Буффонада на сцене ада

Почему художественный вымысел стал более неприемлем, чем погружение в обыденность лжи?
По следам премьеры многосерийного фильма «Орлова и Александров»
Страна, которая с безразличием трупа позволила себе оказаться внутри фальсифицированной реальности своего настоящего и прошлого, вдруг с фанатичным пристрастием озаботилась достоверностью художественного вымысла. Орлова и Александров, мол, не настоящие. Не такого Сталина, дескать, мы ждали. И вообще – цирк и буффонада.

Явления эти взаимосвязанные. Когда сам живешь в вымышленном мире, неминуемо возникают болезненные переживания возведенной вокруг тебя лжи. И оказывается - столь соблазнительно направить эти переживания на что-то простое, безопасное, не требующее никаких действий, кроме самого высказывания. Обман найден, вот же он! И даже поименно известны все те, кто этот обман учинили. Даже в титрах аккуратно перечислены. Очень удобно.

Ложь, ежедневно, ежеминутно льющаяся из новостных выпусков, из уст чиновников, журналистов и прочей придворной челяди, ложь, пропитавшая нас самих, наш быт и даже общение с близкими, не вызывает такую сильную реакцию наших публицистов и блоггеров, в т.ч. вполне "прогрессивных", какую вдруг вызвал вполне беллетристический, на первый взгляд, сериал.

Может быть, благородная публика просто нашла безопасную для собственной психики точку выплеска болезненного напряжения, накопившегося от постоянной подмены нашей истинной реальности чем-то неестественным, лживым и даже нечеловечным?

В возникших реакциях важен не сериал, а сами реакции. Если рассуждать, хорош он или плох, истинно важным оказывается лишь одно. Прикосновение к эпохе и фигуре Сталина - ответственность перед читателями и зрителями, возникающая автоматически для каждого автора, рискующего оживлять его образ. И то, что именно Литературная газета отозвалась разгромной статьей и обвинила авторов в оболгании "великой эпохи" и самого образа отца народов, - хороший знак, что очеловечивания этого персонажа, чего опасались и сами авторы, не произошло.

А ведь это очеловечивание и есть тема самого фильма. Балаган избранных, обласканных клоунов, не сразу заметивших как их же руками, лицами, словами возводится ад, который проглотит и их самих? Разве не эта правда постепенно проступает в этом вымысле? Разве не эта правда и есть наиболее важная в нем для нас, смотрящих в экран, а не то, прыгал ли Александров, хватал ли его Сталин за кадык, почему парики жидкие, а одна актриса внешне не похожа на другую актрису.

Разве не такой же адский балаган выстраивается телами пишущих, снимающих, говорящих сегодня? Для всех нас, и даже для тех, для кого художественный вымысел вдруг стал более неприемлем, чем погружение в обыденность постоянной лжи.

Комментарии сценаристов

Татьяна Сотникова, автор сценария:

Я, когда слышу, что у Орловой не такая была улыбка, думаю именно это: а все эти улыбки в новостных выпусках вас не беспокоят, товарищи?

Каждый, кто прочитал об этой паре что-либо в каких-либо мемуарах, теперь высказывается через губу, что мы написали все по Википедии, а "на самом деле" все было вот так и вот этак. При этом даже в голову не приходит, что на каждую историю из жизни Орловой и Александрова существует минимум по три мемуара, в которых она рассказана совершенно по-разному, и все это - рассказы свидетелей. Именно с этим мы столкнулись, как только стали изучать материал. Орлова и Александров были очень закрытыми людьми, близко к себе не подпускали никого, были крайне сдержаны в высказываниях на любые темы. К тому же их сделали сотрудниками НКВД - насколько можно догадываться, агентами влияния, используя их мировую известность, и это, вероятно (опять-таки можно только догадываться, исходя из того понимания их личностей, которое у нас сложилось), показалось им более приемлемым выходом, чем стукачество; выбор-то был не большой. Вот по стукачеству, кстати, никаких свидетельств нет - похоже, они в этом не запачканы. Для того времени это подвиг, кстати. Как и то, что Александров ухитрился не вступить в партию.

Ну, про такие тонкости, как творческая правда (в том числе и кинобеллетристическая) и ее соотнесенность с правдой жизни, в разговоре на уровне доноса (современного уже) даже упоминать не хочется.

Мы хотели, чтобы получились образы людей, очень немелких, и чтобы получился образ времени.

Владимир Сотников, автор сценария:

За что люблю творчество - за искренность и неподдельность чувств. Спрятаться в нем невозможно. Вот ненавижу я всякую деспотию, и это проявляется в том, что я пишу. А как же иначе?

И еще я люблю творчество за современность. О чем бы я ни писал, все это, даже независимо от меня - о современности.

Так что я даже рад этим доносам. Они же чуть ли не буквальные цитаты из фильма.

Александр Феденко
Автор
Александр Феденко
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе