День сурка

В преддверии 140-й годовщины со дня рождения вождя революции НТВ решило его закопать. НТВшники собрались в студии, чтобы сказать: "Гудбай, Ленин!", а в "Честном понедельнике" озадачились вопросом: что сделать с телом Ленина - захоронить или оставить в Мавзолее? Самое интересное, что никаких видимых признаков волнения в обществе по этому вопросу, в очередной раз показавшемуся ТВ судьбоносным, давно не наблюдается. Ну, лежит себе Ленин в Мавзолее, есть не просит - и пусть себе лежит. Других проблем хватает. Так нет, завелись сами и попытались завести аудиторию.

"Добрый дедушка Ленин. Самый человечный человек. Мумия, которую мы считаем живее всех живых" - так примерно анонсировали свою программу энтэвэшники. Со Сталиным, которому был посвящен один из их недавних выпусков, обошлись более уважительно. Задали вопрос: "Сталин с нами?" И ответили, что да, мол, с нами - пока он вызывает такие ожесточенные споры и продолжает раскалывать общество. А над "самым человечным" в основном стебались. Разве что вынутый откуда-то из мха Анпилов брызгал слюной и призывал к пролетарской революции, предупреждая охальников, что Сталин вернется и всем задаст. Но заметьте: Сталин, а не Ленин, который и возвращаться вроде не собирается и мало кому, кроме комического Анпилова, интересен.


Поэтому зубоскальство молодых участников программы казалось глупым и неуместным. Так, некий юный креативный идеолог предложил провести ребрендинг Ленина: писать его фамилию латинскими буквами, чтобы сообщить ей транснациональное звучание и сделать бренд Lenin таким же модным, как бренд "Че Гевара", про революционную деятельность которого уже мало кто помнит, но его изображение и имя на майках пользуется большим спросом. Тем страннее после всего этого прозвучала взволнованная речь молодого телевизионщика Бориса Корчевникова: "Если мы будем смеяться, мы не заметим появления нового Ленина".

В "Честном понедельнике", словно вняв предупреждению коллеги, ударились, напротив, в звериную серьезность, что, впрочем, не наполнило дискуссию смыслом. Участники ее были предсказуемы до оскомины.

"Ленин - неуловимая волна света, дух, звезда на небе, ангел возмездия, который еще вернется", - замогильным голосом вещал непременный Проханов.

"Ленин - чучело, Мавзолей - скотомогильник, нынешняя чекистская хунта никогда не позволит его оттуда выкинуть", - резала правду-матку редкая в нынешнем эфире, но неизменно меткая Новодворская.

Беспомощный ведущий метался между участниками, давая слово то православному священнику, то родственнице Ленина, то патологоанатому, то артистке Аросевой и пытаясь все же понять, что делать с телом: закапывать или оставить как есть. Лишь один из участников дискуссии - Игорь Чубайс назвал ее пустой и бессмысленной. Вместо того чтобы обсуждать сущностное, мы все топчемся на одном месте, выясняем отношения с прошлым, поэтому у нас "и дольше века длится день", и никогда не наступает завтра. Совсем как в фильме "День сурка".

Недавно появившееся в эфире канала "Рен" ежедневное ток-шоу "Справедливость", в отличие от большинства отечественных ток-шоу, занимается не сотрясанием воздуха, а дотошным исследованием того или иного явления. В основе каждого такого исследования - судьба конкретного человека. От этой судьбы ведущий Андрей Макаров постепенно восходит к общему, выявляя на частном примере признаки негодной системы.

В одном из последних выпусков речь зашла о портретах Сталина, которые власти в ряде российских городов решили вывесить на улицах ко Дню Победы. Тему эту многократно обсуждали в эфире других программ, и всякий раз обсуждение выливалось в сумбур и заклинания уважать историю и чувства ветеранов Великой Отечественной войны. Помню, как в эфире у Малахова немногих приглашенных в студию жертв сталинского режима буквально закричали-затопали более активные и многочисленные ветераны, а также огневая массовка, состоящая из громогласных напористых дам постбальзаковского возраста.

Андрей Макаров выбрал в качестве главного героя 70-летнего кировчанина Владимира Пшеничного, оказавшегося совсем малышом сначала в немецкой оккупации, а затем вместе с матерью в ссылке на Севере, где провел 15 лет. Он оппонировал руководителю рекламного агентства, по чьей инициативе портреты Сталина появились на улицах Кирова. Этот молодой человек с волчьими глазами завел известную песню про историческую справедливость: мол, Сталин построил могучее государство, под его руководством страна победила в войне. "А вот этого человека вам не жалко?" - перебил его Макаров, показывая на стоящего у микрофона Пшеничного. "По единичному случаю не стоит делать выводов, - отрезал рекламщик. - И вообще за время его правления было арестовано всего 3 миллиона 770 тысяч человек". "Всего?" - переспросил ведущий. "Всего", - еще не понимая подвоха, подтвердил рекламщик. "Всего?" - чуть возвысил голос Макаров. "Всего 3 миллиона", - вновь уточнил оппонент уже под возмущенный гул зала и искреннее недоумение ведущего, красноречиво разводящего руками.

Дальше к микрофону выходили разные люди - фронтовики, дети репрессированных, журналисты - и коротко, но емко рассказывали свои истории или излагали конкретные факты злодеяний Сталина, не выдерживающих никакого сравнения с его мнимыми заслугами перед Отечеством. Были и те, кто на противоположной трибуне пытался гнуть свое: Сталин герой и освободитель России. Но их аргументы меркли перед фактами, и они тушевались и отступали.

В довершение всего Макаров попросил вывести на экран подлинные документы трагедии в Катыни, под которыми стоят размашистые резолюции Сталина: "Расстрелять". И в заключительном слове сказал со всей определенностью: "Этого нельзя забыть и нельзя простить. Я не хочу говорить о великом кормчем: он палач и убийца".

А камера в это время показывала слезы на глазах главного героя, кировчанина Владимира Пшеничного, и затравленный взгляд его молодого земляка-рекламщика, который скорее всего остался при своем дремучем мнении, но, может, хотя бы понял, что высказывать его не во всяком обществе прилично. 

Я далека от надежды, что после этой дискуссии он и его единомышленники враз просветлели и сами пошли сдирать портреты палача с рекламных стендов. Но сила ТВ в том, что точно выстроенная дискуссия с умным и неравнодушным ведущим может эмоционально воздействовать на тех, кто сидит дома перед экраном телевизора и имеет весьма смутное представление о прошлом и настоящем. Из потоков той чуши, которую часто несут участники других ток-шоу под видом свободы мысли и мнений, порой очень сложно вычленить хоть что-то здравое - вот и покупаются легковерные и малообразованные зрители на популистские высказывания и простые решения, вместо того чтобы включить собственные мозги... Программа "Справедливость" не заигрывает с нашими и с вашими, а апеллирует к здравому смыслу и помогает включить мозги. И если уж берется разбираться с прошлым, то всерьез и по-умному - без стеба или кликушества. С намерением преодолеть когда-нибудь проклятый День сурка.

Ирина Петровская

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе