Параллельные реальности

Телевизионные критики обсуждают декабрьский эфир


Две кампании и две компании


Юрий Богомолов, «Российская газета»


В федеральном эфире доминировали две кампании.


Одна — «Все на выборы «Высоцкого». Такой широкомасштабной раскрутки фильма (а затем подкрутки), который сделан для проката в кино, я не могу припомнить. «Первый канал» вытащил на свет божий, кажется, все, что было в жизни артиста, который уже и при жизни стал легендой и мифом, а уж после смерти — в еще большей мере. Как водится в таких случаях, почитание великого человека плавно перешло в паразитирование на его имени, славе и таланте.


Другая кампания — «Выборы в Думу закончились. Забудьте». А граждане не забывают.


Телевидение уж совсем было отвлекло от того, что происходило в послевыборную неделю, но черт меня дернул включить телевизор в тот момент, когда увлекательную программу о жизни и творчестве Стаса Михайлова сменило шоу «НТВшники. Арена острых дискуссий». Поначалу все было мило на этой «арене». На ней не оказалось ни Жириновского, ни Митрофанова — уже достижение. Но тут обнаружились Маргарита Симоньян и Тина Канделаки. Их молодые девичьи голоса, звучавшие в очень высоком регистре, забивали речи как оппонентов, так и соратников. Ну а скорострельность словоговорения Тины хорошо известна. И если она дорывалась до микрофона, то вставить междометие в плотную звуковую массу было невозможно. Как и добраться до смысла. Но смысл все-таки был. Маргарита и в еще большей степени Тина пришли на программу, чтобы объяснить свои политические предпочтения. Когда Тина чуть не довела себя до истерики, стало понятно, что она не нас так горячо убеждала в своей политической лояльности к ЕР, а саму себя. Это воспринималось уже как самооправдание после самооговора.


В целом же сложилось впечатление, что наше федеральное ТВ попыталось замять протестную активность населения — скупые информационные сюжеты о демонстрациях, выпавшие из сетки вещания такие политические ток-шоу, как «Поединок», «Исторический процесс» и «Судите сами». На РЕН ТВ программа «Хватит молчать» сохранила свою позицию, но по поводу выборов она, насколько мне удалось заметить, еще не проронила ни слова. И «Открытая студия» на «Пятом» старалась не наступить на больную мозоль.


Исключения были на РЕН ТВ в программе «Неделя» Марианны Максимовской и на НТВ в ток-шоу «Центральное телевидение» Вадима Такменева.


Компанию в выборной кампании им составил скромный частный телеканал «Дождь». Уж он, освещая выборы и их последствия, отработал за все отечественное ТВ. Он исполнил гражданскую обязанность телевидения — именно его журналисты постарались сделать выборную процедуру по возможности прозрачной. Каждый час официальная информация о том, как идет голосование по стране. Несколько сотрудников канала смогли устроиться в участковые избирательные комиссии, кто-то аккредитовался в качестве наблюдателя от той или иной партии. И затем до глубокой ночи в прямом эфире аналитика политических результатов процедуры голосования.


Из отдельных впечатлений отмечу «Исторические впечатления с Иваном Толстым» на «Культуре» и художественный фильм на «Первом» «Король говорит».


Мы, оглядываясь на прошлое, свое и чужое, усмехаемся: нам бы их проблемы. Монаршья особа никак не может преодолеть дефект заикания, и вся нация переживает. Ему тронную речь произносить по радио, ему надо морально поддержать подданных перед лицом войны и тяжких бедствий, а он зависает над каждым словом. Не без зависти слушает Гитлера на каком-то партийном митинге: «О, этот парень умеет говорить». Он мог бы, как Сталин, не без восхищения слушать юную Катю Фурцеву. Она-то, как и Тина Канделаки, тоже умела говорить. Это и подкупает в бойких девушках партийных функционеров. Им бы (девушкам) еще умение думать.


Символом уходящего года по праву стала Ксения Собчак, справившая свой тридцатник в студии «Пусть говорят». Там было все по-взрослому, как у настоящих символов. Первая распашонка, первая любовь, первое появление на публике, детки, желающие быть на нее похожими и под ней себя чистить Сыр в масле — Малахов. Как и остальные гости. И с даром речи у хозяйки все было в порядке.


ПроТВстояние


Анна Качкаева, радио «Свобода»


Драматические события начала декабря разделили происходящее на телеэкране на «до» и «после». Панорама с Болотной не только показала масштаб самого массового митинга в стране за последние 20 лет, но и зафиксировала выход на сцену нового поколения граждан, неразрывно связанных с новыми, глобально свободными коммуникациями.


Впервые на политическом и медийном поле столкнулись две реальности — сетевая и телевизионная. Они не просто драматически не совпадали, они своим несовпадением усугубляют политический кризис, разделяют людей. Сетевое поколение, креативный класс — эти определения протестующих против нечестных выборов телеэкраном трактовались и со знаком плюс, и со знаком минус. В зависимости от канала и программы. Правда, сегодня и на одном отдельно взятом «большом» канале нет единого телевидения («Итоги» и «ЦТ» на НТВ, «Неделя» и «Новости 24» на РЕН). А в сети «самих себе телевизоров» уже тысячи, и представители «цифрового поколения» окончательно перестали нуждаться в привычном линейном телевидении.


«Большое» телевидение ломает и корежит, и в раздрае запретов и разрешений, самоцензуры и двоемыслия (снимать-то снимают, машины с логотипами всех телекомпаний люди на улицах видели все эти дни) оно доводит несовпадающие «повестки дня» до абсурда. Сначала федеральные каналы практически не сообщают о митингах, задержаниях, арестах после выборов (Чистые пруды, Триумфальная, выступления в провинции). Немногочисленные гострансляции (РИА, М24) «вырубают» через несколько минут после начала, а потом оба лидера рассказывают стране о разрешенных конституцией митингах. 10 декабря до 15 часов, пока на улицы десятков городов страны выходят сотни людей, на информационном телепотоке лежит тяжелая плита умолчания. Эфир новостей открывается сюжетами из Осетии (везде), рассказами о предновогодних покупках Киркорова для новорожденной дочери («Первый»), большим репортажем о международной выставке собак (М24). После 15 часов, когда все мировые каналы сообщили о Болотной, когда «Евроньюс» транслирует митинг в прямом эфире (и несколько миллионов россиян могут это видеть на спутниковых и кабельных каналах и в интернете), когда ведутся сетевые трансляции блогеров, радиостанций и агентств, из информационной блокады вырываются и федеральные каналы. Профессионалы, если им не запрещать, работают профессионально, и несмотря на понятные акценты, в эфир выходит почти все — от впечатляющих панорам, эффектных включений, выразительных синхронов до лиц и слов тех, кого годами нельзя было цитировать и показывать. Лучшие программы этих дней (на нерве, стремительные, многозначные, насыщенные по фактуре, выразительные по исполнению) — «Неделя» с Марианной Максимовской, «ЦТ» с Вадимом Такменевым (с блистательным финалом), особняком — живой эфир «Дождя».


Но телевидение по-прежнему рассматривается как самый надежный инструмент удержания информационной вертикали, и чуть-чуть приоткрытое (в том числе и усилиями самих телевизионщиков) окно возможностей пытаются снова прикрыть или даже захлопнуть. Массовое ТВ живет параллельно с индивидуально-массовой сетевой коммуникацией, и рейтинги доверия к «молчаливому» телевидению и «говорящим» в нем головам при информационной духоте будут только ниже и ниже.


И пораженье от победы...


Сергей Варшавчик, РИА Новости


Главный итог месяца — отмена федеральными каналами бойкота, который был ими объявлен на освещение митингов оппозиции против фальсификации итогов выборов в Государственную думу, прошедших по стране. И на удивление взвешенное освещение многотысячного митинга на Болотной площади в Москве 10 декабря. Тем самым российское телевидение отошло от принципа «если событие не показали, значит, его не было вовсе».


Это кардинально отличалось от освещения самих выборов 4 декабря, когда продвинутые граждане черпали информацию не столько из телевидения, сколько в глобальной сети. Как заметил по этому поводу президент Международной академии телевидения и радио Анатолий Лысенко, «основное блюдо получилось абсолютно пресным, а интернет выступил в роли острой приправы для людей с тонким вкусом, для гурманов».


Отмечу выпуск ток-шоу «НТВшники» от 11 декабря. На этот раз авторы не стали выдумывать странные поводы для разговора, а пригласили к разговору в студии представителей и сторонников партии «Единая Россия». В итоге дискуссия о том, победила или проиграла на выборах правящая партия, получилась интересной и во многом показательной. Отмечу и весьма любопытный мини-сериал «Товарищ Сталин» (НТВ), в котором одну из своих лучших ролей сыграл Сергей Юрский.


Четвертый канал вообще удивляет своим творческим диапазоном. Наряду с вышеуказанными проектами зрители могли видеть перед выборами сделанный на скорую руку псевдодокументальный фильм «Голос ниоткуда» (в рамках программы «Чрезвычайное происшествие»). В нем авторы смешали вместе ассоциацию «Голос», шведское посольство, Антона Носика, все это густо снабдили намеками на разведслужбы США и при этом пожелали остаться неизвестными публике. Чтобы, видимо, не было стыдно перед внуками за свое «творчество».


Радует канал «Культура» — основной поставщик на ТВ «пищи для ума». Прежде всего речь о познавательной программе Academia, в рамках которой известные ученые читают лекции по разным аспектам нашего бытия. Отмечу блестящий выпуск историка Натальи Басовской, посвященный Жанне д'Арк. Отмечу и мировую премьеру, показанную 7 декабря каналом, — открытие нового сезона в «Ла Скала». А также прямую трансляцию оттуда оперы Моцарта «Дон Жуан», в которой партию Донны Анны исполнила наша «звезда» Анна Нетребко.


От телеящиков — на площадь


Ольга Галицкая


Обнаружилось, что телевидение стало оппозиционным по отношению к своим зрителям. В телевизоре Дмитрий Киселев выкрикивал, что ведет «реальный прямой эфир», убеждал, что «если бы результаты выборов предвзято рисовались, то цифры были бы больше», а раз они меньше, чем хотелось бы, значит, все по правилам. Его гости в студии уверяли, что «самые честные выборы были в 37-м году», а сегодня общественное сознание дестабилизируют Хиллари Клинтон и ее наймиты. А люди тем временем оторвались от привычных телеящиков и двинулись на Болотную площадь.


После почти недели молчания информационных служб о том, что происходило на Чистых прудах и Триумфальной, игнорировать чуть ли не стотысячное народное собрание оказалось уже невозможно. Но и это выдающееся событие многие на ТВ попытались приватизировать в угоду постулатам о расцвете суверенной демократии. Ни слова не говоря о сути многотысячного мирного митинга с его призывами к честным выборам, умильно твердили, что народу у нас всегда есть где собраться и поговорить о том, что его волнует. Озабоченная тем, чтобы всегда быть в тренде, неугомонная Тина Канделаки, отдав свой голос ЕР, поспешила сначала на передачу «НТВшники», где вместе с соратницей Маргаритой Симоньян убеждала, что иного выбора и быть не может, а потом на митинг, где собрались противники такого выбора.


Максим Шевченко в гостях у Сергея Минаева возмущался «политическими карликами, которые оседлали грандиозный порыв». Он имел в виду Немцова и Явлинского, если кто не понял.


Адекватно происходящему в стране выступило только «Центральное телевидение» — информационное шоу Вадима Такменева. Четко, внятно, увлекательно, а главное, объективно эта программа рассказывает о происходящем в стране и мире, пробуждает в зрителях понимание того, как важно в жизни быть не просто наблюдателями, но и участниками. Очень кстати в завершающем программу сюжете о новом фильме оказалась песня Владимира Высоцкого «Баллада о книгах». На кадрах с нескончаемой людской рекой весомо звучали слова поэта «мы на роли героев вводили себя».


Быть мужчиной


Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы»


В этом декабре телевидение рухнуло на самое дно, а когда — следуя известному афоризму — снизу постучали, оно опомнилось и попробовало принять человеческий облик.


Люди, которым недоступен интернет, кажется, так и не поняли, что произошло. Это продвинутая сетевая публика знала о том, что с Алексеем Пивоваровым случился нервный приступ, как с героем фильма «Здравствуйте, я ваша тетя» — помните, как тот бился в руках констеблей и кричал: «Хочу быть мужчиной! Хочу быть мужчиной!»


Власть смилостивилась или испугалась, но на какое-то время позволила телевизору «быть мужчиной», причем позволила всем, даже Кате Андреевой.


Казалось бы, живи зритель да радуйся — вот тебе картинка, вот тебе тысячи и тысячи улыбающихся молодых красивых лиц! Вот тебе счастливая Тина Канделаки, вот тебе восторженный румяный Анатолий Кучерена! Но только позвольте, спросит «Сергей Юрьевич» из Таганрога, куда и зачем идут эти люди? Что празднуют? Чему так рады? Кто там выступает вдалеке? Большинство телеканалов старалось избегать синхронов со сценой, уводить глаз камеры от развернутых транспарантов и выключать микрофоны при упоминании одного слова из пяти букв, первая П.


Мало этого, смысл акции корреспондентами тщательно забалтывался, а уж о резолюции митинга, кажется, не было сказано вовсе. Кто знал, тот знал. Для большинства телезрителей странное массовое гулянье в центре столицы в день 10 декабря скорее всего стало очередной причудой зажравшейся Москвы, чем-то средним между Первомаем и Днем Конституции. Смысл стрекотания Канделаки сводился к восторгу перед «креативным классом горожан и граждан».


И тем не менее митинг на Болотной действительно оказался телевизионным прорывом даже не года — как минимум десятилетия.


Марианна Максимовская (РЕН, «Неделя») и Вадим Такменев (НТВ, «Центральное телевидение») выполнили свой профессиональный долг как «настоящие мужчины» — и, кажется, совсем не думали о последствиях. Возможности вздохнуть свободно им было достаточно, чтобы вложить в свои программы всю недосказанность последних лет, договорить недоговоренное — короче, «высказать и не высказать все, что на сердце у меня».


Ведущим ток-шоу не повезло — ни Андрей Малахов, ни Михаил Зеленский не решились тронуть протестную тему, предпочитая не выходить за рамки «кухаркиных шоу». От них, правда, никто ничего и не ждал. Но программа «Хватит молчать» (РЕН), которая «не заметила» десятков тысяч граждан, вышедших на улицы под лозунгом «Хватит молчать!», — это, пожалуй, сюжет, достойный Кафки. Тигран Кеосаян уж точно мужчина. Во всяком случае раньше был им.


Партия телевизора


Александр Мельман, «Московский комсомолец»


Кто не успел, тот опоздал. Телевидение в минуты роковые, к сожалению, показало свою несостоятельность. Хотя все к этому шло, поэтому не стоит удивляться. Появление реального гражданского общества голубой экран так и не отразил. Общество уже вышло на улицы, а федеральные каналы молчали. На этом фоне выиграл лишь один «Дождь». Партия телевизора вчистую проиграла партии интернета битву за адекватное восприятие реальности. ТВ даже в этот «час пик» продолжало заниматься своей виртуалкой, продолжало выстраивать мир под группку кремлевских мечтателей. Получился драматический разрыв. Невозможно оставаться в чудесном неведении, быть слепым, подпадать под наркотически-увеселительную телекартинку, когда на улицу вышли десятки тысяч недовольных.


Только к субботе (на шестой день!) федеральные каналы опомнились. Получили инструкции, как правильно подавать ситуацию.


Наступило время, когда ТВ больше не может да и неправомочно навязывать людям собственную повестку дня. Наоборот, оно должно изо всех сил успевать за реальной жизнью, только тогда можно будет получить необходимые рейтинги. Время изменилось, и глупо этого не замечать.


А на «России» и на НТВ идут докфильмы, посвященные распаду СССР. Показывают массовые митинги, демонстрации конца 80-х и начала 90-х. Все смыкается, история, сделав 20-летний виток, опять возвращается на круги своя? Параллели схожи. Даже клип из программы Марианны Максимовской о митинге на Болотной площади под песню Цоя «Мы ждем перемен» спокойно можно перенести на машине времени в последние годы СССР. И постараться найти десять отличий.


Теперь о другом. О Владимире Высоцком. Идея создать художественный фильм о нем, безусловно, благотворна. И люди делали это, уверен, от всей души. Но получилось издевательство. О качестве кино не говорю, здесь это не тема. Но ТВ-пиар на «Первом» Никита Высоцкий у Малахова, он же в «Смаке» у Урганта, в «Перисхилтон» приглашают участников фильма «Высоцкий» — то Леонидова, то Астрахана, и под смехушки да под чаек весело вспоминают, как им игралось. Цели достигли: я больше про Высоцкого уже смотреть не могу ничего. Даже документалку. Но помните, как у Евтушенко — на смерть поэта: «Киоск звукозаписи около Сочи/ И голос знакомый с хрипинкой несется,/ И наглая надпись: «В продаже Высоцкий»/ Володя, ах, как тебя вдруг полюбили/ Со стереомагами автомобили!/ Толкнут прошашлыченным пальцем кассету —/ И пой, даже если тебя уже нету./ Торгаш тебя ставит в игрушечке-«ладе»/ Со шлюхой, измазанной в шоколаде,/ И цедит, чтобы не задремать за рулем: «А ну-ка Высоцкого мы крутанем». Жизнь кончилась, и началась распродажа.


Московские новости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе