«Золотая Маска» стала золотой скрепой

Эксперт «Театрала» прокомментировал итоги премии.
ФОТО: GOLDENMASK.RU


Вечером 16 апреля на исторической сцене Большого театра в 25-й раз вручили главную театральную премию страны. Итоги «Маски», как обычно, вызывают жаркие споры и выступления недовольных. Но в этом году решение жюри, на мой взгляд, выглядит вполне достойным и, что еще важнее, фиксирует серьезные изменения в текущем театральном процессе.  


Сама юбилейная церемония была поставлена Евгением Писаревым на удивление аскетично. Монументальная декорация в классическом стиле, пара музыкальных номеров и ритмичное вскрывание конвертов. Но оно и к лучшему. Номинантов в этом году было столько, что любые интермедии грозили затянуть церемонию до глубокой ночи.

Не будучи специалистом, я не берусь комментировать решения музыкального жюри. Могу лишь констатировать, что в этом году Большой театр одержал победу, получив режиссерскую премию за «Альцину» Кэти Митчелл, дирижерскую – за «Ромео и Джульетту», и еще две за «Нуреева», названного лучшим спектаклем в балете. Две премии получил «Триумф времени и бесчувствия» в Театра Станиславского, и две – пермская «Жанна на костре» в постановке Ромео Кастелуччи, названная лучшей оперой. Неожиданно в состязание музыкальных тяжеловесов ворвался Электротеатр с новаторской оперой «Проза» Владимира Раннева, который получил композиторскую «Маску». Радует, что список претендентов в этой номинации был на удивление длинным – целых девять новых партитур, в опере, балете, мюзикле, современном танце и кросс-жанровых проектах.

Номинация «эксперимент» в этом году тоже была как никогда представительна: целых одиннадцать спектаклей, действительно, поисковых и не конвенционных в диапазоне от  документального и свидетельского театра до разнообразных иммерсивных променадов, от ретро-дискотеки в постановке Дмитрия Волкострелова «Диджей Павел» до эпохальных «Орфических игр» Бориса Юхананова, состоящих из 12 независимых постановок с участием почти ста человек. Жюри из всего этого многообразия выбрало «Волшебную страну» – спектакль-путешествие по улицам и дворикам Ростова-на-Дону и по воспоминаниям музыкантов и поэтов советского андеграунда.

Вообще, увидеть на сцене Большого театра убежденного маргинала, комиссара Театра.doc Всеволода Лисовского, заявившего, что эксперимент – дело коллективное, и поэтому премия принадлежит «всей братве», было удивительнее, чем летающую тарелку с гуманоидами. А если прибавить сюда Андрея Стадникова, получившего спецприз жюри за свою весьма радикальную «Родину» в Центре Мейерхольда – трехчасовой перформанс с марширующими блондинками и чтением стенограмм Политбюро, то картина получается еще более сюрреалистической. Пару-тройку лет назад такие проекты невозможно было представить себе и среди номинантов, не говоря уже о лауреатах.

Распределение премий в драме тоже показало, что лед тронулся, что-то изменилось в нашей привычной картине мира.  Вместо многолетних лидеров «Маски» – Юрия Бутусова, Андрея Могучего, Сергея Женовача и других постоянных участников хит-парада, на первый план вышли новые имена и лица. Главную премию получила «Оптимистическая трагедия» Александринки в постановке Виктора Рыжакова – музыкальный спектакль-реквием по великой советской утопии, а в малой форме победили «Пианисты» Бориса Павловича из новосибирского «Глобуса» – по-европейски минималистичная и тонкая работа по современному норвежскому роману, похожая на хорошо темперированный клавир.

Но главным триумфатором вечера все же стал Кирилл Серебренников. Год назад вся церемония «Золотой Маски» превратилась в акцию поддержки режиссера и его коллег: люди приходили в майках с их портретами, и почти в каждом выступлении звучали призывы к свободе. Теперь, после полутора лет домашнего заточения он смог, наконец, сам выйти на сцену и получить премии и за «Нуреева» в Большом, и за феноменальные «Маленькие трагедии» в Гоголь-центре, выпущенные им дистанционно, как и другие постановки у нас и за рубежом. 

Кирилл держался на удивление спокойно и достойно, не проявляя внешних эмоций, хотя зал встречал его бурными аплодисментами. В своей речи он выразил надежду, что «Маску» ему присудили именно за спектакль, а не за что другое, и призвал всех и дальше защищать свободу художника в России и поддерживать друг друга. В частности, и тех молодых ребят, номинантов «Маски» из «Театра на вынос», которых прямо перед церемонией задержала полиция. Как выяснилось, артистов задержали по указанию ФСБ, так как среди них была участница группы Pussi Riot Вероника Никульшина, выбежавшая на арену «Лужников» во время финала ЧМ по футболу, и отпустили только после окончания церемонии. Видимо, остерегались новых акций, так как в зале были и официальные лица.

Но все же в этот вечер больше говорили не про политику, а про театр, про юбилей «Золотой Маски», которая уже четверть века объединяет российский театральный мир, являясь не только вечным яблоком раздора, но и его настоящей скрепой. И Лев Додин, выступая перед вручением главных призов в драме, сказал, что гордится нашим театральным сообществом, которое до сих пор не раскололось и, в отличие, от кинематографического, не выдумала себе альтернативной премии вроде «Золотого парика». «Мы все играем на одной стороне поля, – сказал знаменитый режиссёр. А наши противники – это не чиновники, не какие-то злые силы, а сама действительность, которой никогда не нравится, когда перед ней ставят зеркало и показывают её истинное лицо».

Автор
МАРИНА ШИМАДИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе