Как Муслима Магомаева на Первом канале превратили в антисоветского деятеля

Юбилей Муслима Магомаева, которому в этом году могло бы исполниться 80 лет, ведущие телеканалы отметили во всех форматах и жанрах: нарезки интервью, воспоминания причастных людей, документальные фильмы, телепередачи, концерты, художественное кино.
Муслим Магомаев
© Лев Бубнов/коллаж/Ridus.ru


Понятно, что великий артист множеству людей запомнился с самыми разнообразными оттенками впечатлений. Но во всём юбилейном телекарнавале наиболее громадным стало различие между жизнью документального, истинного Муслима Магомаева и приключениями его киноверсии в одноименном телесериале Первого канала. И это различие — повод для серьёзных размышлений.



О приятном взору и слуху

Просмотрев два десятка рецензий и отзывов, замечаю: положительных и отрицательных оценок примерно поровну. И мне хочется начать с моментов положительных. Саундтрек сериала и линия романтичных отношений самой красивой и талантливой пары страны — великолепны. Ведь закадровый вокал — самого Магомаева, а «по части личной жизни артиста» — участие вдовы Магомаева в подборе актёров, подготовке этих фрагментов сценария делает любые споры излишними.

Благородная сдержанность Тамары Ильиничны Синявской, её полная несовместимость с «выжиманием» каких-либо PR-барышей из воспоминаний о Магомаеве общеизвестны. Да и результат её работы, её часть фильма… почти безупречна. Уточню. «Безупречна» — оценка от меня, «почти» — от некоторых рецензентов фильма времён первого его показа в 2020 году.


Актер Милош Бикович в роли Муслима Магомаева
© кадр из сериала «Магомаев»


На мой взгляд Милош Бикович и Ирина Антоненко дали прекрасную картинку. Но Алексей Мажаев на страницах агентства InterMedia сетовал: «Бикович играет довольно отстранённо. Герои вообще на редкость неэмоциональны, хладнокровны, говорят на литературном русском языке, будто играют не живых людей, а идеальные образы».

Не возражу, но… может это и был «диктат» Тамары Синявской, её условие создателям сериала?

Тогда браво всем: вдова Магомаева продолжила величественную, просто королевскую линию их биографии, провела её далее, за отметку «2008» (год кончины Муслима Магометовича). И создатели молодцы: выполнили её условие.

Тут, полагаю, сыграла «уловка» Тамары Ильиничны: её выбор исполнительницы и обеспечил «отстраненность, хладнокровие». Ирина Антоненко лицом, статью («Мисс Россия-2010») весьма напоминает Снежную королеву из знаменитого советского мультфильма. Вообразить её (известно, чем обычно «оживляют» героинь сериалов) просто невозможно. Выбор Тамары Синявской после долгих проб в качестве исполнителя главной роли, похоже та же самая, вполне удавшаяся «уловка». Для азербайджанских актёров Муслим Магомаев — кумир, национальная святыня. И по многим свидетельствам, это чувствовалось на пробах, они благоговели.

А Милош Бикович ранее почти не знал, кто такой Магомаев, и именно его сдержанно-отстранённый образ был принят Синявской.

Более о красивом и достойном в сериале сказать нечего.



О втором плане, вылезшем на первый

Всё остальное время, что Муслим не поёт и не ухаживает за Тамарой, он борется с советской властью, КГБ, ОБХСС, подлыми чиновниками Министерства культуры, тупыми секретарями обкомов партии. Точнее, это они дружным фронтом борются с Магомаевым.

В принципе, авторы фильма могут оправдаться: «Не мы ж одни! Во всех фильмах — советских звезд, гениев гнобит именно этот „набор“! К тому же… ведь имел место факт преследования! На артиста завели „Дело“. КГБ давило гения!»

Всех фильмов сей «колоды» конечно, не пересмотреть, полагаю, это вообще — чревато, но конкретно в сериале «Магомаев», согласно закону диалектики: количество переползло в качество.

Количество экранного времени, отданного бултыханию карикатурных «советских чиновников силовых и прочих ведомств» поразительно сравнялось со временем, отданным Муслиму и Тамаре.


Муслим Магомаев и Тамара Синявская
© starhit.ru


Следователи ОБХСС (Отдел борьбы с хищениями социалистической собственности) Вершинский и Егоров пять серий мусолят платёжную ведомость, роспись Магомаева в получении 606 рублей, тогда как «советский потолок оплаты артиста равен 202 рубля». В кадре они всегда только вместе.

Тут и начинается обманка режиссёров Дмитрия Тюрина и Романа Прыгунова, продюсера Леонарда Блаватника, сценаристов Дарьи Воротынцевой и Нины Шулика. Как именно они поделят эту «золотую калошу позора» — отдельный вопрос, но результат у всех перед глазами. Герои, как выражаются, «второго плана» — вылезши на первый, абсолютно не понимают, чем бы им заняться. И хватаются за всё и всех: от Министерства культуры СССР до уличных спекулянтов.

Всегда неразлучные, ну точно — Добчинский и Бобчинский, разгонявшие сюжет «Ревизора»: «Приехал, приехал! Остановился в номере и денег не платит!»

Замминистра культуры Пётр Сергеевич, лицом вылитый полицейский — плохой терминатор, что гнобит хорошего Шварцнегера. Бесконечные, бессмысленные сцены: подлец-терминатор в своей вызывающе роскошной квартире возится с сынишкой, беседует с женой. Та, даром что беременная, подсказывает замминистру особо коварный членовредительский (для поклонников артиста) план по дискредитации Магомаева…

Один прорвавшийся штрих правды: искренний друг Муслима, «кагэбэшник», нынешний глава Азербайджана Гейдар Алиев, пытается защитить артиста, «решить все вопросы с Москвой», но, как оказывается, безуспешно. Даже глава страны Брежнев — тоже «за Магомаева», но «следаки» Егоров и Вершинский (читай — главный сталинский прокурор Вышинский) — неутомимы. Занялись ещё и фарцовщиками (розничными спекулянтами), открыв через них дополнительный канал гнобления гения.

Магомаев вынужден оправдываться, что все купленные у фарцовщика костюмы нужны как сценические, раздаёт их своему ансамблю. Расшифровка ОБХСС приводится выше для молодых читателей, у которых может сложиться впечатление, что аббревиатура конторы, так лихо переступающей через КГБ, генсека… наверно: «Особо бесшабашная хитрая советская спецслужба».

Ну и запредельно трусливый и глупый секретарь обкома, глава Горьковской области со зловещей помощницей отменяют-разрешают концерты, подставив Магомаева под автокатастрофу и сотрясение мозга. И все мелькнувшие красивые кадры, песни, всё — лишь «подводка», средство дойти до главного, показать: каким ужасным, подлым и тупым людям (и организациям!) был подчинён великий артист.

Все кабинеты замминистра, всесильных ОБХССников, барак-коровник, где горьковский глава принимает Магомаева, всё подано в таких тусклых тонах цвета зэков и хаки, словно смотришь очередной фильм из той около-солженицынской колоды, эдакий… «Один день Муслима Магометовича».



Краткий вопрос: «Зачем?»

Так зачем было превращать фильм о Муслиме Магомаеве в убогий пасквиль? Дело в том, что извечная тема «Артист и Власть», примерно со второй половины ХХ века неожиданно получила новое значение: Артист (правда не всякий) — сам стал Властью. И певцы, ранее стоявшие на социальной лестнице где-то недалеко от услаждавших слух соловьёв и кенарей, вдруг стали вождями громадных толп молодёжи, «рупорами эпохи».

Знаменитый тезис «Рок-музыка развалила СССР» добавляет резонов заглянуть по ту сторону «железного занавеса». Без этого трудно понять эпоху взлёта Муслима Магомаева, оценить объективно меру его «преследования КГБ и советской властью». А ещё родившийся в 1960-х годах феномен молодёжной субкультуры, культ всемогущих рок-звёзд, поможет рассмотреть историю ХХ века, разглядеть неожиданные общие черты.

Да, и в СССР, и на Западе власти были абсолютно не готовы смириться с новоявленным могуществом музыкальных кумиров. Как могли, боролись. Кстати, самый заводной хит Магомаева — «Лучший город земли» — запретил лично главный борец со сталинизмом и НКВД Никита Хрущёв.


Никита Хрущёв
© Архивное фото


Продюсер фильма Леонард Блаватник хоть и советско-российского происхождения, в биологическом и финансовом (нефть, алюминий) смысле, ныне миллиардер международного полёта. Значит мог бы навестить в США «внучку Хрущёва» (в действительности правнучку) Нину. Может чуть отнял бы у неё время от главного занятия — писания самых непримиримых лютых русофобских статей. 

Вот продюсер и расспросил бы её (для своего фильма же): на основании каких таких музыкальных пристрастий, вкусов, свиноподобный (обыгрывается в народных анекдотах) борец «с НКВД, за социалистическую законность» влез своим рылом в репертуар Магомаева?

Но, повторюсь, «преследования Муслима Магометовича советской властью и КГБ» нельзя объективно оценить вне исторического контекста, сопоставления с западными примерами. Об этом мне довелось публиковать несколько очерков в популярной прессе.

В 2018-м рассказывал о Роджере Уотерсе, лидере и авторе большинства песен Pink Floyd. Сегодня он, пугая интервьюеров крупнейших телеканалов США, один из немногих смело и прямо опровергает ложь о России, СВО. А история Rolling Stones пригодилась, когда, обсуждая «скрипальское дело», вариант провокации британской MI-5, некоторые отвергали: «Невозможно в принципе, английские силовики на это… Никогда!»

Статья в «Московском комсомольце» так и называлась: «Отравление Скрипалей отрабатывали на Rolling Stones. Провокации с ядовитыми веществами знакомы англичанам из истории рока», — вызвала резонанс, подтвердила актуальность связи музыка-политика.


Лидеры Rolling Stones Мик Джаггер и Кейт Ричардс
© everyrecordtellsastory.com


Ненавистные истеблишменту лидеры Rolling Stones Мик Джаггер (глава ФБР Гувер объявил его личным врагом) и Кейт Ричардс — да, капризные, нахальные. Но наркотики, за которые они, хоть и недолго, но посидели за решёткой, — им подбросили. В полиции Лондона был специальный отдел, занимавшийся этим делом. А «британская КГБ» MI-5 совместно с ФБР (отдел COINTELPRO стал объектом сенатского расследования: незаконная слежка, дезинформация, заговоры), взяв в разработку «Кислотного Царя» Шнейдермана, внедрили его в английскую рок-тусовку.

Фактически десятки рок-звёзд попробовали ЛСД (и поплатились за это) из рук агента ФБР, MI-5 и британской полиции. Выбрав день, когда у Ричадса собрались особо крупные рыбы (кроме Джаггера — битл Харрисон с женой) нагрянули, завели дело, арестовали… О других преследованиях, сорванных гастролях, перетряхиваниях багажа на каждой границе… не статьи, уже книги-расследования изданы.

Это «досье» я не собираю, хватает интернета, но почти все книги, фильмы о рокерах — мой отдельный стеллаж. Так что база сравнения «преследований там и тут» имеется.

Итак, что же имеем? Одного на время расследования «гонорарного дела» частично ограничили в географии гастролей. Другим подбросили наркоту, упрятали за решеётку…

Когда в 1990-х «роллинги» приехали в Россию, некоторые наивные интервьюеры пытались выжать из Кейта Ричардса дежурные обличения в адрес железного занавеса, КПСС, советских КГБэшников, не пускавших их в СССР… Хриплый, резкий ответ «самого искреннего из великих рокеров» вы услышите в репортажах, а затем и в документальном фильме НТВ: «Ваши менты, КГБэшники? Ничего против них не имел, не имею. Не они — британские „менты“ подбрасывали мне наркоту, сажали в тюрягу!»



Краткий ответ: «Затем!»

Понять «сверхзадачу» авторов, превративших фильм в историю тупых советских чиновников и силовиков, разбавленную песнями Магомаева, поможет следующая несообразность.

Композитор Арно Бабаджанян в сериале буквально мелькнул. Если замерять: раз в 50—60 меньше времени уделено автору главных хитов Магомаева в сравнении с тем же «терминатором-замминистра».

Почему? Армянин и азербайджанец…

Очередным совпадением, подтолкнувшим к написанию этого очерка, стал выход в январе 2022 года книги «Судьба и Служба. Тюркские контуры России» и сопутствующая серия публикаций в газетах, журналах её фрагментов. Где, это может показаться странным, но присутствует и Муслим Магомаев.


Певец Муслим Магомаев
© fan-club-alla.ru


Книга посвящена становлению российского государства, цивилизации, основанной на историческом «Выборе Александра Невского», тесном союзе русского и тюркских народов. Долгий процесс, многомерный результат, имеющий непосредственное отношение к… крайне упрощая назову: «советскому интернационализму, дружбе народов СССР».

Муслим часто повторял, это есть и в юбилейных документальных фильмах: «Азербайджан — мой отец, Россия — мать!» — с огромной теплотой вспоминая о периоде своего детства в Вышнем Волочке: «Там я стал настоящим народным русским парнем».

Так что русско-тюркское единство в благородном образе Магомаева отчасти не удивительно. Интереснее его сотрудничество с представителем другого народа, отношения азербайджанцев с которым уже лет сорок как стали огромной проблемой, пунктом мировой повестки дня, даже заседаний ООН. — Национальная политика СССР перевела энергию народов с толковища «национальных самолюбий" в общегосударственное творчество. И не только народов, но и отдельных, конкретных граждан.

Общее дело, творчество, занимая большее место в поступках и мыслях, не давали «национальным идеям» разрастись свыше здоровой меры.

Армянин Бабаджанян сочинял песни азербайджанцу Магомаеву. Для «национальных размышлений" им оставалось столько места, времени, сколько и надо нормальному человеку.

А если, подобно многим сегодня, 24 часа в сутки размышлять об «ущемлении наций"?

Бабаджанян только бы и думал: «Ну кому я отдаю свои хиты?!» Магамаев: «Боже, чьи песни я пою?!»…

Но они оба смогли бы прославить себя и свои нации именно так, как у них в итоге получилось.

«Кто именно виноват в первой внутрисоветской гражданской войне?» Вникать в аргументы было совершенно излишне. Статья подписана фамилией на «ян» — причина войны одна. С фамилией на «иев» — противоположная. Помню, как в те годы неустанно вчитывался в газеты, пытался разобраться: «Что за причины? Кто виноват?» Наивный! Вместо огромных статей достаточно было прочесть фамилии авторов. Нет, даже, только две последних буквы фамилий: в тех «ян, …ев» и был весь смысл, все аргументы, всё содержание!


Маргарита Симоньян
© кадр из видео


Потому сегодня так громко прозвучала отповедь Маргариты Симоньян армянским националистам. Людям, оседлавшим этого «конька», считающим, что все с фамилией, оканчивающейся на «ан, ян» — их прирождённые крепостные. Что человек, вырастивший уникальную RT, в одиночку противостоящую десяткам монстрам вроде CNN, по первой их отмашке забудет о России, своём долге, вообще о своём понимании современности и станет рупором, обслугой людей, видящих только эти две буквы в фамилиях.

В нашей институтской группе (за несколько лет до пресловутой Перестройки) училась красивая девушка Наргиз, фамилию назвать не могу, ей нынче очень трудно: она из азербайджано-армянской семьи. Каких в СССР было немало, хотя теперь это представить сложнее, чем брак землянина с марсианкой.

Назвать те армяно-азербайджанские браки, заключёнными по разнарядке, «под дулом КГБ», наверно не решатся даже «исследователи» уровня авторов фильма «Магомаев». Ещё не удаление, а лишь «ослабление железной хватки КГБ, советской власти», и… погромы, зачистки, первая Карабахская война. А после окончательного изгнания «московских врагов Магомаева» — в Азербайджане перманентный майдан, вереницы госпереворотов. Президенты, калифы на час: Муталибов, Мамедов, Гамбар, Эльчибей. Одного из них, помню, назвали «бакинский Горбачёв», но впервые (потому и запомнил!) — в ругательном смысле. А в Армении к переворотам добавился расстрел парламента, только не снаружи танками, как в РФ, а изнутри, автоматами…

В общем показать советское окружение Магомаева кретинами, терминаторами было нетрудно, тем более Склад штампов открыт круглосуточно, но… всё же задумаемся: на чём, на ком держался тот уклад жизни? Тут и ответ: почему в «музыкальном фильме» чиновники-следаки-партийцы показаны подробнее, чем композиторы? Затем! Чтоб громадную космическую разницу результатов политики спрятать за галереей карикатур.

Кстати о композиторах. То, что среди персонажей, выведенных с подлинными фамилиями, знаменитые авторы песен Пахмутова-Добронравов названы: «композитор Анна Толмутова и её муж, поэт Александр Доброславов», намекает на несогласие творческой пары с конструкторами этого фильма. Но главное, конструкторы не смогли совладать с человеком, точнее, с памятью о нём — перекинувшим над бездной хаоса мост из СССР в нынешний Азербайджан.

Именно выходец из КГБ Гейдар Алиев возглавлял республику в 1969—1982 годах. Либеральные СМИ, хотя и признают успехи того периода, в основном живописуют: какой богатый, мощный клан создал в Баку «авторитарный Алиев». Однако в 1982 году он, по предложению Юрия Андропова, покинул «самое хлебное» по мнению критиков место, взвалив (по-иному не скажешь) на себя тяжелейшие в те годы обязанности первого заместителя председателя Совета Министров СССР. На нём: советское машиностроение, транспорт, техногенные катастрофы, достройка БАМа…


Но «Хрущёв-2», вернувшийся в СССР в лице Михала Горбачева, изгнал Алиева со всех постов, из Москвы, а потом даже из Баку. Скромная частная жизнь в Нахичевани, в деревянном домике сестры — своего не было, мудрые, спокойные разговоры с земляками. На пике полного развала он вновь был призван в Баку, но… от государственно-политической и общеизвестной ипостаси Алиева, нужно всё же вернуться к кинематографическому его воплощению — неожиданная роль поэта Ильи Резника.

На фоне многих очень искренних, твёрдо зафиксированных, «запротоколированных» в интервью слов Муслима Магомаева о Гейдаре Алиевиче, его мудрости, постоянной, но деликатной отеческой заботе — по-иному преподать зрителям главу Азербайджана было бы просто невозможно. Его образ и остаётся, наряду с так величественно прорисованными Муслимом и Тамарой, — светлым пятном в сериале. Говорят, «человеку (нормальному) свойственно помнить только хорошее» — надеюсь и зрители запомнят их, а те «герои второго плана, вылезшие на первый"… сольются в один грязный фон с персонажами сотен вымученных фильмов всемирного, но особо популяризируемого у нас, жанра chernuha.

Автор
Игорь Шумейко , Писатель
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе