Минувшим летом, когда судьба сериала еще была туманна, «Комсомольская правда» поддержала донецких кинематографистов на старте.
Фото предоставлено создателями сериала
Господь всегда промышляет связками совершенно будничных событий. Готовился к летней командировке на Донбасс, искал темы. У своего старинного товарища, военкора Семена Пегова, прочел любопытную новость: на Донбассе сняли сериал о начале СВО и половину ролей в нем играли реальные бойцы-резервисты, те самые «железные каски». Оказалось, что знаком с отцом режиссера Владимира Аграновича, вместе с ним сидел в осажденном Славянске. Это легендарный разведчик «Спарты» с позывным «Матрос», его тяжело ранило под Волновахой. Именно про эти жуткие дни сняты «Резервисты».
Фото предоставлено создателями сериала
Я хорошо, навсегда запомнил, как на Донбассе женщины сели за баранки автобусов и «Газелей»-развозок. А по ночам, в моем дворе-колодце, эти женщины рыдали. Кто-то уже потерял близких, а кто-то мучался от неизвестности. Нужна большая смелость, чтобы снимать не про победы, а про хаос, смятение, большую кровь и мучительную неизвестность. Мне выдали режиссерскую версию сериала, без титров и я по первым кадрам понял – оно, то самое, честное и талантливое.
Фото предоставлено создателями сериала
То, чего ждали все. О чем писали много раз – «хватит снимать «мыло» и «про ментов и бандосов», хватит снимать про страдания и поиск себя менеджерами среднего звена! Почему кинематограф не отражает реальность?». Кинематограф отразит, не перевелись таланты на Руси, а где вы его показывать будете? А слово «неформат» вам знакомо? Этим словом, люди, модерирующие культурку так, чтобы она приносила прибыль, как нефтяное месторождение, опять-таки культурно, посылают разных Творцов.
Фото предоставлено создателями сериала
Помните, у Пелевина: «Творцы нам тут н… не нужны, нам нужны криэйторы»? Вот криэйторы и формируют мировосприятие российской аудитории. Казалось бы, времена изменились, кинематограф ушел в интернет, на стриминговые платформы и там, на своем месте, оказались все те же криэйторы.
Реальные истории и стали основой сценария
Фото: Дмитрий СТЕШИН. Перейти в Фотобанк КП
«Комсомолка» не отступилась, 9 июля в газете вышел большой репортаж про «Резервистов» . Думаю, это был тот самый толчок, которого не хватало для схода лавины. «Резервисты» вдруг получили прокатное удостоверение, а потом и стриминговая платформа Wink взяла сериал под свое крыло.
Настоящие, не экранные резервисты
Фото: Дмитрий СТЕШИН. Перейти в Фотобанк КП
Мне написала Катруся, сестра режиссера и продюсер «Резервистов»:
"...без вас бы ничего не получилось". Нет. Ничего бы не получилось, если бы был плохой сериал. Но он не мог быть плохим - снятый "детьми и молодежью войны", с актерами донецких театров и главное, в нем реальные мобилизованные бойцы играли сами себя, а рядом, по-прежнему, идут боевые действия. И звуки реальных боев, прилетов артиллерии и «контрбатарейки», накладываются на голоса актеров.
Осенью 2022 всех студентов-резервистов демобилизовали Указом президента
Фото: Дмитрий СТЕШИН. Перейти в Фотобанк КП
Вы можете представить себе такую икебану смыслов в одной точке? Это не икебана, это лазерный меч и он проткнул ветхую ткань «массовой культурки». Второго октября, в рейтинге российских сериалов, «Резервисты» вдруг оказались на пятом месте. На самой платформе, оценка сериала 9.0. Мне кажется это Знак, перемены добрались до самой парадоксально-окостенелой сферы нашей жизни – кинематографа. Ему теперь не отсидеться в тылу.