Псы, твари, творцы

«Обидеть артиста может каждый, помочь материально – никто» – давнишняя советская присказка. Скандал в Театре на Таганке из-за невыплаченных вовремя гонораров, как перезревший чирей, рванул и брызнул на голубые экраны. Почти все каналы в комментариях были, скорее, на стороне великого режиссёра, только «Россия» в передаче «Прямой эфир» дала возможность подробно высказаться актёрам. Чаша весов народного мнения стала склоняться в их сторону, тем более что каждое появление в кадре Каталины Любимовой работало на них. Какое право имеет эта дама, почему-то ставшая замдиректора театра, поносить артистов? Какое отношение вообще она имеет к театру? К Любимову прямое – жена, а к труппе, искусству, славе Таганки 60–70-х годов? Смeла ли её предшественница, как раз очень много сделавшая для театра Людмила Целиковская оскорблять коллег? Впрочем, русские актёры для Каталины – не только не коллеги, но и не очень люди.

Её восторженно коленопреклоненно поддержал блистательный Сергей Доренко, вернувшийся в ящик с программой «Русские сказки» (канал РЕН), и гневливо язвил актёров – «тварей, клопов и палачей». В нарочито неопрятной, горячечной, выламывающейся за привычные рамки телепередаче ведущий (даос и альфа-самец) чуточку был похож на сорвавшегося с цепи барбоса, изголодавшегося по кровушке и берцовым косточкам. Его рабско-рабовладельческий взгляд на творцов (право имеющих) и тварей (имеющих право только дрожать), выраженный в сюжете, посвящённом конфликту 93-летнего Юрия Петровича с его 70-летними «сукиными детьми», не только оскорбителен, но и ошибочен. Если Золотухин всего лишь тварь Любимова-творца, то Доренко – тварь Березовского? Всего лишь тварь натравливающего? Не думаю, что всё так просто и по’шло, и в случае с актёрами и режиссёрами, полагаю, гораздо более сложные тварно-товарные отношения.


Да, огромна роль Юрия Петровича (как и каждого педагога или режиссёра) в судьбах артистов. Однако многие из них очень рано заявили о себе как о вполне самостоятельных творческих личностях. Золотухин уже через год после прихода в театр замечательно сыграл в фильме «Пакет», потом был триумф «Бумбараша»; Иван Бортник гениально играл Сатина у Анатолия Эфроса в «На дне» – это была его лучшая работа в театре, а сколько замечательных ролей сыграно им в кино начиная с «Родни» у Никиты Михалкова… Юрий Петрович вспомнил про случай «мадрид твою мать», произошедший более 30 лет назад (!), связанный с двумя этими артистами, тот ещё компромат, но почему за последние 20 лет в театре не возникло ни одного актёра, соразмерного им, а также Губенко, Смехову, Смирнову, Желдину, Славиной, Демидовой, Трофимову, Шаповалову, Филатову, Беляеву, Сайко?.. Почему ни одна «тварь» из таганковцев (настоящих и бывших) не встала на сторону Мастера? Тут не конфликт творцов, испорченных гонорарным вопросом, а культурная катастрофа, человеческая трагедия, имеющая совсем другие корни.


Александр КОНДРАШОВ


Литературная газета


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе