"Два дня" и восемь ночей

Фильмом Авдотьи Смирновой открылся 22-й "Кинотавр" 

Случилось то, о чем много говорилось и втайне долго мечталось, но верилось с трудом. Открытый российский кинофестиваль "Кинотавр" поменял программный вектор с артхаусного кино на жанровое.

На торжественной церемонии открытия приз "За честь и достоинство" был вручен режиссеру и сценаристу Андрею Смирнову Фото: ИТАР-ТАСС

По крайней мере на этот год. По меньше мере на добрую половину конкурсного списка. И теперь вместо чернушных историй, после которых просто не хочется жить, - это самая положительная эмоция из всех возможных, Сочи неделю "Кинотавра" будет смотреть преимущественно нормальное кино для людей. В природе и характере которых нет хронической склонности к созерцанию насилия, агрессии и суицида и патологической зависимости от психоанализа.

Президенту "Кинотавра" Александру Роднянскому со сцены сочинского Зимнего театра и программному директору Ситоре Алиевой на камеры не раз пришлось комментировать такую непопулярную для киносмотров, но жизненно необходимую для отечественного кинематографа и, самое главное, зрителя фестивальную позицию. "Необходимости появления жанрового кинематографа, прообраза мейнстрима, способного удовлетворить интересы самой разнообразной, зачастую далекой от искушенных вкусов кинокритики аудитории, является на сегодня основной темой размышления многих кинематографистов, и фестиваль на это реагирует", - констатировал Александр Роднянский. "В какой-то момент "Кинотавр" стал фестивалем авторского кинематографа, и на этапе отбора мы видели немало неважных псевдоавторских картин, - вспоминала Ситора Алиева. На отказ люди странно реагировали - почему вы нас не взяли, мы специально снимали фильм для "Кинотавра". Это удивительный подход, спасибо, что люди думают о нас, когда снимают фильмы, но это самый неэффективный путь создания кино. Инфантилизм молодых продюсеров в этом и заключается... В этом году мы для себя увидели фильмы, где есть попытка делать комедию, а сценарии направлены в сторону историй, сюжетов и событий. Сегодня наступил момент, когда режиссеры позволяют себе по-настоящему экспериментировать с жанрами. Другой вопрос, что мы рискуем, показывая это кино, и несмотря на то, что мы в системе репрезентаций, мне кажется, весь риск показа ложится на наши плечи. Будут нас ругать, хвалить, - мы идем на это, потому что если этого не сделаем, то этого не сделает никто. И авторы сами не будут понимать, что они делают и зачем. Я считаю, важно по-настоящему рисковать именно фестивалю. Риск во всех смыслах оправдан, и мы рискуем, хотя всегда безопаснее показать ровное псевдосоциальное кино, в котором нет никаких вопросов и нет ответов. Но тогда я не вижу смысла делать программы".

Открывший "Кинотавр" фильм Авдотьи Смирновой "Два дня" полностью отвечал новым гласным мейнстримовским требованиям фестиваля. Но не вошел в его конкурс только потому, что продюсером картины и исполнителем главной роли выступил Федор Бондарчук, с этого года являющийся председателем нового попечительского совета "Кинотавра", в который вошли Олег Дерипаска, Олег Добродеев, Виталий Игнатенко, Александр Ткачев, Сергей Толстиков и Михаил Швыдкой. Так вот что касается "Двух дней". "Мы сделали максимально зрительскую картину, - рассказывала ее режиссер Авдотья Смирнова. - Это не Комеди-клаб, но и не "Зеркало" Тарковского. Это жанр "Золушки", в котором надо сделать невозможное возможным. Если моя картина провалится в прокате (а в прокат "Два дня" выходят в сентябре. - Прим. ред.), сообществу прокатчиков надо будет массово самоубиться. Но меня это не удивит. Наши российские прокатчики очень плохо работают - в принципе они вообще не работают, а только любят жаловаться на отсутствие русского мейнстрима. Но есть несколько человек, которые пытаются пробить эту стену - делают качественный мейнстрим. Как они с этими фильмами работают? Никак. А как и когда давать очередной мультфильм - знаете, это не работа".

Оправдан ли пессимизм Авдотьи Смирновой относительно будущего проката ее фильма, что может нравиться в этой картине зрителям и раздражать критиков, и вообще сможет ли повлиять фестивальный маховик и развернуть "избушку" к лесу (в условиях Сочи - к морю) задом, а к зрителю передом, читайте в следующем номере "РГ".

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе