Исчезающие смыслы

Опять утраты - и опять изменения в телепрограмме. Да простится мне невольное кощунство, но именно посмертные программы, посвященные выдающимся людям, наполняют наш эфир человечностью и теплотой. Так, смерть Людмилы Зыкиной вернула в эфир и ее саму, и ее песни. А еще - снятый несколько лет назад фильм Леонида Парфенова "Людмила Зыкина. Жизнь как песня", который НТВ показал в день смерти Зыкиной, отменив очередную серию очередного бессмысленного сериала.




Фильм построен в форме беседы журналиста и певицы - беседы удивительно доверительной и откровенной. А в промежутках между ее фрагментами Парфенов рассказывает не только о творческой биографии своей героини, но и о времени, символом которого она стала, о стране, которую она так любила и которая отвечала ей взаимностью, об искусстве, где главным критерием был талант, а не связи и успешная раскрутка, как в нынешнем шоу-бизнесе, который способен сделать популярным любую табуретку.

К смерти Зыкиной наши телеканалы, словно оробев перед масштабом ее личности и дарования, отнеслись крайне уважительно, что по нынешним временам большая редкость: в развернутых новостных сюжетах отдавали дань ее дарованию, ее значению в русской культуре, достоинству, с которым она прожила свою жизнь, мужеству, с которым боролась с недугами. И все сожалели, что теперь, увы, не состоится большой гастрольный тур, который она запланировала.

А вот в том, что не состоятся концерты Майкла Джексона, заподозрили самого безвременно усопшего. Андрей Малахов в программе, посвященной смерти заморского поп-короля, так и сказал: "А может, Майкл Джексон был в доле с продюсерами. А что? Продадут билеты, сорвут куш, срубят бабки, поделят, потом укол - и все умывают руки". Эта программа вышла 1 июля, в день, на который первоначально были запланированы похороны умершего певца. То есть покойник, что называется, еще не остыл. В студии и у телеэкранов собрались поклонники его таланта. Меньше всего говорилось как раз о таланте. Биография человека, ставшего при жизни легендой, уложилась в несколько строчек: "Забавный чернокожий паренек из бедной семьи покорил мир и умер. 13 пластических операций, рак кожи, парик вместо выпавших волос, защитная маска на пол-лица, инвалидная коляска и костыли, анорексия - вот цена, которую он заплатил за успех".

Еще не были обнародованы результаты вскрытия, а участники шоу уже вовсю строили свои версии смерти Джексона - убийство, самоубийство, неизлечимая болезнь. Пластический хирург, сексолог, светский хроникер, двойники Майкла Джексона, экзальтированные дамочки в студии живо обсуждали никому не ведомую историю болезни певца, методы его лечения, стиль его жизни. Сошлись на том, что он сам превратил свою жизнь в "черно-белый триллер", а свою смерть - в последнюю роскошную гастроль.

"Майкл Джексон действительно не наш "король". Но уважение к жизни и смерти выдающегося человека, да и человека вообще, по-моему, не зависит ни от границ, ни от национальности"Как там у Пушкина? "Они любить умеют только мертвых"? Своих мертвых, добавлю я от себя, а вот заокеанских можно и не щадить. В одном из новостных сюжетов трагическую судьбу Джексона описали еще короче и циничнее: "Кучерявый чернокожий мальчонка прошел путь от короля поп-музыки к бледнолицей восковой мумии". Непонятным осталось лишь одно: почему по этой "мумии" скорбит весь мир. Впрочем, кадры скорби в наших программах почти не показывали - все ж таки не наш "мальчонка", а американский. Вот пусть они у себя на СNN и делают специальные выпуски с участием самого Ларри Кинга (так было!). Что ж, может, это и справедливо - Майкл Джексон действительно не наш "король". Но уважение к жизни и смерти выдающегося человека, да и человека вообще, по-моему, не зависит ни от границ, ни от национальности. Это вопрос культуры, которую, увы, далеко не всегда являет наше беспринципное и циничное ТВ.

Оставим эту печальную тему и перейдем к другим - тоже вообще-то не очень веселым. На минувшей неделе закончила свое существование на канале СТС программа Сергея Майорова "Истории в деталях". Почему закончила и кому она помешала - решительно непонятно. Просто на канале так решили, и теперь программа - неоднократный лауреат высшей телевизионной премии "ТЭФИ" - уходит в никуда. Напоследок "Истории в деталях" продемонстрировали высший пилотаж - пронзительное, умное, тонкое интервью с Инной Чуриковой и замечательный сюжет о Сезарии Эворе, в которых было совсем немного про личную и много - про творческую жизнь и отношение к искусству как к служению. Жаль, что последние эфирные островки, где еще можно найти смысл, накрываются безжалостной и разрушительной волной бессмыслицы.

Снова смыло этой волной и программу "На ночь глядя" Бориса Бермана и Ильдара Жандарева. Была надежда, что они продержатся хотя бы до конца лета, когда эфир катастрофически пустеет и глупеет, и эти неспешные интеллигентные ночные беседы становятся для многих зрителей единственной отдушиной и светом в окошке. Ничуть не бывало! Теперь вместо них - "продвинутые", с точки зрения руководства "Первого канала", западные сериалы, якобы предназначенные молодежи. Почему одно должно мешать другому - необъяснимо.

А вот глупости ничто не мешает. Апофеозом бессмыслицы стала на минувшей неделе программа "Пусть говорят", посвященная курящим котам. О чем говорить, когда говорить не о чем? А о том, что живет на Украине такой парень, бывший учитель Василий Кит, который учит котов курить. В бизнес-плане у Кита - продвижение курящих котов на рекламный рынок табака и табачных изделий: он искренне полагает, что производители курева захотят использовать его котов в рекламе своей продукции. В своем селе этот Кит уже прославился - односельчане в восторге от его питомцев. В студии, правда, этого дрессировщика дружно осудили. Особенно после сюжета, в котором он демонстрирует методы своей дрессуры: кота, выплевывающего зажженную сигарету, он со всего размаха лупит кулаком по голове, не оставляя тому особенного выбора. Видимо, смекалистый кот рассудил, что уж лучше закурить, чем быть битым. Сам герой не очень понимал, почему студия негодует. Наверное, привык к восхищениям в свой адрес.

А вообще-то большинству героев шоу "Пусть говорят" место не в студии, куда они приезжают за счет "Первого канала", а в специализированных клиниках или даже в исправительных заведениях. И обсуждать их проблемы решительно незачем. Ну просто не о чем в большинстве случаев говорить. Ан нет. Изо дня в день разные знаменитые, а порой и уважаемые люди приходят в студию и горячо дискутируют на совершенно пустом месте. Я как-то спросила одного из частых гостей Малахова, довольно популярного артиста: зачем он туда ходит? Ответ поразил меня простодушием: "А куда еще ходить, чтобы тебя замечали продюсеры, не забывали зрители? Других-то форматов у нас почти не осталось. А здесь - час позора, зато потом ты на коне".

Меня тоже недавно позвали. "Тема, - говорят, - потрясающая: одна женщина, владелица собак, несколько лет подряд кормила своих детей одним лишь собачьим кормом". "И что, - спрашиваю, - тут обсуждать?" "Ну как, - удивилась редакторша, - эта история всколыхнула весь Челябинск". 

Любопытно, это единственная история, которая всколыхнула весь Челябинск? Других нет? Если посмотреть наш эфир, получается, что и впрямь в стране нет более насущных проблем, чем курящие коты, матери, кормящие детей собачьей едой, ну и еще, конечно, жизнь и смерть знаменитостей - огромное подспорье нашему ТВ на летнем (да и зимнем) безрыбье-бестемье.

...Напоследок самый курьезный случай прошедшей недели. Ведущий программы "Человек и закон" Алексей Пиманов открыл выпуск уведомлением о "тревожной новости", которую сообщит в конце программы. Пришлось ждать конца. Тревога нарастала. И вот долгожданный финал: "Я обещал сообщить вам тревожную новость... Наша программа уходит в отпуск".

Уф-ф-ф! Отпустило. Я уж подумала, со страной что.

 

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе