Время амбиций

Рок-оперы снова входят в моду.
Фото: Игорь Катаев/ РИА Новости


Впервые рок-опера возглавила главный мировой хит-парад Billboard ровно 50 лет назад - "Иисус Христос - Суперзвезда" Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса стала первым масштабным и совершенным произведением, соединившим энергетику рока с монументальностью и величественностью классики. И самым успешным. Два миллиона стремительно проданных дисков - тогда это был рекорд всем на зависть.


C тех пор не раз менялась музыкальная форма, методы аранжировок и обработок звука, некоторые жанры переходили в разряд ретро, но рок-опера - неизменно оставалась востребованной. Может и оттого, что Эндрю Ллойд Уэббер с Тимом Райсом еще в "Иисусе Христе - Суперзвезде" сразу же изобрели основополагающие принципы жанра: интригующие сюжеты, хитовые мелодии, полифонии, смены настроения и ритмов, хоралы, щедро расставленные эмоциональные акценты.

А еще для рок-опер стало фирменным стилем приглашение на ведущие партии знаковых артистов. В английской версии "Иисуса Христа-Суперзвезды" роль Иисуса досталась Яну Гиллану. А в российской - Михаилу Серышеву, ныне поющему в "Геликон-Опере", а в 90-е - в культовом треш-металическом "Мастере". Что еще важно: "Иисус Христос - Суперзвезда" утвердил новый тренд: рок-музыканты стали браться за глобальные, концептуальные темы. А еще - изучать правила постановки оперных произведений на театральной сцене, совмещать в одном произведении принципы классического и актуального рок-звукоизвлечения.

Кстати, к удивлению фанатов, и церковь встретила "Иисуса Христа-Суперзвезду" доброжелательно. Осенью 1971 года состоялась и постановка на Бродвее, потом подоспели и мюзикл, и художественный фильм, правда, уже без Яна Гиллана, переключившегося на карьеру в Deep Purple.


Александр Градский спел Мастера, Воланда и Кота Бегемота


С тех пор мир видел разные рок-оперы. Но с развитием музыкальных технологий жанр все более щедр на риски и идеи. Рок-оперы - это и повод для новых амбиций у звезд. Корифеи пауэра и прогрессива "Эпидемия" в компании с "Арией" представила метал-оперу "Эльфийская рукопись", затем рокеры создали новый волшебный мир в "Сокровищах Энии". А Александр Градский издал на альбоме "Мастера и Маргариту", которых сочинял без малого 15 лет и где сам же спел и за Мастера, и за Воланда, и даже за Кота Бегемота. В Казани теперь можно увидеть фэнтазийную рок-оперу "Крепость до небес" группы "Летучий корабль", а Лора Бочарова при участии Олега Маркелова показала романтическую постановку "Финрод" с рыцарями, мечами, электро-гитаристами и симфоническим оркестром. При этом только из-за ухудшения ситуации с COVID-19 до сих пор не начался всероссийский тур в честь 10-летия зонг-оперы Михаила "Горшка" Горшенева TODD о кровавом цирюльнике…

Да и репертуарные театры охочи ныне до рок-опер: в "Градский Hall" идет премьера сезона - "Орфея" Ольги Вайнер, а в Московском Театре музыки и драмы Стаса Намина спектакля сразу два: "Волосы" (версия английской рок-оперы Hair) и "Иисус Христос - Суперзвезда" (на английском), в Казани можно увидеть фэнтазийную рок-оперу "Крепость до небес" группы "Летучий корабль". Есть "Иисус Христос - Суперзвезда" (уже на русском) и в репертуаре Театра Моссовета, 19 июля - очередной спектакль….

Автор
Текст: Александр Алексеев
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе