О неизбежности невозможного

На неделе случилось две примечательные телепремьеры - "Королева прайма" на НТВ и "Глаз Божий" на Первом. На "Культуре" был показан фильм Эмира Кустурицы "Черная кошка, белый кот".

***

Один эпизод знаменитого фильма мог бы послужить эпиграфом сразу к нескольким шоу отечественного ТВ. Я имею в виду тот, где массивная вокалистка, не прерывая пения, дергает гвозди из досок своим необъятным задом.

Этот аттракцион, как выяснилось в минувший воскресный вечер, не так эффектен, как тот, что продемонстрировала чешская участница международной "Минуты славы". Она своей одной правой грудью двенадцатого размера в лепешки обращала банки из-под пива, а затем могучим ударом вдребезги разнесла спелый арбуз, уцелевшие куски которого имели возможность вкусить Геннадий Хазанов и другие члены международного жюри.

На этом фоне померкли амбиции Наташи Королевой и Анастасии Волочковой в "Королеве прайма", мерявшихся своими бюстами. Брали девушки за живое не только природными данными, но и казарменными шутками.

В иных случаях, впрочем, нельзя не обратить внимания на некоторую щепетильность шоу-бизнесового ТВ.

Что-то в последнее время с цеховыми церемониями у нас не так. Ни одна не проходит без скандала. Устроители праздничных торжеств "ТЭФИ" и на Муз-ТВ, отказывая тем или иным гостям из желания избежать неприятного общественного резонанса, только усиливают его. До этого аналогичный случай произошел на НТВ с фильмом-отказником "Четыре дня в мае".

Хорошо еще Первый канал не убоялся допустить в эфир гражданского активиста Леонида Парфенова с его фильмом "Глаз Божий". Канал даже пожертвовал двумя достаточно рейтинговыми "Вечерними Ургантами", чтобы дать слово полуночному Парфенову. К тому же накануне Иван позвал в эфир Леонида, и они на пару, как могли, завлекали публику на предстоящий интеллектуальный "Глаз Божий".

Сильно завлечь не удалось. Рейтинг, я думаю, оказался не слишком высоким еще по той банальной причине, что вторая серия пришлась на то время, когда "Россия" транслировала матч нашей сборной со сборной Италии. Тем не менее кого-то удалось заинтересовать историей музейного дела на Руси, судьбами двух купцов-коллекционеров Сергея Щукина и Ивана Морозова, основателя и первого директора Музея изобразительных искусств имени Пушкина Ивана Цветаева.

Что греха таить, музей - не самая выигрышная тема. Ей не суждено быть королевой прайма. Ей вообще не суждено было объявиться на Первом, если бы не весомая дата - столетие ГМИИ имени Пушкина. У "России" на сей случай есть "Россия К", то есть телеканал "Культура", где на этой неделе будет развернуто четырехсерийное повествование "Музей во времени и в пространстве". Это будет нечто академическое.

В распоряжении Первого канала зато есть палочка-выручалочка - Леонид Парфенов с его страстью и умением быть не только общедоступным, но и общепонятным, с его убеждением, что история всегда злободневна.

...Если стиль - это человек, как сказано кем-то из классиков, то Парфенов - стиль, к которому могут адресоваться те или иные претензии. Кому-то кажется, что стиль этот устарел. Кому-то - что автор автоматизировал и тем омертвил его. Не знаю. Мне показалось, что он в этой работе попытался раздвинуть рамки своей манеры. Захотел стать доступнее, чем прежде. От того и обилие именитых актеров на небольших ролях: Табаков, Миронов, Ефремов, Зудина, Рязанова, Этуш... От того же стремление насытить повествование игровыми реконструкциями исторических обстоятельств.

Реконструкция в историческом экскурсе - штука неверная. В ней персонажи должны быть контурными, теневыми, минимум психологии. А тут - они пытаются характерность изобразить, и ничего, кроме сожаления, это не вызывает. Будь то человек из народа Михаил Ефремов. Или эксцентричный Пикассо в исполнении Петра Налича, затем - Владимира Познера.

Выход на передний план героев предполагает интригу человеческих взаимоотношений. А ее, по понятным причинам, здесь нет - ведь это не беллетристика, а документальная история. Самое обидное, что интрига истории музея, как и истории Культуры здесь есть. Но она едва прослеживается за игровыми скетчами. Между тем она крайне интересна и объемна безотносительно того, какими словами напутствовал государь император на благое дело Ивана Цветаева. Или как шевелил усами купец-коллекционер Сергей Щукин, поедая глазами картины французских импрессионистов.

Глаз божий Культуры - это и божий ее глас, услышанный Парфеновым, но не отчетливо переданный на экране. Щукин, глянув на свой портрет, нарисованный Модильяни, обнаружил в себе монгола. Словно обернулся на полотне, как сказано у Блока, "своею азиатской рожей". У Блока стих о России. В фильме Парфенова главные герои, и Цветаев, и Морозов, и Щукин, - частные случаи исторической судьбы огромной территории. Это ведь история европеизации и страны и ее культуры.

"Для вас - века, для нас - единый час.

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы!".

Об этом, между прочим, снят неплохой фильм - "Русский ковчег", который, как мне кажется, был лучше понят на Западе, чем у нас. "Глаз Божий " - еще об одном "ковчеге", плывущем на Запад. И о том, как он едва не был потоплен. И с какими потерями страна выплыла.

В Питере непотопляемым ковчегом стал Эрмитаж. В Москве - Государственный музей изобразительных искусств.

Выплывем ли?

Текст: Юрий Богомолов (обозреватель)

Российская газета

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе