Волшебный мир закулисья: режиссер и художник-постановщик рассказали о ярославском театре кукол изнутри

"Pro Город" побывал за кулисами.
В ярославском кукольном театре проходит множество интересных спектаклей. Обычно зритель видит то, что происходит на сцене. Сегодня нам предоставилась возможность побывать за кулисами и узнать, как оживают сказочные герои.
Фото Марии Локтевой

 
В понедельник, 21 марта, по всему миру отмечается необычный светлый праздник -  День кукольника. И, если вам зададут вопрос: "Кто такой кукольник?", наверняка вы ответите, что это человек, кототрый занимается созданием кукол для театральных представлений. Отчасти вы окажитесь правы: он действительно трудится над созданием кукол для спектакля, но это вовсе не один человек. "Жители волшебных миров" появляются благодаря целой команде мастеров. Один из них - Елена Александровна Берестнева, художник-постановщик театра кукол, посвятившая  своей работе 33 года, рассказала, что для представителей театра это не просто работа. Каждый из мастеров - словно волшебник, открывающий перед нами дверь в сказочные миры. И чтобы попасть в один из этих миров, зрителю достаточно посетить представление. 

Итак, занавес открывается, перед вами предстают герои сказок, очаровывая вас своей "жизнью", а затем вы, прощаясь с ними, покидаете "волшебный мир". А что же дальше проиходит с куклами? И с чего все-таки берет свое начало кукольное представление?
 
Работа над спектаклем начинается далеко не с создания самих кукол, к ним-то как раз художник-постановщик приступает в последнюю очередь. Кстати, для каждого спектакля создаются свои куклы. А чтобы сказка появилась и ожила, весь театральный коллектив задумывается о сюжете. Это может быть как воспоминание из детства, так и внезапно посетившая мысль кукольников, или же пожелание к постановке посетителей, но бывают и готовые пьесы. После чего художник-постановщик рисует эскизы будущего персонажа, учитывая его характер: злым он будет или добрым. Автор создает кукольных героев сказок разного размера, в зависимости от спектакля. Оживают сказочные жители благодаря работе механиков. Сколько времени уходит на создание одной куклы, сказать сложно, так как это зависит от размера и материала создаваемого персонажа. Костюмы кукол и декорации к представлениям также создаются художником-постановщиком, бутафорским отделом и портным.

В ярославском кукольном театре множество разных кукол: ростовые, гапитные, вертепные, тростовые, марионетки, петрушечные, планшетные, сувенирные и многие другие. Как говорят сотрудники театра, удобнее всего работать планшетными куклами.

Главный режиссер театра кукол Алексей Смирнов рассказал журналисту "Pro Города", с чего начинается постановка спектакля и как идет подготовка к ней. 

- Все начинается с материала постановки. Вместе с администрацией мы решаем, на какой возраст нам нужен новый спектакль, затем договариваемся про материал. Следущим шагом является написание сценария. В театре кукол есть своя специфика. Поскольку кукла не может разговаривать много и практически не имет мимики, она может быстро наскучить зрителю, и, чтобы этого не произошло, приходится продумывать различные движения и жесты. Дальше со сценарием работу принимает художник-постановщик - Елена Александровна. 

Когда работа над созданием кукол будет закончена, режиссер идет к артистам и распределяет роли. После чего начинаются "читки"- то есть чтение актерами пьесы по ролям, затем сцены с куклами, и, наконец, собирается весь спектакль. В среднем на один спектакль уходит около 50 репетиций.
 

Спектакли театра кукол по своему замыслу рассчитаны не только для детей, но и для взрослых. Ведь они по-разному воспринимают замысел постановок. Алексей Владимирович Смирнов привел этому в пример спектакль "Морозко". Когда в произведении Морозко дарит девушке и ее отцу ледяной терем, в постановке появляется вереница поющих колядку зайчиков с веточками, на которых красные ленточки. И тут взрослый зритель понимает, что появление "ледяного замка" - это момент смерти главных героев, то как они замерзли... Дети же это воспринимают иначе, для них все закончилось хорошо. Задача режиссера периодически заключается в постановке двойственного значения пьесы. Не просто показать действие на сцене, но и заставить зрителя задуматься над чем-то, возможно, увидеть то, чего он не замечал ранее. 

- Театр - это больше, чем зрелище. Это также попытка создавать миры со своими правилами, похожие на человеческие взаимоотношения, но не совсем. Это попытка взглянуть со стороны, - добавил Алексей.




Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии


Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии


Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии


Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии


Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии


Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии


Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии


Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии


Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии


Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии


Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии


Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии


Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии


Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии


Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии


Мастерская, в которой идет работа над созданием кукол. Фото Локтевой Марии

Автор
Алексей Смирнов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе