Конечно, каждому театру от Москвы до самых до окраин хочется попасть в число номинантов. Но для этого надо подать заявку, и если экспертный совет сочтет нужным выехать в город, где располагается уверенный в себе коллектив и будет покорен представлением, то, может быть, выступит в Москве, что вовсе не значает, - получить магическую «Маску». В этом году два экспертных совета по драматическому, музыкальному и кукольному театру отсмотрели 767 спектаклей. Есть от чего сойти с ума и потерять голову. Но они голову не потеряли, ни до, ни после обсуждения номинантов, и вынесли довольно спорный вердикт. Хотя никого это не смущает, ведь всегда найдутся недовольные…
В данном случае меня насторожило одно: председатель экспертного совета по драме Елена Ковальская смело заявила на пресс-конференции, что сегодня театр переживает эпоху ренессанса, так сказать, возрождение. Если это так, а не просто «слова, слова», то почему в список номинантов по драме попали два спектакля Льва Додина «Коварство и любовь» и «Враг народа» в Малом драматическом. Два спектакля Юрия Бутусова. Правда, в разных театрах – «Добрый человек из Сезуана» в Пушкинском и «Макбет.Кино» в театре Ленсовета, а так же две постановке в обновленном «Гоголь-центр», на большой сцене – «Братья» Алексея Мизгирева и «Сон в летнюю ночь» Кирилла Серебренникова. Выходит, расцвет творчества происходит исключительно в одних театрах (что вполне справедливо) и у одних и тех же режиссеров, что тоже реально… Но тогда непонятно, как быть с девизом «Золотой маски» - «Мы открываем новые таланты»? Так, напрягитесь, господа, преодолейте стереотипы мышления и вкусовщины. Это вовсе не значит, что мне не нравятся спектакли Додина или Бутусова, притом, что выдвинутые на премию постановки: Валерия Фокина («Литургия Zero»), Римаса Туминаса («Евгений Онегин»), Сергея Женовача («Москва-Петушки»), Константина Богмолова («Идеальный муж» - самый кассовый спектакль в Москве), Алексея Бородина («Участь Электры») тоже беспроигрышные варианты. Что наталкивает на мысль о высоком уровне представленных коллективов. И все-таки это не вся географическая карта театральной России, а в основном Москва и Петербург. Более того, экспертный совет делает ставку на тех режиссеров, которые, осуществляя постановки в разных уголках страны, состоят на хорошем счету у критиков. Ведь до прихода Евгения Марчелли в первый русский театр имени Федорова Волкова труппа была довольно мощной, стоило ее только завести. И это сделал Марчелли и теперь он постоянный гость «Золотой маски». Та же тенденция намечается и с двумя другими режиссерами, попавшими в поле зрения экспертов и прикипевших к ним душой. Это Роман Феодори со спектаклем «Снежная королева» в красноярском ТЮЗе и Дмитрий Волкострелов в питерском ТЮЗе, объявленный талантливым новатором на выжженном поле экспериментов. И как большое достижение преподносится тот факт, что через 10 лет наконец-то в «Золотой маске» участвует казанский театр имени Камала с постановкой талантливого режиссера Фарида Бикчантаева «Однажды летним днем». Абсурд. Удивительные сочинения этого художника известны давно, только у экспертов «Золотой маски» до них руки не доходили. Или взять другой пример: громко заявивший о себе «Театр-театр» в Перми, удостоенный Золотой маски в прошлом году, на этот раз выдвинул инсценировку повести «Географ глобус пропил» в интерпретации Елены Невежиной, режиссера малых форм в МХТ имени Чехова. Удастся ли ей вместе с актерами переплюнуть фильм Алексея Велединского, пока неизвестно. Хорошо хотя бы то, что, наконец, серьезная современная проза, а не пьесы «вербатим» начали прокладывать путь к пьедесталу национальной премии.
С музыкальной премией «Золотой Маски» тоже обстоят дела непросто. Помимо того, что в этой номинации, как правило, участвуют Большой театр и Маринка, нынче сильно рванул вперед Михайловский музыкальный театр. Он покажет, не поверите, целых три оперы: «Билли Бад», получившую «Золотой софит» в Питере, «Евгения Онегина» и «Летучий голландец»», а так же два балета: «Пламя Парижа» и «Ромео и Джульетту». Даже Большой театр по количеству оперных постановок и балетов уступает Михайловскому театру. Более того в номинации современный танец-спектакль участвуют и Большой театр и Маринка. Они покажут в рамках национального фестиваля «Весну священную» балетмейстера Татьяны Вагановой. Это будет очень интересное соревнование. Надо сказать, экспертный музыкальный совет при отборе постановок столкнулся с несколькими проблемами: надо ли включать в фестивальную афишу спектакли, сделанные под фонограмму и как определить жанр представления, синтезирующий в себе пластику, музыкальный речитатив и «говорящие» инсталляции. Как сказала председатель музыкального экспертного совета Лариса Барыкина, эта проблема обязательно встанет перед экспертами и ее придется решать уже завтра.
Судя по тому, что столичный Департамент культуры тоже внес немалую лепту в национальный форум, он потребовал, чтобы «Маска» не замыкалась только в театральных зданиях, а выходила на улицы города, в парки и даже торговые точки. По-моему, это не так уж плохо, и даже интересно. Ну, кто может возражать, если персонажи некоторых сказок окажутся на центральном катке в Парке имени Горького, или фотовыставки с кадрами из спектаклей «Золотой маски» будут выставлены в Столешниковом переулке, или в самом большом магазине России – ГУМе появятся перформансы видных художников?!
Ведь «Золотая маска» проходит в золотой нашей столице и ее жители должны это чувствовать.
Трибуна