Встреча с Александром Кузиным

На мастер-классе Александра Кузина говорили о технической стороне профессии: работе актера над собой, работе с режиссером. Диалог режиссера с актером перерос в полилог с ярославскими профессорами, театроведами, технологами.  Возможно, сформулировать окончательные тезисы в беседе не получилось, да и было ли нужно – разговор состоял из размышлений и вопросов режиссера, возникавших здесь и сейчас.
 
  Я режиссурой стал заниматься только потому, что занялся педагогикой. В 1975 году мой педагог по мастерству предложил мне сразу после окончания института преподавать на следующем ее курсе. Работая со студентами каждый день, я впервые тогда понял, что мне надо формулировать что-то. Это условие и повело меня в режиссуру. Потом я еще понял, что лучше самому быть режиссером, чем  работать с плохим.
   Я очень многого не знаю. Так же как и вы, в этой профессии я разбираюсь до сих пор. Чем дальше ковыряюсь, тем больше возникает вопросов, ответов на которые у меня  пока, нет.
  О сильной актерской личности, конечно, мечтают все режиссеры. Для них эта личность становится собеседником, сосочинителем. Таких актеров я могу по пальцам перечесть. Для меня актер точно является препятствием… Нет, мы не сразу распахиваем душу друг другу. Обратная сторона тоже преодолевает препятствие. Мы в какой-то момент должны начать говорить на одном языке. Причем не я опускаюсь до «чужого» уровня языка, а пытаюсь подтянуть другого. Я не работаю в одном коллективе, не воспитываю актеров для себя. Я вольный казачок, у меня есть возможность работать с разными артистами.
  Актер должен быть гибким внутри. Должен легко и безболезненно для себя приспосабливаться к разным ситуациям, оставаться душевно молодым. Должен стремиться быть культурной личностью, а не окультуренной. Ведь после института процесс развития не заканчивается.
  Когда я был молодым, я понимал, что первые репетиции могли стать и последними. Не дай бог, на них попадали артисты заслуженные или народные. Я и сейчас понимаю, что, знакомясь со мной, актеры обращают внимание на то, как я умею говорить, как строю предложения, держу внимание, собираю идею, создаю творческое поле. Важно сразу снять лишнее напряжение, перевести репетицию в ситуацию творческой безответственности. Особенно это важно сотворить с теми, у кого главные роли, с заслуженными артистами. Сделать так – будто я с ними давно знаком.
  Артисты, даже опытные, текст с листа сразу читать не могут. Это закон. У артиста, обычно, нет времени знакомиться с пьесой вдумчиво. Иногда, я пьесы знаю наизусть, а артисты нет.
   Для меня понятие режиссерской этики...  - самое главное. Это некий внутренний закон. Мы ему учимся, мир живет по другим законам. Этические проблемы не являются главными в современной культуре. В их нарушении есть даже некоторая бравада сейчас.
   Спектакль не должен отменяться, даже если ЧП с актером случилось за час до начала. Если зрители пришли в театр, они не должны из него уходить. Мы живем ради тех людей, которые приходят к нам. Товстоногов не назначал второго состава.
  Мне поздно получать свой театр. Амбиции закрепиться в народном сознании как художественный руководитель – у меня нет. Мне кажется, наступает время свободных людей. Институт художественных руководителей исчезает.
   У любого человека есть возможность пойти заниматься другим делом. У человека театра – нет.
   Я бы хотел поставить спектакль в МХТ. И, возможно, это случится. Хочется, из моего пиетета перед театром и перед людьми, которые там работают.
Меня спрашивают, чем я вдохновляюсь? Лучше переформулировать вопрос – как я подзаряжаюсь. Где силы беру, чтобы встать и пойти на репетицию. Вдохновение – несбыточная мечта…
 

Александр Сергеевич Кузин окончил Ташкентский театральный институт: сначала актерский, затем режиссерский факультет. Снимался в кино, играл в Ташкентском русском театре драмы, затем работал там как режиссер. Стажировался в лаборатория Г. Товстоногова, А. Эфроса, М. Туманишвили, М. Захарова, А. Шапиро. Поставил более 80 спектаклей. В настоящее время - профессор Ярославского государственного театрального института, мастер курса. Народный артист России, заслуженный деятель искусств России, лауреат Премии имени народного артиста СССР М.И. Царёва.
Автор
Разговор записала Екатерина Тимонина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе