Гламур отступает?..

Телесезон потихоньку закругляется и потому можно потихоньку подводить некоторые его итоги.

Еще в прошлом сезоне казалось, что отечественное ТВ живет под лозунгом: «Светская власть плюс советская власть, плюс гламуризация всего эфира!». Да и в начале минувшей осени, представлялось, что главные телеканалы страны как бы и не заметили кризиса – столь бурно и интенсивно они стартовали дорогими развлекательными проектами типа «Ледниковый период». Казалось, что архипелаг «Гламур», образованный из десятка островков глянцевых передач вулканического происхождения, вот-вот трансформируется в континент «Гламур».

Однако, после новогодних торжеств победный ход гламуризации телеэфира заметно притормозился. Появилась «Школа» Валерии Гай Германики – нечто отдельное от всего телерепертуара. Возникла «Справедливость» Андрея Макарова, с которой рядом в формате социально-политических шоу нечего и некого поставить. Телеканал «Культура» вступил в более прямой и непосредственный контакт со своей интеллигентной аудиторией.


Наконец, 5-й канал кардинально реорганизовал свой вечерний прайм, заполнив его разговорными шоу Дмитрия Быкова, Светланы Сорокиной и др.

Тем временем, светские тусовки на телеэкране (как церемониальные, вроде «Золотого граммофона», так и соревновательные, типа «Ты и я», «Кто хочет стать Максимом Галкиным») заметно увяли, утратили кураж, приобрели характер рутинной дежурности. Попытки как-то их обострить и драматизировать, поставить героев в экстремальную ситуацию, в конце концов, не дали желаемого эффекта. Сужу по таким проектам, как «Большие гонки», «Ледниковый период», «Жестокие игры».

В них два доминирующих мотива. Один: ну-тка, кто из вас успешных, известных и сверхчеловечных сверхчеловеков сдюжит супротив молодого шустрого бычка, или проскочит вдоль стены, атакующей вас многочисленными боксерскими перчатками. 
Другой: а не угодно ли тебе, глянцевому небожителю, баловню судьбы, большому таланту в той или иной области ударить лицом в грязь, вязкую, мерзкую и побарахтаться в ней на потеху среднестатистического телезрителя… 
Для среднестатистического человека унижение сверх человека – приятно…

Приятно, как ни странно и тому князю, кто барахтается в нечистотах. Он нажрался икры с пирожными и не прочь пожевать сырой гречки, а, если родина прикажет или просто намекнет – проглотить живого червя или слизкую мокрицу. Они, сверхчеловеки, тоже – люди. И им тоже хочется разнообразия в меню жизни.

Нищие устают от нищеты. Принцы и принцессочки - от благополучия, от упорядоченности и сытой буржуазности бытия. Им хочется не только расслабухи, но и толики страха…

Даром что ли иные суперблагополучные герои, купающиеся, кто в деньгах, кто в славе, кто в дерьме, кто и в том, и в другом, и в третьем одновременно, ищут на свои, извините, задницы приключения, острые ощущения и даже готовы платить за все это.

Об этой причуде богатых распускаются сплетни, витают слухи и слагают фильмы. Телевизионные игры в жестокость, в страхи, в комплексы – это дым и, разумеется, не без огня.

Так вот и эти радости приелись, прискучили как по одну, так и по другую стороны экрана.

Есть, правда, еще один путь, позволяющий гламуру держаться на плаву и как-то сохранять свое поскучневшее и выцветшее лицо. Это путь самоосмеяния и самопародирования. Его проторил «Комеди клаб», потешавший до поры до времени элитный шоу-бизнес и потешавшийся над ним. Теперь ребята из труппы Гарика Мартиросяна разбежались по всем каналам и, по большей части, затерялись на них. Чтобы совсем не кануть в небытие, ребята стали снимать ядреные кинокомедии типа «Самый лучший фильм» и «Яйца судьбы».

Может, наиболее примечательный симптом кризиса гламурной самоидентичности состоит в том, что эмблематичные герои глянцевого мира пытаются освоить иные площадки, на которых выступают в роли ведущих социальных и даже политических ток-шоу.

Это коснулось в первую очередь таких сирен с архипелага Гламур, как Тина Канделаки и Ксения Собчак.

Тина Канделаки, надо сказать, раньше других этой проблемой озаботилась. Год или два назад она предстала в рамке острополитической радиостанции «Эхо Москвы». «Проба пера» оказалась не слишком впечатляющей – все-таки, быть достаточно разговорчивой, словоохотливой и контактной с мастерами шоу-бизнеса – это не тоже самое, что быть достаточно компетентной в сфере политики и общественных отношений. Тем не менее, после вышедшего комом первого блина, девушка не отчаялась; она сначала в Интернете завела программу «Нереальная политика», а вскоре переехала с ней в эфир РЕН ТВ. Это шоу на троих. Двое ведущих – сама Тина и компетентный репортер из кремлевского пула журналистов Андрей Колесников. Третий – какой-нибудь свалившийся с дуба мастер шоу-бизнеса, которого на пару образовывают первые двое по части геополитики, гражданской активности, социальной ответственности и т.д. Благое дело, конечно.

Но смотрится диковато.

И, все-таки, Тина достигла степеней известных – она член Общественной палаты.

Не исключено, что туда же целит и ее подруга Ксения Собчак. Блондинка в шоколаде уже по части словесной скорострельности мало чем уступает шоколадной брюнетке. А по занятости в эфире явно ее превосходит. Она до сих пор не оставила своей заботой «Дом 2». Она теперь – ведущая такого серьезного шоу, как «Свобода мысли». То есть она – дежурная по Свободе и по Мысли. И это еще не все. Она ко всему прочему демонстрирует сатирические наклонности в шоу «Девчата». Правда, бездарно, но это при такой востребованности уже и неважно. Ее частенько приглашают на другие ток-шоу в качестве почетного гостя или компетентного эксперта. Как в свое время звали ныне покойного Василия Шандыбина и ныне здравствующего Владимира Жириновского. Такое впечатление, что на телевидении уже не осталось бочек, в которых бы Ксения Собчак не оказалась бы затычкой.

Не всем гламурным сиренам (полудевушкам, полуптицам) так улыбнулась посерьезневшая в последнее время судьба.

Умолк задиристый глас Анастасии Заворотнюк после того, как «Ледниковый период» закончился. Исчезла из эфира Анастасия Волочкова, сделавшая себе имя на скандальном уходе из Большого театра. Хотя, нет; не совсем исчезла. Только что видел ее в рекламном ролике, где она в белоснежной пачке и на пуантах била баскетбольный мяч в пол, пропагандируя вкус какой-то шоколадки. У нее даже есть реплика в клипе: «Поцелуй меня в пачку!». Что-то есть в этом символическое.

Из гламурных персонажей, кто, дурачась, но без дураков, удержался на поверхности, так это Ургант, Мартиросян и Светлаков. И то только потому, что ребята худо-бедно сумели оседлать общественно-политическую стезю со своим «Прожекторперисхилтоном».
Успех этой программы вернее прочего сигналит о падающем значении в нашем эфире телевизионной компании (можно: кампании) «Гламур-ТВ».  

Юрий Богомолов

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе