Эхма! Сегодня лучше, чем вчера

Как там было у Жванецкого? "И что смешно, Министерство мясомолочной промышленности существует и, что интересно, хорошо себя чувствует, а мяса и молока нет". Теперь, слава Богу, мяса и молока навалом, и совершенно не важно в связи с этим, как себя чувствует министерство, отвечающее за наличие жизненно важных продуктов питания в потребительской корзине населения. А что смешно теперь? Министерство внутренних дел существует и, что интересно, хорошо себя чувствует. И по меньшей мере раз в году мы имеем счастливую возможность это видеть воочию: на "торжественном концерте ко Дню милиции", который, по традиции, в лучшее эфирное время транслирует один из главных ТВ-каналов страны. Прочь дурные вести, долой печальные мысли - коллективный дядя Степа-милиционер принимает поздравления и низкие поклоны от артистов отечественной эстрады - лучших людей страны - с "замечательным праздником".

"Наша служба и опасна и трудна. И на первый взгляд как будто не видна", - непременно вспомнит кто-нибудь из выступающих нестареющую песню. И что интересно? Пусть практически не видна она сегодня ни на первый, ни даже на двадцать первый взгляд (как мясо в открытой продаже в далеких 70-х), а все равно лица зрителей в погонах светлеют, глаза увлажняются, плечи горделиво расправляются. Доброе слово и милиционеру приятно!

Концерт, показанный каналом "Россия 1" 10 ноября, был хоть и не последним в истории ведомства (ведомство-то никуда не денется, ибо кто-то кое-где у нас порой с упорством, достойным лучшего применения, честно жить-таки не хочет), но, вероятно, последним именно с этим названием: "Концерт ко Дню милиции". А "День полиции", согласитесь, как-то не звучит или пока не звучит - к чему только за истекшие годы не привыкло наше многострадальное ухо.

А пока что на официальном концерте в Кремлевском дворце зрителям предложили эдакую костюмную реконструкцию истории российского сыска - от петровских времен до наших дней. Костюмов понабрали видимо-невидимо; и вот юноши, ряженные в городовых да урядников, гордо вышагивали по главной сцене страны, сопровождаемые пафосным текстом про отважных околоточных, остановивших понесшую карету лошадь и заслуживших награды от самого государя-императора. Но то ли костюмы, явно подобранные в костюмерных киностудий, прежде снимавших фильмы про пламенных революционеров, тому виной, то ли навязчивая советская пропаганда подсуропила, а только вспоминались совсем другие эпизоды родной истории, красочно воспроизведенные в кино: как глумятся эти самые городовые с околоточными над честными гражданами или (в комических, как правило, сценах) со вкусом выпивают и закусывают за счет все тех же граждан, предпочитающих откупиться от "защитничков" стопкой-другой водки и куском жареной поросятины. Так что над созданием светлого образа российского полицейского еще придется потрудиться. Тем более что подобная задача в отношении российского милиционера, несмотря на "ментов", "оперов" и даже всенародно любимого Глухаря, не удалась. И подвиги киношного майора Глухарева ни при каких обстоятельствах не затмят "подвигов" реального майора Евсюкова.

Новости и другие программы в День милиции очень старались быть тактичными и не слишком обижать представителей отмечающего свой праздник ведомства. Но от жуткой действительности не спрятаться, не скрыться. Накануне "замечательного праздника" все новостные программы и интернет демонстрируют шокирующие кадры зверского избиения журналиста Олега Кашина, снятые камерами видеонаблюдения и непонятно кем пущенные в публичный оборот. Представители "предпраздничного" ведомства на экране выглядят растерянными, но дежурно твердят, что преступники согласно указанию президента будут изобличены и наказаны. А уже на следующий после славного праздника день в "Вестях" рассказывают о преступной группировке, совершившей чудовищное убийство в Краснодарском крае, которая, оказывается, много лет держала в страхе все местное население, а местная милиция работала на бандитов. И об этом знали буквально все в станице, но молчали, боясь мести и расправы со стороны как одних, так и других.

И вот уже в "Поединке" главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев оглашает печальную статистику - за последние полтора месяца совершено 46 нападений на журналистов. Член Общественной палаты Ольга Костина, выступающая против ужесточения наказаний за преступления против журналистов, отстаивает право всех граждан на защиту и вспоминает недавний случай избиения учительницы... бывшим милиционером, констатируя: "Быть гражданином России - опасная затея"... А когда речь заходит о благополучной Финляндии, где за всю историю страны не убили ни одного журналиста, сам более чем лояльный к российской власти Соловьев от души поздравляет финнов с тем, что Ленин в 1918 году позволил им отделиться от великой Страны Советов.

И все, буквально все участники программы признают: так дальше жить нельзя. Нельзя жить в стране, где убивают и калечат безнаказанно и где милицию боятся так же, как бандитов, а иной раз - и больше, чем их. Хорошо, не надо защищать журналистов отдельно от других категорий граждан - так обеспечьте безопасность всем гражданам, включая журналистов, не принимайте новые, но хотя бы соблюдайте уже имеющиеся законы и сделайте наказание неотвратимым, дабы очередные отморозки крепко подумали, прежде чем браться за ножи и обрезки арматуры. И еще. Измените атмосферу в обществе, где жизнь человека ничего не стоит. Жизнь журналиста - в том числе. Не угодил - получай дубиной (или дубинкой) по башке. Сам знаешь, братец, на что шел. Профессиональные риски, как сказала победившая в этом "Поединке" Костина, получившая внушительную зрительскую поддержку в ходе телефонного голосования. И как-то не очень внятно прозвучала мысль о том, что, если перебьют да запугают честных и смелых журналистов, просто некому будет писать и говорить о бедах простых людей. Некому будет их защищать.

...А на сцене Кремлевского дворца в День милиции, которая нас бережет, царила такая благодать! "Никто, кроме нас!" - чеканил новый гимн сотрудника органов внутренних дел вездесущий Илья Резник с хором все тех же ряженых околоточных вкупе с ряжеными энкавэдэшниками, операми, гаишниками и прочими бойцами "невидимого" фронта. И этнографические старушки в сарафанах и кокошниках голосили под умиленные улыбки и аплодисменты публики: "Эхма! Сегодня лучше, чем вчера. Помогут опера".

Ирина Петровская

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе