«Веселый трагизм» Бориса Гранатова

Бориса Гранатова хорошо знает театральная Россия. Свое отношение к театру, к актерам он раскрыл в многочисленных работах, отмеченных вниманием театральной критики.

Он обладает оригинальным режиссерским почерком, особым подходом к работе с актерами, к управлению таким сложным творческим организмом, как театр, которым он руководит много лет. Когда случается то или иное «обострение», мешающее коллективу жить, режиссер «читает классиков», имея в виду классиков российской режиссуры. Он находит у того же Станиславского или у Эфроса отрывки, в которых речь идет о чем-то сходном. Когда на встречу с коллективом Гранатов приходит с несколькими книжками с закладками, всем понятно – зачем… О спектакле этого режиссера, созданном на родной для него сцене Вологодского театра для детей и молодежи, и пойдет речь дальше. «Как Зоя гусей кормила» стал подарком ярославскому зрителю во второй фестивальный день Розовфеста. Зал подключился к актёрам сразу – не потребовалось раскачки. Зритель реагировал на юмор, гротескные образы актёров, поддаваясь их обаянию.

Спектакль попал на сцену гранатовского театра по логике жизни этого театрального дома: поставлен к юбилею актрисы театра – заслуженной артистки России Валентины Бурбо. Роль старушки Зои, которая, кажется, выжила из ума – бенефисная для актрисы. Зое Марковне медики предрекали похороны еще две недели назад, но она… живет. А как же иначе, если некому позаботиться о ее, понятно, великовозрастном сыне-холостяке Владимире, пусть он и известный профессор, пусть он и устал от ее заботы, да и от заботы о ней. Ему нужна помощь. Помощь оказывает друг – нашел в деревне домработницу, которая готова жить в семье и ухаживать за капризной Зоей Марковной. Так в доме появляется Женя, в чемодане которой «шикарные» платья, а в голове – мечты о красивой городской жизни. Казалось бы, обыкновенная история, но она оказывается далеко не простой.

TK70HB9n0Jo.jpg

Гранатов так высказался о своем спектакле: «В нашем мире нет чистого жанра – наша жизнь в каком-то роде веселый трагизм, поэтому в постановке есть что-то комедийное, есть что-то трагическое, мы определили жанр как комедию-мелодраму». Думаю, так режиссер ответил на целый ряд интересующих нас вопросов.

Режиссер идет в спектакле точно по тексту пьесы. Он ему следует и во вполне традиционном режиссерском решении мелодрамы, отталкиваясь от смыслов, заложенных драматургом. Функциональная сценография (художник-постановщик, давний соратник режиссера Виктор Пушкин), принципы актерского существования, пластический рисунок ролей (режиссер по пластике Наталья Петрова-Рудая), музыкальное оформление (Егор Машьянов) также идут от точного и глубокого прочтения автора режиссером. В современных спектаклях не часто увидишь такое уважительное отношение режиссера к тексту пьесы, тем более – современной.

Эта история о человеческих взаимоотношениях, о нас самих, о тех обстоятельствах, которые могут повлиять на наш характер, наши решения, нашу жизнь. Борис Гранатов предлагает улыбнуться, а местами и посмеяться, и при этом увидеть настоящую драму, в которой стоят вопросы нравственного выбора, дружбы и любви. Отсюда и жанр – комедийная мелодрама.

5RoSLRrT-Og.jpg

В первую очередь эта история, конечно же, про бабушку Зою, которой, как пишет автор пьесы, «около ста лет», хотя в спектакле нам как будто больше рассказывают о девушке Жене, которая приехала из деревни «покорять большой город». Но если прежде всего следить в спектакле за Владимиром, то обнаруживаешь человека, жизнь которого очень грустная, человека, который в итоге согласился упасть на колени перед своей безрадостной и даже угрюмой судьбой. Он переживает глубокую жизненную драму.

Режиссер показал не только необычную историю любви Владимира и Жени, но и любви, конечно же, сыновьей и материнской. А еще историю взаимоотношений, взаимопонимания и зарождающихся на наших глазах теплых дружеских чувств Жени и Зои. Изначально казалось, что они не то что не хотят подружиться, а даже ненавидят друг друга. Это видно в сцене их первой встречи, когда Зоя специально разбудила Женю. Зоя берет чашку с ложкой внутри, и трясет ее, как будто колокольчик. Поняв, что это не помогает, Зоя берет подушку и слегка душит Женю, вынуждая ту проснуться. Они делали все возможное, чтобы кто-нибудь из них не оказался третьим лишним. Но, как говорится, от ненависти до любви всего один шаг. Женя и Зоя постепенно начинают понимать, что Владимир любит и ту, и другую, что одна может помочь другой, что им втроем может быть хорошо. Так они приходят к общему разумному согласию. И вся эта любовь отчетливо живет в спектакле: они научились общаться без «камней за пазухой», дом становится их общим, забота друг о друге – скорее потребностью, чем обязанностью. Все идет к счастливому финалу, уже можно представить, как они втроем дружно живут дальше и долго, несмотря на Зоины «около ста лет». Однако все рухнуло. Друг Плоцкий оказался подлецом, поступив низко и жестоко по отношению к Жене и столь же низко по отношению к Владимиру. Своим поступком он испортил жизнь трем людям, разрушил такое возможное, рождающееся на глазах зрителя счастье. Все может поменяться из-за обстоятельств, и случиться это может даже за мгновение.

vdEzyaLluyc.jpg

Как сценически решает эту историю режиссер? Помним, что жанр он определил как комедию-мелодраму. Мелодрама, как известно, раскрывает духовный и чувственный мир героев в особых обстоятельствах, которые должны быть яркими, эмоциональными, в них сталкиваются контрастные добро и зло, любовь и предательство и т.п. То, что Гранатов пошел по этому пути, не удивительно, так как сам сюжет «толкает» историю именно в эту сторону. Появилась девочка, которая даже не думала, что в этих обстоятельствах может встретить свою любовь, но она случились, несмотря на то, что Владимир намного старше Жени, и, кажется, они никак не могут подойти друг другу. Но, как говорится, «любовь не спрашивает возраста». Владимиру понравился простой и честный характер Жени, ему показалось, что именно она могла бы сделать его счастливым. Они начинают верить, что лучшее их ждет впереди. Все это из зависти разрушает Плоцкий, неспособный радоваться чужому счастью, плоский, приземленный, крайне непорядочный человек. Не сумев объясниться, не найдя на это сил, Владимир и Женя возвращаются к своей старой безрадостной жизни, не попытавшись защитить себя и свою любовь. Грустно…

Однако мелодрама у Гранатова комедийная. Он добавил эту искру в свой спектакль и сделал его еще более привлекательным для зрителя. Шуточки, анекдоты, комедийные положения и ситуации заставляют зрителей смеяться, и хотя бы на несколько секунд забыть про то, что перед ними разворачивается драма жизни.

Владимир очень любит свою мать. И он, и она понимают, что пришло время, чтобы Зоя попрощалась с этим миром, и уже давно пора. Владимир часто шутит над мамой, не буквально, а намеками, шутками спрашивает, когда она собирается покинуть этот мир. Например, он не выполняет просьбу мамы «включить животных» по телевизору, либо сделать ей чай, отвечая, что программа закончилась, а чаю ей не надо. Он постоянно сдвигает ей шапку на глаза и просит, чтобы она спала. Конечно, в описании это звучит жестоко, но если посмотреть спектакль, то в этих сценах много смешного, а Владимир был и остается добрым человеком. Например, Владимир, рассказывая Жене о том, что мама давно пережила свой век, шутит, и юмор его черный: «К вашему приезду должны были девять дней справить, а оно видите как?». В другой ситуации Владимир, также шутя, говорит: «Если больной хочет жить, то медицина здесь бессильна». Да и Зоя, понимая, что это шутки, подыгрывает сыну. И все это звучит и происходит смешно и к месту. Режиссер очень тонко подошел к теме неотвратимого ухода из жизни, и актеры замечательно это реализуют на сцене. Забавно выглядит и то, как знакомятся, дружат и влюбляются такие разные люди, как восемнадцатилетняя «активная по жизни» девочка из деревни и шестидесятилетний ученный, который всю жизнь «жил под маминым крылом». Зрителю интересно и смешно наблюдать за ними, и он легко верит в возможность таких ситуаций, возникновения таких чувств.

v-SlcqJuINg.jpg

Посмотрим, как режиссер распределил роли, какие задачи поставил перед актерами и как они с этими задачами справились.

В спектакле три главных роли и две роли второго плана. Как уже говорилось выше, роль Зои Гранатов отдает Валентине Бурбо и для нее эта роль бенефисная. Уже только этим режиссер особо выделяет Зою, которую, кстати, и драматург выделил тоже, отправив ее имя в заглавие пьесы – «Как Зоя гусей кормила». Кстати, а при чем тут гуси? Оказывается, в старину в селе, где жила Зоя, когда приходило время умирать, доставали с чердака заранее припасенный гроб, наряжались во все новое и укладывались в ящик. Но за некоторыми смерть не торопилась приходить, тогда они вылезали из гроба, отправляли его обратно на чердак, нарядную одежду снимали, одевались в бедное и… шли гусей пасти. Зое выпала судьба пасти гусей.

По замыслу режиссера, именно Зоя несет основную трагикомическую нагрузку: ее уход из жизни неизбежен и главное, должен случиться скоро. Это трагично, пусть и закономерно («Все там будем»). Однако героиня Бурбо чаще вызывает у зрителя улыбку, чем экзистенциальную грусть. Актриса отлично справляется с задачей, поставленной перед ней режиссером: одновременно быть смешной и вызывать грустные мысли. Ее героиня «одной ногой в могиле», совершенно беззащитная перед старостью и жизненными обстоятельствами. Однако она хитрая, «себе на уме», вредная, эгоистичная, занудная. Зоя изначально появляется на инвалидной коляске, как будто она не может ходить вообще, ей нужна помощь, она беззащитная. Спустя некоторое время, когда она остается одна и понимает, что никто за ней не смотрит, спокойно встает с коляски и ходит, а когда Владимир возвращается с работы – она опять на коляске, беспомощная. Мать постоянно говорит и показывает сыну, где у нее болит, но в итоге, она показывает… везде, даже там, где не болит. Это доказывает, что Зоя обманным, хитрым способом хочет привлечь к себе много внимания. Где Зоя находит силы жить так долго? Что ее держит на этом свете? Сын. Умереть никак нельзя – кто же будет за него волноваться? как он будет жить один?

Роль сына Зои Владимира Гранатов отдает Эдуарду Аблавацкому, лауреату Государственной премии Вологодской области и просто одному из любимейших актеров вологодского зрителя. Читая пьесу, представляешь именно такого Владимира: совсем неспортивного телосложения, типичный ученый в возрасте, который живет со старой мамой и сам заботится о ней. Жизнь его однообразна: работа-дом, дом-работа. Многие зрители, следя за игрой Аблавацкого, могли полагать, что именно его герой является ключевым в этом спектакле, так как у него прорисовывается долгая жизненная драма. Он с рождения не получал отцовских советов, так как мать воспитывала его одна. Подрос, получил хорошее образование, выбился в люди, все его знают и уважают как большого ученого. Всю жизнь живет с мамой, заботится о ней, как и она о нем. У него просто не нашлось времени, чтобы познакомиться с девушкой и построить с ней счастливую жизнь. Чем старше становился Владимир, тем сложнее ему было построить свое личное счастье. Жизнь с мамой становилась все более однообразной и скучной жизнью. Отдушина одна – работа. Когда, наконец, он встретил Женю и понял, что чувства их взаимны, не хотел спешить, чтобы ничего не испортить: шутил с осторожностью, тщательно выбирал слова и мысли, ведь это, может быть, его последний шанс на счастливую семейную жизнь. Но страшное предательство друга рушит надежды. Потеряв свой последний шанс, он окончательно «разбился» и сдался.

Роль девицы Жени досталась Екатерине Чаукиной. Свою восемнадцатилетнюю героиню актриса играет отважно и, с точки зрения психофизики, достоверно, несмотря на яркую и даже преувеличенную характерность. Пластика, манеры, эмоциональность, внешний облик, включая костюмы и прически, юной и весьма экстравагантной деревенской особы – Гранатов точно по адресу отправил эту роль Чаукиной. Представьте девчонку, которая жила в деревне и вдруг переехала в большой город, да еще и с желанием круто поменять свою жизнь. Приезд в город – исключительное для нее событие, она не будет скрывать радость, это для нее необычное и важное приключение. Она попала в новый мир (город), новое место (дом Зои и Владимира), но все же думает и действует так, как ее учили – по-деревенски. Со временем она всему научится, а пока ходит, смотрит, спрашивает обо всем, что ей интересно, любопытная. Женя еще не привыкла ко всему, но это не мешает ей радоваться жизни. Именно такую Женю играет Екатерина Чаукина, точно следуя поставленным перед нею режиссером задачам.

Денис Долбышев в небольшой роли Плоцкого, обозначенной в списке действующих лиц как «друг Владимира», сумел показать, как в, казалось бы, хорошем человеке, давнишнем друге оказывается заключен если не буквальный враг, то уж завистник и подлец точно. Борис Гранатов очень хорошо знает своего актера, его широкий диапазон, склонность играть персонажей «не одной краской», умение скрывать до поры до времени настоящую натуру своего героя, чтобы ярко раскрыть ее в нужной сцене. Какой он на самом деле, заложено в самом начале его появления в действии. Плоцкий привез Женю для своего «лучшего друга», хочет понять, доросла ли она до того, чтобы, по сути, быть таким «подарком» или еще совсем наивная. Плоцкий говорит Жене, что любит ее «как человека», и в то же время откровенно осматривает ее фигуру. Очевидно, что у него уже тогда были грязные мысли. По сути, он выступал в роли сутенера, который сам не прочь попользоваться своим «товаром». И свои намерения он выполнит. Циничный и завистливый к счастью других, он разрушит жизнь Владимира и Жени, после чего еще и признается, что всегда пытался состязаться с другом и старался быть лучше Владимира, но у него не получалось.

Роль консьержки-уборщицы исполнила замечательная Елена Авдеенко, лауреат Государственной премии Вологодской области
заслуженная артистка России. Гастарбайтерша с восточной внешностью, говорит мелодично, с ярко выраженным акцентом – таким видит своего персонажа режиссер Гранатов. Она все замечает и слышит, про всех все знает. Добрая, свой человек в доме Зои и Владимира. Казалось бы, что консьержка случайный, маловажный персонаж, но Гранатов наделяет ее яркой сценической жизнью. С этой ролью Елена Авдеенко справилась безупречно. Она несет большую комедийную нагрузку. Она, как цепочка, пронизывает и соединяет сцены спектакля. Часто именно она не дает спектаклю заблудиться в сложном жанровом пространстве, а зрителю заскучать. Когда сцена меняется, консьержка под веселую музыку, иногда танцуя, появляется на сцене, держа в руках табличку с номером следующей сцены и, вешая эти таблички на ручку лифта, уходит. Она может «встрять» в любой разговор, она переживает за своих и чувствует чужого. Не удивительно, что эта, на первый взгляд, «маловажная» роль достается актрисе, чей комедийный дар яркий и в то же время тонкий.

Так мелодрама, которую с давних времен полагают королевой драматической сцены, щедро сдобренная юмором и в то же время отчетливо дающая понять, что жизнь – не сахар, а кормить гусей – занятие совсем не веселое, стараниями режиссера Бориса Гранатова и всего творческого коллектива не только уверенно заняла место в репертуаре Вологодского театра для детей и молодежи, но и стала таким важным и нужным событием Всероссийского театрального фестиваля имени Виктора Сергеевича Розова.

Автор
Артём Назлуханян, Фото Татьяна Хандурова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе