За что мы любим Евгения Гришковца

Как минимум 4 причины, с которыми невозможно поспорить.
Говоря о Евгении Гришковце, к какому роду искусств вы отнесете его творчество? К литературе, драматургии, актерскому мастерству, режиссуре или музыке? 
Спектакль «Весы». 
Фотограф: Екатерина Цветкова


Вчера на сцене МХТ имени Чехова прошла премьера нового спектакля драматурга — пьесы «Весы», так же, как и 20 лет назад — собственного сочинения, и мы вспоминаем, за что любим Евгения Гришковца.



Спектакли

Когда говорят о Гришковце-режиссере, Гришковце-драматурге и даже Гришковце-актере, вспоминают, в первую очередь, его моноспектакли.

В 1998 году еще совсем молодой, приехавший из Кемерово, Евгений Гришковец получил сразу две «Золотые маски». Премьера его первого московского моноспектакля «Как я съел собаку» прошла в курилке у буфета театра Российской армии. Зрителей было 17 человек, а вошедшая потом в книгу рекордов Гиннесса постановка навсегда изменила жизнь автора.

«+1», «ОдноврЕмЕнно», «Дредноуты», «Прощание с бумагой» и «Шепот сердца» — спектакли для одного актера, рассказчик в них — сам Гришковец. Некоторые постановки, например «Дом», «Зима» или «Осада», поставлены другими режиссерами. В «Планете», «По По» и «Титанике» вместе с Евгением играют несколько актеров.

Очевидно, что Гришковца нужно слушать. Пьеса-рассказ «Как я съел собаку» — это монолог моряка о тяготах и этапах взросления, о потерянном юном и наивном «я» автора, за который, уже после службы, ему было присвоено звание сержанта.

Постановка «ОдноврЕмЕнно» уже названием приглашает зрителя и читателя к диалогу. Где сделать ударение и как правильно сказать? Как правильно поступать? Жить? Самые ценные, ежедневные радости, по Гришковцу, скрыты в мелочах. Один из его последних спектаклей — «Прощание с бумагой», как распутинское «Прощание с Матерой» — можно назвать лирическим отступлением на тему прогресса, электроники, мимолетности, пустоты и потери счастья.


Спектакль «Весы». 
Фотограф: Екатерина Цветкова



Книги

Евгений Гришковец выпускает с завидной частотой сборники рассказов, повестей и пьес, почти всегда автобиографических, порой собранных из его дневниковых записей в Живом Журнале («От жжизни к жизни»). Порой его сравнивают с Сергеем Довлатовым, а форма доверительного рассказа, по структуре которого построены спектакли Гришковца, принесла успех и книгам автора.

О мелочах из собственной жизни, трогающих искренностью и открытостью, он пишет в первой книге «Рубашка» (2008 год). В рубашку собраны разговоры с любимыми и близкими, пьяные откровения и сны героя-Гришковца. Вторая книга «Реки» — произведение в хорошем смысле патриотичное и понятное каждому, кто хотел покинуть Россию. Насколько далеко можно уехать от Родины, как и когда она тебя позовёт назад? — рассуждает автор.



Музыка

В 2002 году выходит совместный альбом Евгения Гришковца и группы «Бигуди». Включив пластинку «Сейчас», вы услышите речитатив — Евгений не умеет и почти не пробует петь, зато очень ритмично и убедительно рассуждает о том, например, как приятно найти 100-рублевую купюру в куртке, которую надеваешь первый раз после зимы.

Совместно с Ренарсом Кауперсом, солистом латвийской группы Brainstorm, Гришковец записал кавер на песню «На заре» группы «Альянс». Часто в основу музыкальных произведений ложатся тексты и фрагменты пьес и рассказов автора. Так в 2013 — вместе с группой «Мгзавреби» из Грузии — Гришковец-музыкант выпускает альбом «Ждать жить ждать».


Спектакль «Весы». 
Фотограф: Михаил Белоцерковский



Кино

Как и в постановках, книгах и спектаклях, в кино Евгений Гришковец иногда играет самого себя. Обычно это авторские короткометражки и адаптированные версии моноспектаклей режиссера.  

В сериале по роману А.И.Солженицына «В круге первом» Евгений Гришковец исполнил роль писателя, появился в «Прогулке» Алексея Учителя. Среди других работ актера — роль бизнесмена в похожем на спектакль фильме «Сатисфакция», участие в криминальной драме «Тринадцать месяцев» с Гошей Куценко и нелюбимый самим Гришковцом второстепенный персонаж  сериала «Азазель» по Борису Акунину.



Другое

Музыкант, писатель и драматург Евгений Гришковец в 2006-2007 году примерил роль ведущего на телеканале СТС. «Настроение с Евгением Гришковцом» — та же пьеса одного актера, но с миллионной аудиторией.

А еще писатель, драматург и музыкант Гришковец участвовал в экспедиции в Арктику. Во время подсчета белых медведей он написал книгу «Почти рукописная жизнь».

24 марта в МХТ им. Чехова прошла премьера спектакля "Весы"

Вчера на Малой сцене МХТ прошла премьера нового спектакля Евгения Гришковца «Весы». Действие пьесы происходит в фойе роддома №10, где-то не в Москве, ночью, и будущие отцы — мужчины трех разных поколений — ждут, когда из-за стеклянных дверей появится добрый вестник — строгая медсестра.

Мужчины придумывают имена для детей, обсуждают знаки зодиака, благозвучные отчества, выпивают за рождение сыновей. Это первый слой спектакля, оболочка, в которой очень живое, повседневно-мудрое содержание. Внутри окажутся очень точные, заставляющие прислушаться монологи героев (вы точно захотите их пересказать) и прекрасная актерская игра.

Кстати, спектакль будут играть два состава: разные поколения актеров для разного зрителя. Возглавляют их два профессора-гостя роддома — Николай Чиндяйкин и Игорь Золотовицкий.

Как признался режиссер и автор пьесы, сам — трижды отец, спектакль окажется автобиографичным для всех, у кого есть дети. Знак зодиака выбран не случайно — первая дочь Евгения Гришковца Наташа родилась под созвездием весов.

Зрителя традиционно ждет очень вдохновляющий, открытый, как фойе роддома, финал. И стоит добавить: уходя, не забудьте улыбнуться и снять бахилы. 


Спектакль «Весы». 
Фотограф: Михаил Белоцерковский
Автор
Валентина Филиппенко
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе