Стартовый эпизод сериала вызывает разочарование, несмотря на высокие рейтинги.
Фото: Sony Pictures Television
За первые два месяца — 40 млн просмотров, премьерный сезон — самый популярный в истории НВО, «Эмми» — восемь. «Одни из нас», он же «Последние из нас», он же чаще всего просто «Ласт оф ас» справедливо считается одним из успешнейших сериалов за последние годы. В ночь на понедельник по Москве вышел первый эпизод второго сезона — и сразу оказался в Сети с профессиональным российским дубляжом, хотя официально релиз в России не анонсирован. «Известия» посмотрели его и не поняли, почему западные издания выставили такие высокие оценки: на агрегаторах сейчас они у «Ласт оф ас» приближаются к ста процентам.
Белла Рэмзи и Педро Паскаль вернулись к своим ролям
Всех зрителей сериала «Одни из нас» / «Последние из нас» / Last of Us можно разделить на две части, причем большой вопрос, какая из них будет больше. На тех, кто знаком с видеоигрой, и тех, кто каким-то образом ухитрился ее пропустить. Точных цифр по продажам игры нет, но известно, что первая ее часть, вышедшая в 2013 году, к 2019 году, то есть до переиздания на PS5, насчитывала 20 млн экземпляров на руках у пользователей. Вторая часть вышла в 2020 году и к 2022-му была продана числом более 10 млн экземпляров. Если сопоставить это с 40 млн просмотров сериала за первые два месяца, получается, что цифры примерно одинаковые, хотя можно предположить, что далеко не все игроки захотели смотреть сериал.
Кадр из сериала Last of Us. Янг Мазино и Белла Рэмзи
Фото: Sony Pictures Television
Причина проста: если игра для своего времени была более-менее новаторской и уж точно заявляла высочайший технологический уровень, то сериал 2023 года большей частью напоминал очередное (а их было немало) переиздание этой игры, с новой графикой, но с тем же сюжетом. То есть ровно всё то же самое, что десять лет назад, только сыгранное звездами, сильно сокращенное, а по саспенсу значительно более слабое, чем оригинал.
Спасали сериал три вещи. Во-первых, над ним сначала работали российские кинематографисты Кантемир Балагов и Ксения Середа, и хотя Балагов быстро покинул проект и даже в титрах не заявлен, кое-что от него осталось. Как минимум у сериала были развернутый пролог, которого не хватало игре, и подробное описание того, что на самом деле спровоцировало зомби-апокалипсис.
Кадр из сериала Last of Us. Педро Паскаль.
Фото: Sony Pictures Television
Во-вторых, Белла Рэмзи и Педро Паскаль наконец-то сыграли всё то, что компьютерным актерам было сделать трудно. Наконец, в-третьих, и это самое главное, в сериале был вставной эпизод, которого не было в игре, и он, честно говоря, стоил всего остального съемочного материала. Там рассказывалось о семье, которая решила не присоединяться к бандам, не бежать в тоталитарные города, а гордо и независимо прожить свою жизнь на островке спокойствия. И эти современные Робинзон Крузо и Пятница были настолько поразительные, что посвященный им эпизод хочется пересматривать снова и снова.
Но будем честны: с кинематографической точки зрения, самой лучшей экранизацией «Последних из нас» был независимый малобюджетный фильм Кейси Аффлека «Свет моей жизни», явно вдохновленный игрой. Только в игре главный герой оберегает девочку, у которой иммунитет к грибку, превращающему людей в зомби, а герой Аффлека (он там и режиссер, и сценарист, и продюсер, и исполнитель главной роли) заботится о девочке в мире, где все женщины вымерли, а мужики ведут себя хуже любых зомби, потому что впереди — вымирание. В фильме Аффлека много тихого отчаяния, отцовской нежности и даже библейских мотивов: у Отца не просто так нет имени, и мы, конечно, сразу вспоминаем Лота. Финальный конфликт в игре, сериале и в фильме Аффлека один и тот же — на весах жизнь девочки и существование человечества.
Как смотреть второй сезон Last of Us
Кто и зачем сказал создателям второго сезона, что надо точнее следовать сюжету второй же части игры, сказать трудно. Но, как ехидно заметил один западный обозреватель, в результате иногда кажется, что мы смотрим, как какой-то наш друг проходит игру. А вот это уже понять трудно. Игра вышла не так давно, ее помнят очень хорошо, и здесь всё то же. Как мы помним, первый сезон закончился тем, что Джоэл поначалу отдал Элли на опыты врачам, а потом понял, что они хотят ее убить для извлечения сыворотки. Поэтому он просто всех перестрелял и унес девочку, которая была без сознания.
И вот прошло пять лет. Уцелевшие члены «Цикад» (или «Светлячков») хотят отомстить Джоэлу за массовую резню, а он тем временем живет с Элли в отдаленном городке-крепости и готовится встречать новый 2029 год. Отношения у Джоэла и его «падчерицы» ужасные, и если в игре это был скорее подростковый бунт, то здесь Элли, по идее, уже перешла этот возраст, так как она изначально в сериале была старше, чем в оригинале. Элли живет обособленно, общается больше с ровесниками, особенно с лучшей подругой Диной.
Кадр из сериала Last of Us
Фото: Sony Pictures Television
Мы смотрим первый вышедший эпизод и с ужасом понимаем, что перед нами опять всё то же дословное разыгрывание старых знакомых сцен. Если всё пойдет так дальше, то в ближайших эпизодах спасенная от зомби девушка Эбби жестоко убьет Джоэла (лучший момент во всей второй части игры), и дальше будет классический женский бадди-фильм, потому что действовать будут Элли и Дина. Интрига может свестись исключительно к тому, чтобы наблюдать, «а как они вот эту сцену разыграют, и вот эту, и эту?» Интересно это? Пожалуй, не очень. Правда, раз Эбби в первом эпизоде не спасли, то может быть, по закону эффекта бабочки, и сюжет двинется иной дорогой, и тогда второй сезон станет альтернативной историей. Если Джоэл выживет, то и приключения будут иными. Но поверить в такое трудно, учитывая, как во многих текстах западных коллег, которым, похоже, дали увидеть следующие эпизоды, везде написано о бережном отношении авторов сериала к сюжету.
Пока практика свидетельствует, что чем свободнее кинематографисты в экранизациях игр, тем лучше результат. От первого «Мортал Комбата» и «Обители зла» до «Аркейна», «Супербратьев Марио» и свежего «Майнкрафта» — всё это очень вольные постановки, фантазии на тему. Зрелищные, наполненные любовью к исходному материалу, они никогда не были иллюстрациями, попытками сделать дорогостоящий капустник с воспроизведением игровых механик. Наоборот, попытки параллельного переноса выглядят комично и, конечно, грустно, потому что тратятся огромные бюджеты, ресурсы талантливых артистов, художников, операторов, специалистов по компьютерной графике. На выходе же — не кино, а делюксовое переиздание всё той же игры, хотя и такой продукт, как мы знаем, часто находит благодарного покупателя.