Оптимисты и политтехнолог

В своих отношениях с эпохой сериал «Оптимисты» очень точен: через мемуары, интервью, собственную семейную память узнаваемы мидовцы и гэбэшники, огромные квартиры элиты и комнаты в общаге, литературно-телевизионная московская богема и вхожая в нее фарца.

Очень здорово, когда над сценарием сериала работает хороший современный писатель. Идея 13-серийных «Оптимистов», в эту пятницу заканчивающихся на канале «Россия», принадлежит Михаилу Идову, он же стал ведущим сценаристом. Теории кино, сценарному мастерству и драматургии Идов учился в Мичиганском университете, работал в американской прессе и получил три премии National Magazine Award, был главным редактором русского GQ, креативным директором студии Федора Бондарчука. Его «Кофемолка» номинировалась на «Большую книгу», «Оптимистов» тоже можно прочесть как роман — за зрелищем виден отличный текст.



60-е наособицу

Режиссером сериала и соавтором сценаристов стал Алексей Попогребский. У него репутация артхаусного режиссера, здесь он работает по-другому. Советские шестидесятые отечественное телевидение осваивает давно, и у него были удачи, но эта работа?—?наособицу. Кажется, что она сделана по стандартам американского кабельного сериала, при этом дух и плоть времени, насколько об этом можно судить из 2017 года, воспроизведены очень точно. «Оптимисты» вышли в продюсерской компании Валерия Тодоровского и стали продолжением «Оттепели». Сериал рассказывает о том же времени, сделан он жестче и достоверней.

В «Оттепели» героями были киношники, здесь ими стали сотрудники МИДа времен раннего Громыко, учреждения, по уровню закрытости находившемся между ЦК и КГБ. Главным героем «Оттепели» был внутренне раздвоенный и богемный кинооператор, в «Оптимистах» им от серии к серии становится сосланный в МИД ответственный работник международного отдела ЦК, сталинист Георгий Бирюков (Владимир Вдовиченков), человек замкнутый, необаятельный и недобрый.

При этом «Оптимисты», в гораздо большей степени, приключенческий сериал: Бирюков появляется как преданный системе, ограниченный функционер, а проявляется как гениальный авантюрист, готовый перевернуть весь мир ради собственных карьерных амбиций. Еще — это история о всемогуществе пиара, на котором в значительной степени держится наш сегодняшний общественный строй: мидовцы осваивают его на ходу, под руководством Георгия Бирюкова, в котором просыпаются способности тонкого манипулятора.

«Оптимисты» — сотрудники маленького отдела Министерства иностранных дел, созданного для контактов с западной прессой и светского просвещения не умеющих правильно одеваться и держать себя в обществе коллег. Отдел был собран из не успевшей провариться в МИДе молодежи, возглавила его очаровательная женщина, эмигрировавшая в СССР американская коммунистка (Северия Янушаускайте). Он быстро захирел, а расцвел с приходом стихийного политтехнолога Бирюкова.



Точное московское время

Изначально сериал должен был называться «Московское время», но это название, в отличие от «Оптимистов», не ложилось на язык, не запоминалось. Ранние шестидесятые были временем надежд, в информационно-аналитической группе МИДа собрались молодые люди, верящие, что теперь все пойдет по-другому. И все же по смыслу это «московское время», и оптимизм здесь особого рода. В лучшее будущее никто особенно не верит, боятся все — кроме отмороженного авантюриста Бирюкова, и его американской заместительницы-идеалистки. Оптимизм, скорее, заключается в вере в том, что благодаря манипуляциям, игрой с общественным мнением, точечным воздействием на нужных людей, мир можно перекроить так, как тебе угодно. В своих отношениях с эпохой сериал очень точен, он разворачивается как большое, многофигурное полотно, где — через мемуары, интервью, собственную семейную память — узнаваемы решительно все. И мидовцы и гэбэшники, и огромные квартиры элиты и комнаты в общаге, и литературно-телевизионная московская богема и вхожая в нее фарца, и полукриминальная ипподромная тусовка: тут все достоверно и все живо. Но «московское время», по которому живет Бирюков, имеет прямое отношение к сегодняшнему времени, эпохе мнимостей, политтехнологий и фейков. Оптимизм здесь не в вере в счастливое и справедливое завтра, а в убежденности, что при правильном подходе к делу, обманув всех, можно изменить историю — агрессивная воля к победе, которая жила в советских шестидесятых, спрятана в оттепельную обманку.

«Оптимисты» так достоверны еще и потому, что главным героем оказался неприятный, неискренний и очень опасный человек — сериал всматривается в него так пристально, что ты, в конце концов, начинаешь его понимать. Оказывается, прошлое открывается и этим ключом: люди разные, хороших среди них — немного, осудить их легко, но куда интереснее разобраться в их мотивах. А оптимизм тут еще и в том, что история, как ее ни пытались переиграть, в конце концов все же взяла свое.
Автор
Текст: Алексей Филиппов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе