славных побед, но и горьких поражений. И, разумеется, о цене тех и других.


Согласились: нельзя отрывать. Но... отрываем. Поскольку тогда можно извлечь конкретную пользу из этого внеисторического эксцесса.


Тогда Победу можно будет гораздо эффективнее утилизировать в деле патриотического воспитания юношества. Ею можно будет пользоваться как заплатой на прорехах прошлого, коими, как ни крути, невозможно гордиться. Ее можно будет оприходовать как пьедестал на случай, если кто-то пожелает снова возвыситься.


Слава богу, в этом выпуске "ИП" никому не пришло в голову приладить Победу, оторванную от войны, в качестве ордена к мундиру генералиссимуса. Но, как известно, охотников до этой акции довольно. Под всеми спорами о войне, о победе и о Советской цивилизации погребена еще одна "повестка" - перманентная война в нашей стране мифологии с историей. Вот именно эти две воюющие стороны на протяжении последних десяти лет непримиримы. Они непримиримы в принципе. А у нас - сверх крайности. Потому, что слишком давно и долго страна живет в режиме мифократии. В сталинские годы власть мифа над общественным сознанием была необъятна и всесильна. После смерти Дра-дра она ослабла, подверглась заметной коррозии. С крушением советской власти, казалось, и вовсе отступила. А потом - взорлила. Потому что есть у мифологии начало, нет у мифологии конца. Как и у истории.


Им бы жить в мире и знать свое место. Каждая из сторон должна знать границы своей компетентности. Мифологическому сознанию нет места в историческом знании. Историки, в свою очередь, не могут указывать беллетристам (профессиональным мифотворцам), какими красками надо рисовать того или иного исторического персонажа, как следует интерпретировать то или иное историческое событие.


У историков должно быть много претензий к пушкинскому Пугачеву из "Капитанской дочки". Но у этого автора есть и сугубо документальное исследование - "История пугачевского бунта". Документальный Пугачев должен вызвать недоумение у читателя, доверившегося "семейному преданию" Гриневых. Беллетристический бунтовщик много добрее и благороднее реального.


***


Канал "Культура" на минувшей неделе воспроизвел несколько старых, не столько художественных, сколько мифологических фильмов о Ленине - "Человек с ружьем", "На одной планете", "Шестое июля" и "Поименное голосование". Я, честно говоря, не очень понял, в чем смысл этого предприятия, какая здесь скрыта повестка? Реабилитировать миф о вожде и вернуть его лик на деньги? Или чисто киноведческая задачка - показать, как трансформировался сей образ от десятилетия к десятилетию? Или цель сугубо археологическая - продемонстрировать мастерство наших признанных лицедеев - Максима Штрауха, Иннокентия Смоктуновского, Михаила Ульянова, Юрия Каюрова?


"Повестки" на любой вкус. Самым актуальным мне показался тот Владимир Ильич, который призывал испуганных российских обывателей не опасаться вооруженного человека, а революционную власть - не бояться выглядеть в глазах буржуазии недостаточно либеральной.


Комично смотрелся Смоктуновский в роли Ленина. Грань между художническим исследованием и мифотворчеством действительно тонка, порой практически не приметна. Ленина сначала мифологизировали, а затем его миф приспосабливали к решению тех или иных идеологических задач. То из него делали "самого человечного человека". Ленин Штрауха, в частности, являл собой человеческое лицо революции. Ленин Каюрова олицетворял ее драматизм. Смоктуновский - интеллектуальное начало. Ульянов - все это, вместе взятое. С мира по нитке... С артистов по способности. И всем нам, телезрителям, по потребности...


***


Кипение эмоций вызвала победа наших хоккеистов. Ждите: сейчас к ней постараются прилепиться не только политики, но и мастера шоу-телебизнеса.


Пока же - тайм-аут. Но ненадолго. На последней улице города Хельсинки российские болельщики название прочли. А название такое, прямо слово боевое "Варшавская улица"! Значит, нам туда дорога, значит, нам туда дорога - на Варшаву, на последней улице которой название прочтем - "Лондонская улица!" Кажется, смотреть телевизор вплоть до осени будет интереснее, чем жить.

Текст: Юрий Богомолов


Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе