«Белая ворона» Свердловского телевидения

18 декабря режиссеру, лауреату Всесоюзных фестивалей телевизионных фильмов, заслуженному работнику культуры РФ Анатолию Аляшеву исполнилось бы 85 лет.

Рисунок1.jpgЕго называют легендой мультипликации Урала. В 1969-м на Свердловском телевидении он поставил вместе с Зоей Берестецкой первый цветной кукольный фильм «Русские потешки». Среди тех, с кем работал этот талантливый, уникальный, озаренный творчеством мастер, − художник Андрей Евладов.

–             Андрей Петрович, в 1971 году с мультфильма «Сказка о крепком орехе» началось ваше сотрудничество с режиссером Анатолием Аляшевым на Свердловской телестудии. Как вы познакомились и взаимодействовали друг с другом, имея разницу в возрасте, пусть и столь не большую: вам тогда было 24 года, ему – 32? Кроме того, для вас это первый фильм, для него – третий; у вас образование художественное, у него − военное и инженерное…

–             В 1968 году, окончив Свердловское художественное училище имени И. Д. Шадра, я был призван в армию. Демобилизовался осенью 1970-го, а в январе следующего года друг моего отца, режиссер Борис Абрамович Скопец предложил мне попробовать свои силы в мультипликации. Как раз в это время Аляшев приступал к работе над фильмом «Сказка о крепком орехе», искал художника-постановщика.

Первый рабочий день ничем особенным не выделялся − познакомились, рассказали друг другу о себе. Потом Анатолий дал мне пробное задание: найти образ одного из персонажей этой сказки — придворного лейб-медика. Эскизы, которые я принес на следующий день, ему понравились.

Каждый образ – это Служитель времени, Король и Королева, Принцесса, влюбленный Юноша, Гофмаршал, придворный Астролог, ведьма Мышильда и прочие, и прочие − обсуждали подробно, во всех деталях, как и некоторые технические моменты, стилистику фильма. В общем, стала складывалась интересная, новая для меня во всех отношениях жизнь художника кино.

–             Некоторое время в конце шестидесятых Аляшев − чуть ли не единственный, как указано в справочной литературе, режиссер-аниматор на Урале. И в становлении, и формировании здесь анимационного кино его вклад неоспорим…

–             Аляшев − не единственный режиссер-аниматор в Свердловске (ныне Екатеринбург). Был и Валерий Фомин, выпускник того же, что и у меня, художественного училища. Вместе с Аляшевым он сделал по своему сценарию кукольный фильм «Мартышка и смычки» (1970). Но в дальнейшем отношения у них не сложились, и творческие пути разошлись: Фомин ушел на киностудию, Аляшев остался в киногруппе на телестудии и был ведущим режиссером до середины восьмидесятых.

Мультипликацией Анатолий заболел еще студентом Уральского горного института, в котором был студенческий театр эстрадных миниатюр – СТЭМ, а в его составе − кинолаборатория, в которой на 16-мм пленку студенты снимали разные сюжеты. В этой кино-лаборатории он и делал свои первые шаги в анимации.

–             Внутренняя озаренность, врожденная склонность к нетривиальным решениям, убежденность в призвании, цельность характера, удивительный творческий потенциал… Что вы добавили бы к портрету Аляшева как профессионала?

–             Наша группа мультипликаторов, как она официально называлась, была очень дружной и сплоченной. Все творческие и организационные вопросы решались коллегиально, но решающее слово оставалось за режиссером. И здесь Аляшев проявлял себя как талантливый художник в самом широком смысле.

Надо отметить его одаренность не только как режиссера, но и как музыканта. Он владел музыкальной грамотой, имел прекрасный слух, играл на гитаре и очень хорошо пел, аккомпанируя себе на гитаре. Очевидно, поразительные музыкальные способности определили его склонность к постановке фильмов-мюзиклов.

–             Причем сразу Аляшев стал делать фильмы на музыкальные темы. В пятнадцатиминутном дебютном цветном кукольном «Русские потешки» (1969), где он выступает как режиссер и сценарист (вместе с Зоей Берестецкой), а также как художник-постановщик и кукловод, зритель знакомится с народными старинными инструментами − гармошкой, трещоткой, балалайкой, жалейкой, гуслями, деревянными ложками, звучание которых виртуозно соединил с образным рядом композитор Вадим Биберган. Отмеченная выше лента «Мартышка и смычки» о том, как бесталанная в музыке героиня, переодевшись в пингвина-дирижера, пыталась управлять профессиональным оркестром пингвинов, но ее амбиции нейтрализовали — отправили в зоопарк…

Как вы восприняли идею Аляшева поставить в 1973 году два музыкальных фильма с одними и теми же главными героями − сказку «Бурёнка из Маслёнкино» для детей, отмеченную дипломом на V Всесоюзном теле-фестивале в Ташкенте, и мюзикл «Я встретил Вас» для взрослых?

–             «Бурёнка из Маслёнкино» − моя вторая работа как художника-постановщика. На «Сказке о твердом орехе» художников-постановщиков двое − я и Алексей Огородников. Когда началась работа над «Бурёнкой…», Аляшев предложил устроить между нами конкурс: кто найдет образ героини фильма, тот и будет художником-постановщиком. В итоге Анатолию очень понравился мой вариант. Лёша Огородников тоже работал на этом фильме, но, к сожалению, тем летом, будучи в составе команды альпинистов, он погиб в горах Кавказа...

Идея поставить мюзикл «Я встретил Вас» родилась неожиданно.

Фильм «Бурёнка из Маслёнкино» получил высшую оценку худсовета, продан во многие страны социалистического лагеря, и на эти средства Свердловский комитет по телевидению и радиовещанию (так официально называлась в то время наша телестудия) построил новый теле-павильон с новейшей аппаратурой.

Между тем в нашем мультцехе начался сценарный голод. Что делать дальше? Где найти сценарий? И тогда Анатолий предложил использовать «актерский состав», сыгравший в «Бурёнке из Маслёнкино». Его идею подхватили с восторгом и энтузиазмом. Сценарий написал Герман Дробиз, Аляшев подобрал музыкальный репертуар: романсы

«Я встретил вас», «Только раз», «Милая»; песни «Я очень рад, что наконец возвращаюсь домой», «Что-то случилось», «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» в аранжировке... И работа закипела! Все декорации, реквизит и куклы мы делали своими руками; спецэффекты придумывали на ходу, порой используя самые неожиданные решения… Одним словом, трудились в едином творческом порыве!

Когда начинался съемочный период, на Аляшева выпадала двойная нагрузка: помимо того, что как режиссер держал общий строй работы и сюжета, он выступал в роли кукловода. А это едва ли не самая ответственная часть видеоряда − каждое движение каждого персонажа надо видеть, удерживая внутренним видением его характер. Разложить на «фазы движения» и покадрово переставлять куклы и реквизит таким образом, чтобы в итоге на экране всё двигалось, согласуясь с музыкой, ритмом, какие задуманы в данной мизансцене. Это особое чутье называется талант от Бога!

На съемку пятнадцатиминутного фильма группе отводилось три месяца. Работали буквально днем и ночью, после дневной смены нередко оставались в ночную… Под утро засыпали прямо в цехе часа на три-четыре, затем снова включались в процесс. Вечером расходились по домам отоспаться, чтобы затем начать с того же графика. И в таком экстремальном режиме, повторяю, три месяца…

–             Чем выделялся Аляшев среди коллег как человек?

–             Был очень коммуникабельным и в то же время весьма бескомпромиссным − видимо, сказалось становление характера в годы учебы в военном училище. Отец Аляшева погиб в первые месяцы Великой Отечественной войны, мать трудилась на горно-обогатительной фабрике в г. Асбесте Свердловской области и тоже рано ушла из жизни — несчастный случай на производстве… Воспитывали тетки − сестры по маме, которые и определили мальчика, как сына фронтовика, в Свердловское суворовское училище. Однако на этом его военная карьера благополучно закончилась. И слава Богу − в кинематографии он оставил весьма заметный след!

В нерабочей обстановке Анатолий был сторонником, как теперь говорят, активного образа жизни. Много занимался велоспортом. Заядлый рыбак. Скорее всего, рыбалка − его самое любимое хобби. Как-то он предложил провести отпуск всем нашим сплоченным коллективом (пять человек) на реке Чусовой. Собрали снаряжение, рыбацкие снасти, построили плот и сплавились по реке — от верховья до впадения в Каму. Благодаря этому незабываемому путешествию я получил прекрасный заряд энергии на весь предстоящий съемочный период.

–             Почему мультфильм «А у тебя есть солнце?» (1974) о Щенке и Цыпленке, которые познакомились, подружились и решили жить в одном домике, не только последний с Аляшевым, вашим постоянным режиссером, но и на Свердловском телевидении?

–             Почему в 1974-м ушел со студии? Видимо, дала о себе знать творческая натура − захотелось испробовать свои возможности как художника в разных жанрах. Устроился в мастерские Художественного фонда Союза художников РФ. Выполнял различные заказы: оформительские работы, проекты интерьеров, монументальные росписи... В итоге нашел себя в пейзажной живописи. Участник многих республиканских и региональных выставок, есть немало и персональных. В общем, сам себе режиссер.

…Вот, пожалуй, и все, что вспомнилось мне об Аляшеве. А то, что не удержалось в памяти, может, и не так ценно. Вспоминается хорошее. Плохое улетучивается, не оставляя следа.

***

Рисунок2.jpg…Сам себя Аляшев называл «белой вороной». Что на телестудии, начавшей вещание в 1955-м, в приоритете? Новости, репортажи. А он с коллегами, к всеобщему недоумению, занимается мультипликацией, и так профессионально, что его первый фильм

«Русские потешки» демонстрировался на всемирной выставке «Экспо-70» в Японии, где закуплен 64 странами!

Перешагнем в год 1975-й. Куклы Щенок и Цыпленок из сказки «А у тебя есть солнце?», сочиненной писателем Юрием Аверенковым, сыграли в следующем, теперь по сценарию Германа Дробиза, − «Легко ли быть храбрым», основная мысль которого, может, и не хитрая, но оттого не менее важная:

«Дружба даже храбрецу прибавляет храбрости». Несколько в ином ключе тему дружбы Аляшев опять же с Дробизом продолжит и в фильме для малышей «Под одной крышей» (1978). А в 1984-м вместе они снимут рисованную короткометражку-напоминание

«Над нами не каплет…» о необходимости бережного отношения к воде, в сюжет которого встроена популярная тогда песня «Учкудук − три колодца…» в исполнении ВИА «Ялла».

Акцент Аляшева на образной, поэтической, изящной метафоре очевиден в «Притче о ромашках» (1975) о красоте природы, которая преображает не только окружающий мир, но даже прожженного прагматика… Он вернется к этому дидактико-аллегорическому жанру при создании фильма «За твоим окном» (1986), где обыгрывает образы бумажного самолетика и орла…

«Я б ночей не спала, // Всё бы кур стерегла, // Петушка, как родного, лелеяла!» Откуда эта песенка Лисы, наверняка знает каждый. Точно так же, как и «Бурёнка из Маслёнкино» по сценарию Наталии Абрамовой, известны фильмы Аляшева по сказке

«Шляпа Волшебника» о муми-троллях финской писательницы Туве Янссон. Три серии, написанные по собственным сценариям и выполненные в смешанной технике — рисованная анимация и перекладка (художник-постановщик Евгения Стерлигова), он выпустил почти одну за другой: «Всё дело в шляпе» (1980), «Лето в Муми-доле» (1981), «В Муми-дол приходит осень» (1983).

…Возможно, огромный творческий потенциал мастера раскрыт, к большому сожалению почитателей его таланта, не в полной мере. Картина «Ой, куда мы залетели» (1991) по уральским частушкам – последний в фильмографии этого режиссера. Правда, в 1997-м его имя, но как оператора, появится в титрах рисованной «Странной птицы» Татьяны Костоусовой, с которой, кстати, как с художником работал в семидесятые-восьмидесятые.

И все-таки он по-прежнему оставался в профессии: состоял в жюри Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба», создал музей мультипликации, проводил мастер-классы, занимался популяризацией анимационного искусства на встречах со зрителями, в том числе с детьми… До последних дней. Его не стало 16 мая 2015 года.

…В 2022 году в Екатеринбурге Марина Панасюк завершила четвертую серию документального цикла «Тайны уральской анимации» − «Фильмотека Анатолия Аляшева» (студия анимации Инновационного культурного центра). Как видно из названия, она посвящена режиссеру, стоявшему у истоков художественной мультипликации на Урале. Автор идеи, художественный руководитель проекта − Сергей Айнутдинов, который дебютировал в качестве художника-мультипликатора в фильме, открывающем трилогию по мотивам сказочных историй о мумитроллях…

Елена Константинова Фото Александра Ботова

и из «Энциклопедии отечественной

мультипликации»

Автор
Елена Константинова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе